Характеристика хозяйства




В начале 1970-х гг. Испания в группу лидирующих стран мира, стала десятой промышленной державой планеты. Объем ВВП – 850,7 млрд. долл. По ППС (2003 г.), на душу населения – 21200 долл. Доля десятой части населения с самым высоким доходом составляет 25,2%. Денежная единица – евро.(8,106)1.

Испания – индустриальная страна, в которой большое значение имеют сельское хозяйство и отрасли непроизводственной сферы. В 2002 г. Испанию посетило свыше 51 млн. туристов. 95% туристов – из стран ЕС (Франция, Германия, Италия, Англия). Доходы от туризма – 11% ВВП (2003 г.).

Темпы экономического роста. В 1995-2003гг. среднегодовой прирост ВВП составил 2,6% (3,7% в 2003 г.). Решающий фактор экономического роста – внутренний спрос (свыше 4,5% ежегодно). Стратегическая задача экономической политики – дальнейшая либерализация, приватизация, дерегулирование экономики с целью большей адаптации к экономической структуре ЕС, развитие мелкого и среднего бизнеса, сферы НИОКР, модернизация и рационализация управленческих структур.

Наука. Расходы на НИОКР составляют 1% ВВП. Основные ассигнования направляют в информатику, робототехнику, биотехнологию, электротехническую и химическую промышленность. Испания стремится усилить свой технологический баланс за счет развития образования.

Налогово-бюджетная сфера. В 1991-2003 гг. бюджетный дефицит сократился с 7,1% до 1,6% ВВП. Бюджетные доходы составили 10,5 млрд. долл.(2003г.). Продолжалась политика реформирования налоговой системы на региональном и местном уровнях.

Денежно-кредитная политика обеспечивала финансовую стабильность (темпы инфляции сократились с 11,4% в 1991г. до 3,0% в 2003г.) и координацию экономической политики в строгом соответствии с задачами и приоритетами экономической политики. Ссудный долгосрочный процент упал с 10% в 1993г. до 4,2% в 2003г. Приоритеты социальной политики – обеспечение занятости, дальнейшее реформирование системы образования, здравоохранения, пенсионной системы, трудового законодательства, развитие социального диалога. Уровень безработицы снизился, хотя и остается самым высоким в ЕС.(8,106)1.

 

Промышленность

По ряду показателей в обрабатывающей промышленности (производство автомобилей, судов, станков, телекоммуникационного оборудования, продукции нефтехимической, легкой и пищевкусовой промышленности) Испания входит в первую десятку мировых производителей. Главной движущей силой промышленного развития является сектор телекоммуникаций и информационных технологий (8% ВВП), автомобилестроение (свыше 3 млн. автомобилей ежегодно, почти 6% ВВП). ВВП увеличился на 1,1% (2003 г.).(8,107)2.

В индустрии активно представлены иностранные ТНК – «Форд», «Дженерал моторс», «Мишлен», «Нестле», «Юнилевер», «Пирелли», «Филипс», «Сименс», «Оливетти». В числе десяти ведущих отечественных промышленных компаний: «Репсол» (нефтепереработка), «Телефоника» (телекоммуникации), «Табакалера» (пищевая промышленность), «Сепса» (нефтепереработка), «Фаса Рено», «Сеат», «Форд Эспанья», «Дженерал моторс Эспанья» (автомобилестроение), «Эндеса», «Идроэлектрика Эспаньола» (электроэнергетика).

Топливно-энергетический комплекс. Испания сравнительно слабо обеспечена энергоносителями (37%), поэтому предполагается увеличивать их импорт, развивать энергосберегающие технологии, внедрять аппаратуру, уменьшающую потребление электроэнергии.

Основные месторождения каменного угля сосредоточены в Кантабрийских горах (75% добычи), при этом большая часть добычи приходится на бурый уголь. Добыча и количество угольных шахт сокращаются. Главная угледобывающая компания – «Уноса».

Нефти добывается очень мало, и подавляющая часть её импортируется из стран Персидского залива, Северной и Западной Африки и Венесуэлы. Импортная нефть доставляется морем, поэтому НПЗ в основном размещаются в портовых городах – Эскомбрерасе, Таррагоне, Альхесирасе, Уэльве, Ла-Корунье, Бильбао, Санта-Крус-де-Тенерифе. По нефтепроводу из Малаги нефть поступает на крупнейший НПЗ в Пуэртольяно. Это предприятие обслуживает Мадрид и расположено на трассе Мадрид – Малага.

Наибольшая добыча газа ведется на месторождениях Арагона, Страны Басков и в районе Севильи. Испания обеспечивает только ¼ потребностей в газе.

Электроэнергетика имеет высокие темпы роста. ТЭС и АЭС размещаются в угольных бассейнах и вблизи НПЗ. Сейчас в стране 9 атомных реакторов, но с 1983 г. Объявлен мораторий на строительство новых АЭС. Стимулируются работы по освоению альтернативных источников энергии (солнечной, ветровой и т.д.), развивая научные исследования в энергетике.

Черная металлургия испытывает кризис. Испания обеспечена железной рудой и рудами легирующих металлов, но зависит от ввоза коксующегося угля. Значение добычи железной руды вследствие истощения запасов снижается, увеличивается роль бассейнов. Всего производится более 12 млн. т стали. Самый крупный производитель нержавеющей стали – фирма «Асеринокс». Выпускает трубы, идущие на экспорт. Испанские автомобильные заводы, принадлежащие иностранным компаниям, ориентируются на импортный металл, поэтому металлургия вынуждена экспортировать свою продукцию. Главные центры черной металлургии – Сестао (Страна Басков), Сагунто (Валенсия), Авилес (Астурия).

Цветная металлургия хорошо обеспечена сырьем и работает в основном на внутренний рынок. Большинство добываемой ртути вывозится в Японию, экспортируется цинк и вольфрам. Работают свинцовоплавильные, алюминиевые и медеплавильные заводы. Ведущие позиции в цветной металлургии занимает компания «Инеспал». (10, 486-489)1.

 

Машиностроение

Машиностроение превратилось в ведущую отрасль экономики. Создается комплекс динамичных наукоемких отраслей, в сфере информатики, включая производство компьютеров, электронных компонентов телекоммуникации. Эти отрасли ориентированы на внутренний рынок. К числу отраслей с большой экспортной ориентацией относятся электронная, авиакосмическая промышленность, производство средств связи. Автомобилестроение занимает 4-е место в Европе, оно находится под контролем иностранного капитала. Главная испанская автомобильная фирма «Сеат» - филиал немецкого «Фольксвагена». Автомобили занимают 1-е место в испанском экспорте. Центры производства размещены в Барселоне, Мадриде, Вальядолиде, Севилье, Виго. Судостроение, производственные мощности которого составляют 25% потенциала ЕС, является одной из конкурентоспособных отраслей. Оно специализировано на производстве судов для транспортировки сжиженного газа и химических продуктов, рудовозов, рыболовецких судов, контейнеровозов, нефтяных платформ. Судостроение размещается в Кадисе, Бильбао, Эль-Ферроле, Виго. В авиаракетной промышленности производятся легкие транспортные самолеты испанской конструкции и реактивные самолеты. Главные центры –

Мадрид и Барселона. Хорошо развито станкостроение – страна занимает 5-е место в ЕС по выпуску станков, половина продукции идет на экспорт.

Химическая промышленность представлена производством кислот, смол, пластмасс, синтетического каучука, химического волокна, удобрений, красителей и фармацевтики. Главные центры химии – Пуэртольяно и Авилес. Наибольшая концентрация химических заводов – в Каталонии.

Текстильная промышленность слабо концентрирована, что осложняет использование современной технологии и модернизацию, она испытывает и сильную конкуренцию греческих и португальских тканей и тканей из «дешевых» стран. Центры производства – Каталония, Севилья, Валенсия.

Обувная промышленность высококонкурентоспособна, что обусловлено богатыми традициями, быстрой адаптацией к требованиям рынка и дешевой, но квалифицированной рабочей силой. Предприятия размещены в Аликанте и на Балеарских островах.

Высока доля пищевой промышленности. Для неё характерны кустарно-ремесленные и фамильные предприятия, слабая технология, низкая квалификация рабочей силы. Выделяется производство мясомолочной продукции, вина, растительных масел, плодоконсервная, рыбоконсервная промышленность. (10, 489-491)1.

 

Транспорт

Характерной чертой автомобильного транспорта является его концентрация – на долю Мадрида и Барселоны приходится 1/3 всего парка и межпровинциальных перевозок. Самая хорошая ситуация с автодорогами в Стране Басков. Одна из крупнейших автострад – «Берег Солнца» проходит по побережью Средиземного моря и имеет большое значение для туризма. Протяженность автомобильных дорог составляет 664 тыс. км, из них 8 тыс. км – высокоскоростные трассы.(8,107)1.

Протяженность железных дорог – 14 тыс. км, по их плотности страна на одном из последних мест в Европе. Основная часть железных дорог принадлежит государственной компании РЕНФЕ.

Морской флот насчитывает более 1800 судов. Через порты проходит 80% импорта и 70% экспорта страны. Крупные порты: Бильбао, Картахена, Барселона, Валенсия, Таррагона. Велико значение испанских портов в пассажирских перевозках, в частности туристских.

Большая часть авиаперевозок приходится на международные линии. Число аэропортов – 152 (включая частные), их ежегодная пропускная способность – свыше 80 млн. пассажиров. Самые крупные аэропорты: Мадрид, Малага, Лас Пальмас, Барахас. Главная авиационная компания страны – «Иберия». (10,494)2.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: