Ситуационные задачи для разбора на занятии




Методические указания для студентов 3 курса

Специальности 060101 Лечебное дело

к практическому занятию

по дисциплине «Патофизиология, клиническая патофизиология»

 

Тема: Типовые нарушения органно-тканевого кровообращения и микроциркуляции.

 

ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых нарушениях местного кровообращения. Изучить в эксперименте на животных нарушения кровообращения при артериальной и венозной гиперемиях, тромбозе, ишемии.

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть общие механизмы нарушений кровообращения при артериальной и венозной гиперемиях, тромбозе, ишемии; их проявления, последствия и принципы коррекции;

- обучить принципам моделирования и методам оценки нарушений тканевого кровообращения в эксперименте;

- изучить роль нарушения кровообращения в развитии заболеваний человека.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: строение сосудистого русла, механизмы регуляции просвета сосудов и интенсивности тканевого кровотока.

После изучения темы: виды, этиологию, патогенез, последствия, принципы коррекции местных расстройств кровообращения, патогенез нарушений микроциркуляции.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: моделировать артериальную гипермию, ишемию, жировую эмболию; работать с увеличительной техникой, разбирать ситуационные задачи по теме занятия.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками работы с лабораторными животными и оборудованием, навыками разбора ситуационных задач.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Тест-контроль исходного уровня знаний.

2. Беседа по теме занятия по вопросам:

1). Артериальная гиперемия: виды, этиология, патогенез расстройств микроциркуляции, макро- и микроскопические проявления, последствия.

2). Венозная гиперемия: этиология, патогенез, макро- и микроскопические проявления, последствия. Синдром хронической венозной недостаточности.

3). Ишемия, ее виды, этиология, патогенез расстройств микроциркуляции, макро- и микроскопические проявления. Значение уровня функционирования ткани и органа, шунтирования и коллатерального кровообращения в исходе ишемии.

4). Этиология и патогенез тромбообразования, его исходы и последствия.

5). Эмболия, ее виды, этиология, патогенез расстройств микроциркуляции, последствия.

6). Стаз, виды, этиология, патогенез, последствия.

7). Типовые формы расстройств микроциркуляции крови и лимфы: внутрисосудистые, трансмуральные, внесосудистые. Их причины, возможные механизмы проявления и последствия. Понятие о капилляротрофической недостаточности.

 

Практическая работа.

3.1. Сделать лабораторную работу «Нейропаралитическая артериальная гиперемия в плавательной перепонке лягушки».

Цель: изучить роль нервной регуляции в патогенезе нейропаралитической артериальной гиперемии.

Методика проведения: лягушку обездвижить. Отпрепарировать седалищный нерв и взять его на лигатуру. Затем над средним отверстием препаровального столика расправить перепонку задней лапки и пронаблюдать под микроскопом картину нормального кровообращения, оценивая по 4-балльной шкале: величину просвета артериол, количество функционирующих капилляров, ли­нейную скорость кровотока, объемную скорость кровотока.

После этого перерезать седалищный нерв, в составе которого идут сосудосуживающие волокна, и проследить за развитием артериальной гиперемии, отмечая каждые 5 минут изменение показателей по 4-балльной шкале (в крестах). Картину гиперемии зарисовать.

Таблица 1. Динамика изменений микроциркуляции при артериальной гиперемии.

Микроскопические признаки Фон Гиперемия (время в мин)
         
Диаметр микрососудов            
Количество функционирующих капилляров            
Линейная скорость кровотока            
Обьемная скорость кровотока            

 

В выводе указать главное звено в патогенезе нейропаралитической артериальной гиперемии и описать макроскопические и микроскопические изменения микроциркуляции при данном типовом патологическом процессе.

Вывод:

 

3.2. Сделать лабораторную работу «Рефлекторная ишемия в плавательной перепонке лягушки».

Цель: изучить патогенез, микро- и макроскопические изменения при рефлекторной ишемии на препарате плавательной перепонки лягушки.

Методика:для данного опыта используют тот же препарат, что и в опыте N 1. Не убирая препарат перепонки из-под микроскопа, найти периферический конец седалищного нерва и раздражать его пощипыванием пинцетом.

Исследовать изменения кровообращения во время стимуляции нерва, отметив изменения: 1) просвета артериол; 2) скорости кровотока; 3) количество функционирующих капилляров.

Полученные результаты занести в таблицу. Наблюдаемую картину зарисовать. Сделать заключение, указав: 1) вид данной ишемии; 2) механизм развития этой ишемии; 3) микроскопические признаки ишемии.

Таблица 2. Изменения микроциркуляции при ишемии.

Микроскопические признаки Фон При раздражении седалищного нерва
Диаметр микрососудов    
Кол-во функционирующих капилляров    
Линейная скорость кровотока    
Обьемная скорость кровотока    

Вывод:

 

3.3. Сделать лабораторную работу «Экспериментальная модель образования патологического внутрисосудистого тромба».

Цель: изучить причины формирования внутрисосудистого тромба и варианты нарушения местного кровообращения.

Методика: лягушку обздвиживают. Готовится препарат брыжейки тонкого кишечника. Для этого у лягушки делают послойный разрез сбоку, извлекают петли тонкого кишечника, брыжейку расправляют над отверстием препаровальной доски. Приготовленный препарат помещают под малое увеличение микроскопа и отыскивают место слияния двух вен. Затем конец препаровальной иглы, смачивают водой и захватывают маленький кристалик пова­ренной соли, который помещают в развилку сосудов. Наблюдают за образованием пристеночного тромба и формированием расстройств кровообращения при этом. Микрос­копическую картину тромбоза зарисовать. Отметить: 1) ширину просвета вен и капилляров; 2) линейную и обьемную скорость кровотока; 3) маятникообразное движение крови. В выводе указать основные условия, способствующие образованию патологического тромба, перечислить виды местных расстройств кровообращения, моделируемых в этом эксперименте.

Вывод:

 

3.4. Сделать лабораторную работу «Экспериментальная модель образования защитного гемостатического тромба при кровотечении из сосуда».

Цель: изучить закономерности формирования гемостатического тромба при нарушении целостности стенки сосуда.

Методика: у той же лягушки найти мелкую артерию и острожно, под контролем глаза через микроскоп, проколоть стенку артерии. Пронаблюдать за кровотечением и образованием тромба. Зарисовать микроскопическую картину. Сделать заключение о характере возникающей при кровотечении ре­акции, отметив: 1) скорость; 2) интенсивность; 3) локализацию образую­щегося тромба; 4) значение его в данном случае. В выводе отметить закономерности формирования защитного гемостатического тромба его значение.

Вывод:

 

3.5. Сделать лабораторную работу «Жировая эмболия сосудов брыжейки лягушки».

Цель: изучить закономерности формирования нарушений микроциркуляции при эмболии микрососудов брыжейки тонкого кишечника.

Методика: лягушку децеребрировать, обнажить сердце, приготовить препарат брыжейки. В полость желудочка сердца вводят 0,2 - 0,3 мл слегка подогретого вазелинового масла. Наблюдают за продвижением эмболов в просвете сосудов брыжейки и развитием расстройств кровообращения. Обратить внимание на общие признаки расстройства кровообращения в брыжейке (цвет, количество видимых сосудов, их ширину), картину эмболии зарисовать. Сделать заключение, указав, виды расстройств кровообращения, формирующиеся при попадании жира в сосудистое русло.

Примечание: во избежание высыхания тканей, перепонку и брыжейку смачивают физиологическим раствором.

Вывод:

Ситуационные задачи для разбора на занятии



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: