Дополнительная общеобразовательная
Общеразвивающая программа
Естественнонаучной направленности
Школы-музея «Литос-КЛИО»
«Мир увлекательных наук»
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
педагог-организатор
Беляков Сергей Александрович,
г. Иваново, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Пояснительная записка Цели и задачи программы Учебный план Содержание учебного плана Планируемые результаты 2. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Формы аттестации Методические материалы Список литературы Нормативная база Литература, используемая в работе педагогом Литература, рекомендованная для чтения обучающимся Литература, рекомендованная для чтения родителям Интернет-ресурсы Приложение. Календарный учебный график |
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
Общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Направленность программы – естественнонаучная с элементами историко-культурной направленности.
Актуальность программы заключается в создании условий для полноценного и всестороннего развития учащихся школ. Программа позволяет расширить основную программу в школьных естественнонаучных и гуманитарных курсах, сделать акцент на удовлетворении естественных потребностей обучающихся творчески реализовываться и познавать окружающий мир, что позволит им легче адаптироваться в обществе и успешнее справиться с жизненными трудностями. Занимательно-игровая форма занятий позволяет легче усваивать школьный и дополнительный учебный материал, видеть в науке привлекательность и возможность индивидуальной и групповой самореализации. Прямой контакт учащихся с подлинными музейными экспонатами музея камня школы-музея «Литос-КЛИО», которые становятся «активными» участниками процесса обучения, придает полученным знаниям особую убедительность и достоверность. Данная методика работы особо актуальна сейчас, когда наших школьников приходится в буквальном смысле возвращать из виртуального мира в материально-предметный.
|
Отличительные особенности. Программа объединяет в себе целый комплекс взаимосвязанных дисциплин и направлений, в том числе внешкольных, обычно изучаемых по отдельности, позволяя сформировать единое целостное научное представление о мире и его явлениях, а предполагаемое в ее реализации использование новейших открытий и достижений науки и техники, а также занимательно-игровая форма занятий приводят к эффективному достижению цели в групповой, индивидуальной и профориентационной работе с обучающимися.
Программа «Мир увлекательных наук» является краткосрочной программой.
Адресат программы – учащиеся 5-11 классов (11-17 лет) общеобразовательных учреждений.
Объем и срок освоения программы – 5 часов, 1 год.
Формы обучения и виды занятий. Форма обучения очная. При реализации программы используются следующие виды занятий: беседа, выступление, игра, викторина, работа с музейными экспонатами, просмотр научно-популярных видеофильмов с комментариями и пояснениями педагога и дальнейшим обсуждением.
|
Особенности организации образовательного процесса. Образовательный процесс проходит на базе общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий) города Иваново. Участниками образовательного процесса учащиеся общеобразовательного учреждения, обучающиеся в одном классе. В одном классе может проходить как одно занятие цикла, так и несколько.
Режим занятий. Общее количество часов в год – 5. Учащиеся одного класса занимаются разово, либо проходят несколько или все занятия цикла. Количество занятий в год по школам города не ограниченно. Минимальное количество занятий на одного педагога – 2 в неделю.
Цели и задачи программы
Цель программы – создание условий, способствующих формированию и развитию у обучающихся научных представлений о Вселенной, планете Земля, жизни на ней и истории человечества, повышению интереса к естественным и гуманитарным наукам с помощью занимательно-игровых форм обучения.
Задачи программы:
Личностные:
- формирование способности чувствовать и понимать многогранность и красоту окружающего мира;
- воспитание экологической ответственности за окружающую природу;
- формирование познавательного интереса к науке и научному способу познания мира;
- развитие творческих способностей (возможность реализовать свой творческий потенциал в различных сферах науки и культуры).
Метапредметные:
- развитие мотивации к самостоятельной научно-исследовательской работе;
- развитие мотивации в саморазвитии, активности, ответственности;
|
- развитие коммуникативных навыков, навыков работы в коллективе;
- развитие самостоятельности выполнения творческой работы.
Предметные:
- расширение и углубление знаний обучающихся по предметам школьной программы (физика, биология, история, география, астрономия, экология, литература и т.д.);
- получение знаний по научным дисциплинам сверх школьной программы (минералогия, геология, палеонтология, краеведение и т.д.);
- обучение самостоятельному мышлению, работе и творчеству.
