Полное житие святителя Моисея, архиепископа Новгородского




Свя­той Мо­и­сей был сы­ном име­ни­то­го, бо­га­то­го и слав­но­го ро­ди­те­ля Филип­па и в ми­ре на­зы­вал­ся Мит­ро­фа­ном. Ро­ди­ной его был Ве­ли­кий Нов­го­род. Обу­чив­шись гра­мо­те и по­сто­ян­но чи­тая Свя­щен­ное Пи­са­ние, он измла­да воз­лю­бил Хри­ста: ча­сто по­се­щал храм Бо­жий, был се­рье­зен и со­сре­до­то­чен и не при­бли­жал­ся к иг­ра­ю­щим де­тям. Бла­го­че­сти­вый от­рок тай­но ушел из до­ма ро­ди­тель­ско­го в Твер­ской От­роч мо­на­стырь, где и по­стриг­ся в мо­на­ше­ство с име­нем Мо­и­сея. Пост, по­слу­ша­ние и мо­лит­ва бы­ли укра­ше­ни­я­ми но­во­по­стри­жен­но­го ино­ка и стя­жа­ли ему в той оби­те­ли нема­лую сла­ву. Меж­ду тем ро­ди­те­ли ис­ка­ли неожи­дан­но ис­чез­нув­ше­го юно­шу и мно­го скор­бе­ли о нем, а ко­гда на­шли, то упро­си­ли его пе­рей­ти в мо­на­стырь, бли­жай­ший к Нов­го­ро­ду. Усту­пая неот­ступ­ным прось­бам и же­лая из­бе­жать мол­вы и сла­вы о сво­их ино­че­ских по­дви­гах, свя­той Мо­и­сей пе­ре­се­лил­ся в Кол­мов мо­на­стырь, где усу­гу­бил свои по­дви­ги, «Бо­же­ствен­ною рев­но­стью рас­па­ля­ем, в дни и но­щи удру­чая те­ло свое».

За свою по­движ­ни­че­скую жизнь сна­ча­ла он был ру­ко­по­ло­жен ар­хи­епи­ско­пом Да­ви­дом в иеро­мо­на­ха, а за­тем воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та и на­зна­чен на­сто­я­те­лем Нов­го­род­ско­го Юрье­ва мо­на­сты­ря. Недол­го он был в этом мо­на­сты­ре и сно­ва воз­вра­тил­ся в свой лю­би­мый Кол­мов мо­на­стырь.

В 1324 го­ду, по смер­ти ар­хи­епи­ско­па Да­ви­да, ар­хи­манд­рит Мо­и­сей, по из­во­ле­нию Бо­жию, при­чтом и все­ми людь­ми воз­ве­ден был на ар­хи­епи­ско­пию Нов­го­род­скую, а в 1326 го­ду хи­ро­то­ни­сан в Москве мит­ро­по­ли­том всея Ру­си свя­тым Пет­ром. В труд­ное вре­мя при­шлось свя­ти­тель­ство­вать свя­то­му Мо­и­сею: неод­но­крат­ные по­жа­ры, опу­сто­шав­шие Нов­го­род с его мно­го­чис­лен­ны­ми хра­ма­ми, на­род­ные вол­не­ния, со­про­вож­дав­ши­е­ся гра­бе­жа­ми и дер­жав­шие всех в стра­хе, угро­за та­тар, пре­сле­до­вав­ших непо­кор­ных им кня­зей, – вот пе­чаль­ные со­бы­тия пер­вых лет управ­ле­ния Нов­го­род­ской ка­фед­рой свя­то­го Мо­и­сея. Од­на­ко, несмот­ря на эти небла­го­при­ят­ные об­сто­я­тель­ства, вла­ды­ка Мо­и­сей укра­шал Нов­го­род хра­ма­ми Бо­жи­и­ми; так, в 1327 го­ду по­стро­ил цер­ковь во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Де­ся­тин­ском мо­на­сты­ре, укра­сил ее свя­ты­ми ико­на­ми, снаб­дил кни­га­ми.

Свя­той Мо­и­сей был доб­рым пас­ты­рем сво­е­го ста­да, про­во­дил свою жизнь в стро­гом воз­дер­жа­нии; от­ли­чал­ся лю­бо­вью к кни­гам, со­брал мно­гих пис­цов, ко­то­рые пе­ре­пи­са­ли мно­го книг, глав­ным об­ра­зом бо­го­слу­жеб­ных, для хра­мов Бо­жи­их. Свя­ти­тель был ми­ло­серд и со­стра­да­те­лен к бед­ным: был оби­ди­мым по­мощ­ник, вдо­вам за­ступ­ник, из­бав­лял их от на­силь­ни­ков, не устра­ша­ясь ли­ца силь­но­го, и мно­гих ис­пра­вил сво­и­ми уве­ща­ни­я­ми.

По про­ше­ствии пя­ти лет свя­ти­тель­ства свя­той Мо­и­сей ска­зал жи­те­лям Нов­го­ро­да: «Из­бе­ри­те се­бе му­жа до­стой­но­го, а я вас бла­го­слов­ляю».

На его ме­сто вы­бран был нов­го­род­ца­ми свя­щен­ник Гри­го­рий Ка­ли­ка (то есть «па­лом­ник»), по мо­на­ше­ско­му име­ни Ва­си­лий.

Свя­той Мо­и­сей оста­вил в 1330 го­ду ар­хи­епи­ско­пию, уда­лил­ся в Кол­мов мо­на­стырь и там при­нял схи­му. Ища уеди­не­ния, он спу­стя пять лет пе­ре­се­лил­ся на про­ти­во­по­лож­ный бе­рег ре­ки Вол­хо­ва в пу­стын­ное ме­сто и ос­но­вал там Де­ре­вя­ниц­кий мо­на­стырь с хра­мом в честь Вос­кре­се­ния Гос­под­ня. Но не укрыл­ся и здесь этот све­тиль­ник от взо­ров люд­ских: бо­яре и про­стые лю­ди зна­ли по­движ­ни­че­скую жизнь свя­ти­те­ля и при­хо­ди­ли по­учать­ся от него день и ночь. Так про­шло бо­лее 20 лет стро­го мо­на­ше­ской жиз­ни свя­ти­те­ля Мо­и­сея. В 1352 го­ду он по­стро­ил ка­мен­ную цер­ковь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на Во­ло­то­ве и при ней мо­на­стырь.

