Методические указания для студентов 3 курса
Специальности 060101 Лечебное дело
к практическому занятию
по дисциплине «Патофизиология, клиническая патофизиология»
Тема: Типовые нарушения органно-тканевого кровообращения и микроциркуляции.
ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых нарушениях местного кровообращения. Изучить в эксперименте на животных нарушения кровообращения при артериальной и венозной гиперемиях, тромбозе, ишемии.
ЗАДАЧИ:
- рассмотреть общие механизмы нарушений кровообращения при артериальной и венозной гиперемиях, тромбозе, ишемии; их проявления, последствия и принципы коррекции;
- обучить принципам моделирования и методам оценки нарушений тканевого кровообращения в эксперименте;
- изучить роль нарушения кровообращения в развитии заболеваний человека.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
До изучения темы: строение сосудистого русла, механизмы регуляции просвета сосудов и интенсивности тканевого кровотока.
После изучения темы: виды, этиологию, патогенез, последствия, принципы коррекции местных расстройств кровообращения, патогенез нарушений микроциркуляции.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: моделировать артериальную гипермию, ишемию, жировую эмболию; работать с увеличительной техникой, разбирать ситуационные задачи по теме занятия.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками работы с лабораторными животными и оборудованием, навыками разбора ситуационных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Тест-контроль исходного уровня знаний.
2. Беседа по теме занятия по вопросам:
1). Артериальная гиперемия: виды, этиология, патогенез расстройств микроциркуляции, макро- и микроскопические проявления, последствия.
2). Венозная гиперемия: этиология, патогенез, макро- и микроскопические проявления, последствия. Синдром хронической венозной недостаточности.
3). Ишемия, ее виды, этиология, патогенез расстройств микроциркуляции, макро- и микроскопические проявления. Значение уровня функционирования ткани и органа, шунтирования и коллатерального кровообращения в исходе ишемии.
4). Этиология и патогенез тромбообразования, его исходы и последствия.
5). Эмболия, ее виды, этиология, патогенез расстройств микроциркуляции, последствия.
6). Стаз, виды, этиология, патогенез, последствия.
7). Типовые формы расстройств микроциркуляции крови и лимфы: внутрисосудистые, трансмуральные, внесосудистые. Их причины, возможные механизмы проявления и последствия. Понятие о капилляротрофической недостаточности.
Практическая работа.
3.1. Сделать лабораторную работу «Нейропаралитическая артериальная гиперемия в плавательной перепонке лягушки».
Цель: изучить роль нервной регуляции в патогенезе нейропаралитической артериальной гиперемии.
Методика проведения: лягушку обездвижить. Отпрепарировать седалищный нерв и взять его на лигатуру. Затем над средним отверстием препаровального столика расправить перепонку задней лапки и пронаблюдать под микроскопом картину нормального кровообращения, оценивая по 4-балльной шкале: величину просвета артериол, количество функционирующих капилляров, линейную скорость кровотока, объемную скорость кровотока.
После этого перерезать седалищный нерв, в составе которого идут сосудосуживающие волокна, и проследить за развитием артериальной гиперемии, отмечая каждые 5 минут изменение показателей по 4-балльной шкале (в крестах). Картину гиперемии зарисовать.
Таблица 1. Динамика изменений микроциркуляции при артериальной гиперемии.
Микроскопические признаки | Фон | Гиперемия (время в мин) | ||||
Диаметр микрососудов | ||||||
Количество функционирующих капилляров | ||||||
Линейная скорость кровотока | ||||||
Обьемная скорость кровотока |
В выводе указать главное звено в патогенезе нейропаралитической артериальной гиперемии и описать макроскопические и микроскопические изменения микроциркуляции при данном типовом патологическом процессе.
Вывод:
3.2. Сделать лабораторную работу «Рефлекторная ишемия в плавательной перепонке лягушки».
Цель: изучить патогенез, микро- и макроскопические изменения при рефлекторной ишемии на препарате плавательной перепонки лягушки.
Методика:для данного опыта используют тот же препарат, что и в опыте N 1. Не убирая препарат перепонки из-под микроскопа, найти периферический конец седалищного нерва и раздражать его пощипыванием пинцетом.
Исследовать изменения кровообращения во время стимуляции нерва, отметив изменения: 1) просвета артериол; 2) скорости кровотока; 3) количество функционирующих капилляров.
Полученные результаты занести в таблицу. Наблюдаемую картину зарисовать. Сделать заключение, указав: 1) вид данной ишемии; 2) механизм развития этой ишемии; 3) микроскопические признаки ишемии.
Таблица 2. Изменения микроциркуляции при ишемии.
Микроскопические признаки | Фон | При раздражении седалищного нерва |
Диаметр микрососудов | ||
Кол-во функционирующих капилляров | ||
Линейная скорость кровотока | ||
Обьемная скорость кровотока |
Вывод:
3.3. Сделать лабораторную работу «Экспериментальная модель образования патологического внутрисосудистого тромба».
Цель: изучить причины формирования внутрисосудистого тромба и варианты нарушения местного кровообращения.
Методика: лягушку обздвиживают. Готовится препарат брыжейки тонкого кишечника. Для этого у лягушки делают послойный разрез сбоку, извлекают петли тонкого кишечника, брыжейку расправляют над отверстием препаровальной доски. Приготовленный препарат помещают под малое увеличение микроскопа и отыскивают место слияния двух вен. Затем конец препаровальной иглы, смачивают водой и захватывают маленький кристалик поваренной соли, который помещают в развилку сосудов. Наблюдают за образованием пристеночного тромба и формированием расстройств кровообращения при этом. Микроскопическую картину тромбоза зарисовать. Отметить: 1) ширину просвета вен и капилляров; 2) линейную и обьемную скорость кровотока; 3) маятникообразное движение крови. В выводе указать основные условия, способствующие образованию патологического тромба, перечислить виды местных расстройств кровообращения, моделируемых в этом эксперименте.
Вывод:
3.4. Сделать лабораторную работу «Экспериментальная модель образования защитного гемостатического тромба при кровотечении из сосуда».
Цель: изучить закономерности формирования гемостатического тромба при нарушении целостности стенки сосуда.
Методика: у той же лягушки найти мелкую артерию и острожно, под контролем глаза через микроскоп, проколоть стенку артерии. Пронаблюдать за кровотечением и образованием тромба. Зарисовать микроскопическую картину. Сделать заключение о характере возникающей при кровотечении реакции, отметив: 1) скорость; 2) интенсивность; 3) локализацию образующегося тромба; 4) значение его в данном случае. В выводе отметить закономерности формирования защитного гемостатического тромба его значение.
Вывод:
3.5. Сделать лабораторную работу «Жировая эмболия сосудов брыжейки лягушки».
Цель: изучить закономерности формирования нарушений микроциркуляции при эмболии микрососудов брыжейки тонкого кишечника.
Методика: лягушку децеребрировать, обнажить сердце, приготовить препарат брыжейки. В полость желудочка сердца вводят 0,2 - 0,3 мл слегка подогретого вазелинового масла. Наблюдают за продвижением эмболов в просвете сосудов брыжейки и развитием расстройств кровообращения. Обратить внимание на общие признаки расстройства кровообращения в брыжейке (цвет, количество видимых сосудов, их ширину), картину эмболии зарисовать. Сделать заключение, указав, виды расстройств кровообращения, формирующиеся при попадании жира в сосудистое русло.
Примечание: во избежание высыхания тканей, перепонку и брыжейку смачивают физиологическим раствором.
Вывод:
Ситуационные задачи для разбора на занятии