- развитие умственных способностей обучающихся (логическое и научное мышление, основы риторики и ведения дискуссий).
Учебный план
№ п/п | Название темы | Количество часов | Предмет |
Всего | |||
Увлекательная минералогия «Камень вокруг нас» | География, Окружающий мир | ||
Увлекательная палеонтология «Путешествие в мезозойскую эру» | Биология, География | ||
Увлекательная биология «Путешествие в страну Биологию» | Биология | ||
Увлекательное краеведение (вариант 1 «Азбука города Иваново», вариант 2 «О чем рассказывают гербы») | История, Краеведение | ||
Увлекательная астрономия (вариант 1 «Метеориты – космические гости», вариант 2 «Наша Галактика Млечный Путь») | Астрономия | ||
Итого |
Содержание учебного плана
1. Увлекательная минералогия «Камень вокруг нас» - Камень в языках мира, или как называют камень разные народы (игра). - Минеральная азбука (познавательно-образовательная игра). - Минералы и горные породы Ивановской области (беседа с демонстрацией). - Жизнь камня (просмотр мультфильма и обсуждение). - Образ в камне (игра). |
2. Увлекательная палеонтология «Путешествие в мезозойскую эру» - Ивановский край 150 миллионов лет назад (беседа с демонстрацией). - Почувствуй себя палеонтологом: отправляемся в экспедицию (игра). - Жители юрских морей (игра-реконструкция). - От раскопок до музея (беседа с демонстрацией). |
3. Увлекательная биология «Путешествие в страну Биологию» (командная игра-викторина по станциям) - Конкурс «Карта мира» (животные и растения разных континентов). - Кроссворд «Млекопитающие». - Названия животных на других языках. - Экологический рассказ (основные экологические ошибки). - Чей это след? - Узнай голоса животных. - Биологическое ассорти (ЧГК). |
4. Увлекательное краеведение Вариант 1. «Азбука города Иваново» - Интерактивная краеведческая многоэтапная викторина (командная игра). Вариант 2. «О чем рассказывают гербы» - Геральдика Ивановской области: история гербов региона и города (беседа с демонстрацией). - Геральдика Ивановской области: говорящие гербы районов и городов Ивановской области (игра-викторина). - Мой фамильный герб (творческое задание). |
5. Увлекательная астрономия Вариант 1. «Метеориты – космические гости» - Что такое метеорит (беседа с демонстрацией). - Знаменитые метеориты и крупнейшие кратеры (беседа с демонстрацией). - Какие бывают метеориты, или Вы нашли метеорит – что делать? (беседа с элементами игры). - Падение метеорита: вероятность, опасность, последствия (решение задач). Вариант 2. «Наша Галактика Млечный Путь» - Млечный Путь: мифы, легенды и наука (беседа с демонстрацией). - Строение нашей Галактики (беседа с демонстрацией). - Галактики – звездные острова: расстояния, размеры, типы (беседа с демонстрацией). - Галактика или туманность? (интерактивная игра). |
Порядок тем при реализации программы в одном классе может не соблюдаться. Допускается выбор тем педагогом-предметником или классным руководителем класса.
Содержание учебного плана по темам может варьироваться в зависимости от возрастной категории учащихся и запрашиваемых педагогом-предметником тем.
Планируемые результаты
Личностные:
- сформирована способность чувствовать и понимать многогранность и красоту окружающего мира;
- воспитана экологическая ответственность за окружающую природу;
- сформирован познавательный интерес к науке и научному способу познания мира;
- развиты творческие способности (возможность реализовать свой творческий потенциал в различных сферах науки и культуры).
Метапредметные:
- развита мотивация к самостоятельной научно-исследовательской работе;
- развита мотивация в саморазвитии, активность, ответственность;
- развиты коммуникативные навыки, навыки работы в коллективе;
- развита самостоятельность выполнения творческой работы.
Предметные:
- расширены и углублены знания обучающихся по предметам школьной программы (физика, биология, история, география, астрономия, экология, литература и т.д.);
- получены знания по научным дисциплинам сверх школьной программы (минералогия, геология, палеонтология, краеведение и т.д.);
- обучены самостоятельному мышлению, работе и творчеству.
- развиты умственные способности обучающихся (логическое и научное мышление, основы риторики и ведения дискуссий).
Комплекс организационно-педагогических условий