В том же 1352 го­ду скон­чал­ся ар­хи­епи­скоп Нов­го­род­ский Ва­си­лий, воз­вра­щав­ший­ся из Пско­ва, где был силь­ный мор. Нов­го­род­цы умо­ли­ли свя­то­го Мо­и­сея воз­вра­тить­ся на свой пре­стол и при­нять управ­ле­ние паст­вой. В 1353 го­ду вла­ды­ка по­сы­лал по­слов в Ца­рь­град к ца­рю Иоан­ну Кан­та­ку­зе­ну и пат­ри­ар­ху Фило­фею с жа­ло­бой на оби­ды от мит­ро­по­ли­та Фе­о­гно­ста. Со­хра­ни­лись (от 1354 г.) два по­сла­ния пат­ри­ар­ха к вла­ды­ке Мо­и­сею, в ко­то­рых он уве­ще­ва­ет его под­чи­нять­ся Мос­ков­ско­му мит­ро­по­ли­ту. Доб­ро­де­тель­ная жизнь свя­ти­те­ля Мо­и­сея бы­ла из­вест­на и в Кон­стан­ти­но­по­ле. В 1354 го­ду по­слы воз­вра­ти­лись и при­вез­ли вла­ды­ке жа­ло­ван­ную с зо­ло­той пе­ча­тью гра­мо­ту от им­пе­ра­то­ра и кре­ст­ча­тые ри­зы от пат­ри­ар­ха. Вто­рич­ное управ­ле­ние свя­то­го Мо­и­сея епар­хи­ей озна­ме­но­ва­лось по­строй­кой в Нов­го­ро­де мно­гих церк­вей. По ска­за­нию ле­то­пи­сей, вла­ды­кой Мо­и­се­ем по­стро­е­ны: Зна­мен­ская цер­ковь (1354 г.) и Дмит­ри­ев­ская в Тор­гу на Лу­бя­ни­це в том же го­ду, Ско­во­род­ский мо­на­стырь с цер­ко­вью во имя свя­то­го Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла (1355 г.), Успен­ская цер­ковь в Ра­до­го­ви­цах (1357 г.) и то­гда же цер­ковь во имя Свя­та­го Ду­ха в мо­на­сты­ре то­го же име­ни, цер­ковь во имя Со­ро­ка му­че­ни­ков и свя­то­го Ге­ор­гия на Лу­бя­ни­це, в 1359 го­ду Про­ко­пи­ев­ская на кня­жем дво­ре и свя­то­го Иоан­на Бо­го­сло­ва в жен­ской оби­те­ли. Умно­жая хра­мы, свя­ти­тель доб­ре пас вве­рен­ное ему ста­до, мно­гих утвер­дил он уче­ни­ем сво­им и на­ста­вил, хо­тя и сам пре­тер­пел от бе­сов мно­гие на­па­сти. Есть из­ве­стие, что свя­той Мо­и­сей под­ви­зал­ся доб­рым по­дви­гом про­тив стри­голь­ни­ков-ере­ти­ков, вос­став­ших про­тив цер­ков­ной иерар­хии. К по­дви­гам свя­то­го Мо­и­сея долж­но быть от­не­се­но и уни­что­же­ние в 1358 го­ду в Нов­го­ро­де язы­че­ско­го обы­чая «бить боч­ки». Нов­го­род­цы це­ло­ва­ли крест в том, что впредь оста­вят этот обы­чай. Свя­ти­тель на­пи­сал мно­го книг. Пись­мен­ных по­уче­ний свя­ти­те­ля не со­хра­ни­лось до на­ше­го вре­ме­ни, до нас до­шло толь­ко три Еван­ге­лия, спи­сан­ные по по­ве­ле­нию бо­го­лю­би­во­го ар­хи­епи­ско­па Мо­и­сея, од­но из них на­пи­са­но в 1355 го­ду.

Сла­бость ли сил те­лес­ных по­чув­ство­вал вла­ды­ка, лю­бовь ли к уеди­не­нию ска­за­лась силь­нее, толь­ко в 1359 го­ду он вновь об­ра­тил­ся к нов­го­род­цам с та­ки­ми сло­ва­ми: «Из­бе­ри­те се­бе му­жа, ко­то­ро­го вам Бог даст».

Несмот­ря на уси­лен­ные прось­бы и моль­бы, вла­ды­ка уда­лил­ся на по­кой в по­стро­ен­ный им Ско­во­род­ский мо­на­стырь. Но Бог еще раз при­звал свя­ти­те­ля к де­я­тель­но­сти. В год уда­ле­ния его с ар­хи­епи­ско­пии по слу­чаю сме­ны по­сад­ни­ка в Нов­го­ро­де вспых­нул силь­ный мя­теж: умерт­ви­ли мно­гих бо­яр, раз­ру­ши­ли Вол­хов­ский мост и три дня сто­я­ли друг про­тив дру­га жи­те­ли Тор­го­вой и Со­фий­ской сто­рон, го­то­вясь всту­пить в оже­сто­чен­ный бой. То­гда при­шел из сво­е­го уеди­не­ния ста­рец свя­ти­тель Мо­и­сей; с кре­стом в ру­ках, окру­жен­ный ду­хо­вен­ством, он встал на остат­ках раз­ру­шен­но­го мо­ста по­сре­ди враж­ду­ю­щих сто­рон, бла­го­сло­вил их и ска­зал: «Де­ти, не поды­май­те бра­ни, да не бу­дет по­хва­лы по­га­ным, а свя­тым церк­вам и ме­сту се­му пу­сто­ты! Не всту­пай­те в бой!»

Мя­теж утих. Бог не по­пустил диа­во­лу по­сме­ять­ся над хри­сти­а­на­ми. Вла­ды­ка уда­лил­ся в свою оби­тель, под­ви­зал­ся там в по­сте и мо­лит­ве и был об­раз­цом сми­ре­ния и бла­го­че­стия для со­бран­ной им бра­тии.

Ти­хая бла­жен­ная кон­чи­на свя­ти­те­ля Мо­и­сея по­сле­до­ва­ла в 1362 го­ду, в 25-й день ян­ва­ря ме­ся­ца. С ве­ли­кой че­стью, при все­на­род­ном пла­че по­гре­бен был вла­ды­ка Мо­и­сей в Ско­во­род­ском мо­на­сты­ре. Свя­ти­тель Мо­и­сей был про­слав­лен от Бо­га чу­де­са­ми вско­ре по­сле бла­жен­ной кон­чи­ны: при­бе­га­ю­щие с ве­рою к чест­ным его мо­щам му­жи и же­ны по­лу­ча­ют здра­вие, наи­па­че же же­ны ис­целе­ва­ют, одер­жи­мые сво­и­ми немо­ща­ми.

Вско­ре по­сле бла­жен­ной кон­чи­ны свя­то­го Мо­и­сея че­ло­век трид­цать раз­бой­ни­ков хо­те­ли раз­гра­бить Ско­во­род­ский мо­на­стырь, по­ла­гая, что свя­ти­тель оста­вил ему мно­го иму­ще­ства. Их встре­тил сам свя­ти­тель Мо­и­сей, за­вел в тря­си­ну и хо­тел по­то­пить, ес­ли они не рас­ка­ют­ся. Хищ­ни­ки обе­ща­лись не де­лать ни­ка­ко­го зла оби­те­ли, то­гда вы­ве­де­ны бы­ли свя­ти­те­лем из опас­ной тря­си­ны и от­пу­ще­ны.

Нов­го­род­ский ку­пец, по име­ни Алек­сий, два­жды по­лу­чил по­мощь от свя­ти­те­ля Мо­и­сея. Один раз он упал с лод­ки в во­ду на ре­ке Неве и был под­дер­жан на во­де неиз­вест­ным бла­го­леп­ным, укра­шен­ным се­ди­на­ми му­жем. В дру­гой раз так­же на ре­ке Неве на­па­ли на него раз­бой­ни­ки, и тот же бла­го­леп­ный ста­рец вне­зап­но по­явил­ся на кор­ме лод­ки и невре­ди­мо про­вел лод­ку сре­ди хищ­ни­ков. По мо­лит­ве Алек­сия свя­той Мо­и­сей явил­ся ему во сне и ука­зал ме­сто сво­е­го по­гре­бе­ния, по­ве­лел устро­ить по­кров над гро­бом.

Су­ще­ству­ет рас­сказ о на­ка­за­нии Нов­го­род­ско­го ар­хи­епи­ско­па Сер­гия за непо­чти­тель­ное от­но­ше­ние к па­мя­ти свя­ти­те­ля Мо­и­сея. Ар­хи­епи­скоп Сер­гий, на­зна­чен­ный на Нов­го­род­скую ка­фед­ру 4 сен­тяб­ря 1483 го­да из Моск­вы, ехал на ме­сто сво­е­го слу­же­ния ми­мо Ско­во­род­ско­го мо­на­сты­ря и по­се­тил эту оби­тель. По­мо­лив­шись свя­тым ико­нам и от­пев­ши мо­ле­бен, он вы­шел в при­твор, где по­ка­за­ли ему гроб ос­но­ва­те­ля мо­на­сты­ря свя­ти­те­ля Мо­и­сея. Об­ра­тясь к со­про­вож­дав­ше­му его свя­щен­ни­ку, ар­хи­епи­скоп Сер­гий дерз­но­вен­но ве­лел от­крыть гроб свя­ти­те­ля. Свя­щен­ник ска­зал ар­хи­епи­ско­пу: «По­до­ба­ет свя­ти­те­лю свя­ти­те­ля скры­ва­ти». Ар­хи­епи­скоп же гор­до уко­рил свя­ти­те­ля Мо­и­сея, го­во­ря: «Ко­го се­го смер­до­ви­ча и смот­ри­ти!»

Воз­но­сясь тем, что он при­шел из Моск­вы к по­ко­рен­ным граж­да­нам, ар­хи­епи­скоп Сер­гий не усо­мнил­ся свя­ти­те­ля на­звать смер­до­вым сы­ном, ины­ми сло­ва­ми – му­жи­ком. «И бысть от то­го вре­ме­ни при­и­де на ар­хи­епи­ско­па Сер­гия изум­ле­ние»: то ви­де­ли его в Ев­фи­ми­ев­ской па­пер­ти си­дя­щим в од­ной ряс­ке, то в пол­день у Свя­той Со­фии си­дя­щим без кло­бу­ка и без ман­тии. Вско­ре его, боль­но­го, от­вез­ли в Тро­и­це-Сер­ги­ев мо­на­стырь, на ме­сто его по­стри­же­ния.

В 1686 го­ду, 19 ап­ре­ля, чу­дес­ным об­ра­зом бы­ли от­кры­ты нетлен­ные мо­щи свя­ти­те­ля Мо­и­сея: они са­ми яви­лись по­сре­ди церк­ви пе­ред утрен­ним пе­ни­ем и по­том бы­ли пе­ре­не­се­ны к пра­вой сто­роне ико­но­ста­са; часть его свя­тых мо­щей в 1693 го­ду пе­ре­не­се­на в Ду­хов мо­на­стырь.

По­сле свя­то­го Мо­и­сея нема­ло со­хра­ни­лось ве­щей, сви­де­тель­ству­ю­щих о его бла­го­че­стии и по­движ­ни­че­ской жиз­ни: двое ве­риг (од­ни – в риз­ни­це Со­фий­ско­го со­бо­ра, дру­гие – в Ско­во­род­ском мо­на­сты­ре); яш­мо­вые со­су­ды, под­не­сен­ные свя­тым Мо­и­се­ем свя­то­му мит­ро­по­ли­ту Пет­ру (в мос­ков­ском Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре); там же со­суд из ага­та с над­пи­сью: «В ле­то 6837 (1328) ме­ся­ца мар­та со­зда­ны бы­ша со­су­ды сии ар­хи­епи­ско­пом Нов­го­род­ским Мо­и­се­ем». Со­хра­ни­лись в Ско­во­род­ском мо­на­сты­ре де­ре­вян­ный крест, ко­то­рый был по­ло­жен со свя­тым Мо­и­се­ем при по­гре­бе­нии и 323 го­да на­хо­дил­ся у него в ру­ках; про­стой де­ре­вян­ный по­сох в Ду­хо­вом мо­на­сты­ре. В риз­ни­це Со­фий­ско­го со­бо­ра со­хра­ни­лись кре­ст­ча­тая ри­за, при­слан­ная свя­то­му Мо­и­сею пат­ри­ар­хом Фило­фе­ем; омо­фор с вы­ши­той над­пи­сью: «Мо­и­сея ар­хи­епи­ско­па мо­лит­ва­ми Свя­тыя Со­фии»; на­ко­нец, его ке­лей­ная ман­тия.

Точ­но неиз­вест­но, ко­гда на­ча­ли в Нов­го­ро­де мест­но празд­но­вать па­мять свя­ти­те­ля Мо­и­сея. Несо­мнен­но, в пер­вых де­ся­ти­ле­ти­ях XVII сто­ле­тия па­мять празд­но­ва­ли, и при­том два­жды в год: 25 ян­ва­ря – в день его бла­жен­ной кон­чи­ны, и в ше­стую неде­лю по Па­схе. В на­сто­я­щее вре­мя празд­ну­ет­ся толь­ко день кон­чи­ны свя­ти­те­ля.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: