СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА МОТИВА




Е. П. Ильин

Дается критический анализ работ о сущности мотива, предлагается понимание его как сложного интегрального психологического образо­вания, служащего основанием для действий, деятельности, поступков человека. Рассматриваются стадии его формирования, структура мотива. Представлено новое понимание вопросов об осознанности и борьбе мотивов.

Ключевые слова: мотив, мотивация, детерминация, потребность, цель, побуждение, намерение.

В настоящее время можно выделить два подхода к пониманию мотива. Первый рассматривает мотив лишь как «конструкт мышления» (т. е. теоретическое по­строение); в действительности же никаких мотивов не существует [59, с. 37]. Конечно, многие психологические понятия суть конструкты мышления, домыслы. Но это не означает, что данное психологическое явление или образование не существует. Если следовать утверждению X. Хекхаузена, то надо признать, что нет и таких психо­логических феноменов, разрабатываемых описательной психологией, как воля, со­стояние, внимание и т. д. Исходя из этого, следует лишь то, что любое теоретиче­ское построение, касающееся психической деятельности, предстающей перед нами как «черный ящик», должно опираться на факты, логически увязывать их друг с другом, а не быть плодом необоснованной фантазии и волюнтаризма.

Второй подход рассматривает мотив как реально существующий психо­логический феномен, как то, что побуждает к поступку, действию. Но при этом в качестве мотива принимаются самые различные психологические феномены. Как писал А. Н. Леонтьев [29], работы по проблеме мотивации почти не поддаются систематизации — до такой степени различны те значения, в которых употребля­ется термин «мотив», в связи с чем это понятие превратилось как бы в большой мешок, в который сложены самые различные вещи. И действительно, в нем оказались представления, идеи, чувства, переживания [6], потребности, влечения, побуждения, склонности [59], желания, хотения, привычки, понятие о долге [50], морально-политические установки и помыслы [25], установки [65], интересы, убеждения, стремления [41], психические процессы, состояния, свойства личности [45], предметы внешнего мира и даже условия существования [13].

Решение проблемы осложняется и тем, что используется еще и понятие «мотивация», причем более охотно, поскольку, представляя ее как процесс формирования побуждения к активности, в нее можно включать безграничное множество вещей. При этом разница между этими двумя понятиями чаще всего не отмечается. Поэтому у некоторых авторов (например, у В. К. Вилюнаса [12]) возникает сомнение в целесообразности обсуждения вопроса о том, что такое мотив, и предлагается сосредоточить внимание на описании отдельных феноме­нов, принимаемых в качестве побудителей активности.

Отсутствие единства в понимании мотива приводит к тому, что в учебниках по психологии ему отводится различное место: в разделах — «Направленность личности» [26, 27, 40, 41], или «Воля» [17, 45,50], или «Деятельность» [20]. Вместо мотивов анализируются разные проявления направленности личности [14]. По­скольку, как справедливо отмечается в работе [16], мотивы тесно связаны с проблемой принятия решений, то их можно было бы рассмотреть и в соответству­ющей главе учебника.

И все же, несмотря на имеющуюся разноголосицу, можно выделить несколько точек зрения на понимание мотива как реального психологического феномена.

Мотив как побуждение. Еще с прошлого века мотив трактовался как побудительная (движущая) сила, причина [61]. Поддерживается эта точка зрения многими авторами и сейчас [22, 26, 45, 46]. При этом в отличие от биологов, физиологов, психологов-бихевиористов эти психологи различают понятия «стимул» и «мотив» [32, 45, 49, 59]. Побудителями (причинами, детерминантами) действия, поступка, деятельности могут быть не только желания, стремления человека, но и внешние факторы (стимулы), детерминирующие те или иные физиологические и психические реакции, включая и непроизвольные. Следова­тельно, должна быть детерминирована не только и не столько физиологическая реакция, сколько психическая, затрагивающая высшие уровни психической регу­ляции, связанная с осознанием стимула, с возможностью придания ему определен­ной значимости для субъекта, после чего только и появляется желание или необходимость реагировать на стимул. Поэтому все больше психологов склоняют­ся к тому, что мотив — это не любое возникшее в организме побуждение (понима­емое как состояние), а внутреннее осознанное побуждение, отражающее готов­ность человека к активности (действию, поступку). Отсюда очевидно, что стимул вызывает (побуждает) действие и поступок не прямо, а опосредованно, через мотив: побудителем мотива является стимул, а побудителем действия и поступ­ка — мотив (внутреннее осознанное побуждение).

Но, как справедливо отмечает А. А. Файзуллаев [55], побуждение — это еще не мотив и не всякое побуждение становится мотивом поведения человека. Принять за мотив только внутреннее осознанное побуждение — значит не по­лучить ответа на те вопросы, на которые должен отвечать мотив: почему, зачем (для чего), почему именно таким образом? Побуждение, выполняя энергетическую роль, не раскрывает содержательную сторону мотива. Мешает принятию только побуждения за мотив и то, что у человека имеются поступки, связанные с мотивированным (обоснованным) отказом что-то делать. Причина отказа налицо, а побуждения нет.

Мотив как потребность. Наиболее распространенным является мнение, что к активности побуждает человека осознанная потребность [25, 33, 40, 41, 49].

Принятие потребности за мотив происходит прежде всего потому, что она объясняет в какой-то степени, почему человек стал проявлять или хочет проявить активность.

Оппонирующие этой точке зрения заявляют, что нельзя общественную дея­тельность человека объяснять исходя только из потребностей, так как его пос­тупки и деятельность определяются и осознанием необходимости, чувством долга и т. п. Конечно, это замечание весьма существенно. Однако неправомерно и потребности рассматривать только как биологические. Существуют и социальные потребности (материальные, духовные, например). Очевидно ведь, что для большинства людей жить в соответствии с нравственными нормами — не просто необходимость, но и потребность в самоуважении, а стремление к получению знаний является одним из видов духовных потребностей личности (на чем спра­ведливо акцентирует внимание В. Д. Шадриков [60]).

То, что категория потребности в понимании психологов — личностная, а не только биологическая, ясно из рассмотрения соотношения понятий «стимул», «нужда» и «потребность». Многие психологи, отделяя стимул от мотива, нередко отождествляют стимул (в качестве которого может выступать и нужда) с потреб­ностью. Очевидно, можно и нужно говорить о потребностях организма, органических потребностях, но нужно понимать и то, что они неравнозначны потребностям личности. Так, организм нуждается в кислороде, а человек — во вдохе, в глотке воздуха. Поэтому вряд ли можно полностью согласиться с В. С. Магуном [33], заявляющим, что «потребность существует вне зависимости от того, отражает ли субъект соответствующие объективные отклонения психически» (с. 21). Если речь идет о потребностях организма, то да. Если же речь идет о потребности личности, то более правильна, на мой взгляд, следующая точка зрения: потребность — это отражение нужды в сознании человека (осознание ее и переживание) [6, 13, 19, 46]. «Нужда, не отраженная в соответствующем пере­живании, не становится побудителем поведения» [7, с. 41]. Отношения между потреб­ностью личности и нуждой — это отношения между отраженным и отражаемым [44]. В связи с этим М. М. Филиппов [57] пишет, что потребность — это психический образ нужды (добавлю: трансформированный в желание устранить эту нужду).

Признавая, что потребность имеет отношение к мотиву, нельзя пройти мимо ряда моментов, мешающих отождествить потребность с мотивом.

Во-первых, потребность не полностью объясняет конкретное действие или поступок, например, почему сделано именно так, для чего. Ведь одна и та же потребность может быть удовлетворена разными средствами и способами.

Во-вторых, принятие потребности за мотив ведет к тому, что начинают го­ворить об удовлетворении мотива, а не потребности [36]. Но как может удовлет­воряться причина? Она может лишь устраняться.

В-третьих, и это, пожалуй, главное — принятие потребности за мотив отделя­ет его от идеальной (представляемой) цели; следовательно, активность человека становится не целенаправленной. При этом цель становится средством удовлет­ворения опять-таки мотива, а не потребности [36].

В-четвертых, в случае принятия потребности за мотив остаются без ответа вопросы: зачем, для чего, ради чего человек намеревается проявить данную активность? То есть исчезает смысл активности.

В-пятых, принятие за мотив, в частности, биологических потребностей (вле­чений, голода, жажды и т. п.) [36, с. 14] приводит к тому, что мотивы начинают делить на наследственные и приобретенные, с чем трудно согласиться.

Мотив как предмет удовлетворения потребности. Эта точка зрения выдвинута А. Н. Леонтьевым [29, 30]. Он пишет, что мотив — это не переживание потреб­ности, а то, на что направляется деятельность [29], т. е. предмет. А побуждает к активности предмет потому, что он имеет для человека определенный смысл. По представлениям Леонтьева, который отделяет мотив не только от потребности, но и от цели (действия по овладению предметом), последняя может стать мотивом, если это действие приобретает для человека свой самостоятельный смысл (например, когда какая-то работа выполняется ради самого процесса, так как от нее человек получает удовольствие). В этих случаях, утверждает он, происходит сдвиг мотива (а по существу — смысла) на цель. Правда, он говорил и о мотивах-стимулах, лишенных смыслообразующей функции [29].

Происходящее по Леонтьеву «опредмечивание потребности» придает возника­ющему побуждению не только смысл, но и направленность, что тоже можно отнести в актив его представлений о мотиве.

Однако ряд высказываний Леонтьева о мотиве дал основание как для критики этих его положений [1, 6, 11, 13, 19, 22, 23], так и для различных толкований [10]. В частности, отмечается: для того чтобы вызвать побуждение, предмет должен актуализировать потребность, которой он отвечает [6]; побудителем становится не сам предмет, а его значение для субъекта [10]. С точки зрения Л. И. Божович [6, 7], предмет удовлетворения потребности является не мотивом, а стимулом, актуализирующим потребность (впрочем, об этом говорит и сам Леонтьев; вспомним его мотивы-стимулы).

Вообще принятие точки зрения Леонтьева о наличии мотивов-стимулов может привести к далеко идущим последствиям. Получается, что не потребности ведут к формированию цели (предмет удовлетворения потребности может рас­сматриваться именно как цель согласно трактовке последней в [42]), а цель ведет к формированию не только потребности, но и мотива. Конечно, такие случаи не исключаются, но происходит это не так прямолинейно, как у Леонтьева. Цель Должна быть принята человеком, иначе получается, что стоит только перед ним Поставить цель, как он уже оказывается замотивированным.

Соглашаясь с А. Н. Леонтьевым в том, что побуждение должно иметь направ­ленность, а мотив — смысл и что то и другое связаны с наличием предмета удовлетворения потребности, принять предмет даже в качестве цели за весь мотив нельзя, так как это будет опять-таки одностороннее и неполное объяснение основания произвольной активности человека. Мы не сможем получить ответа на вопрос о том, почему человек совершил данное действие или поступок. Ведь одна и та же цель может удовлетворять разные потребности, т. е. соотноситься с многими причинами.

Мотив как намерение. Л. И. Божович [7] говорит о намерениях как побудителях поведения в тех случаях, когда в качестве последних выступают принятые решения. При этом она отмечает, что намерения возникают на базе потребностей, которые не могут быть удовлетворены прямо и требуют выпол­нения промежуточных звеньев, не имеющих своей собственной побудительной силы. В этом случае намерение есть побудитель действий, направленных на достижение промежуточных целей.

В даваемых определениях намерения [47, 52] подчеркивается сознательный, волевой характер побуждения к деятельности и поведению, которое, сохраняясь в течение длительного времени, является вектором активности человека, направлен­ной на удовлетворение данной потребности. Следовательно, намерение выполня­ет при таком понимании роль мотивационной установки. И не случайно К. Левин [64] в своих теоретических построениях говорил о действиях по намерению.

Однако, зная намерение человека, можно ответить только на вопросы что и как (планирование) хочет делать человек, чего стремится достичь (выдвижение цели), но нельзя получить прямой ответ на вопрос почему. Таким образом, задача опять решается лишь частично.

В ряде работ в качестве мотивов рассматриваются свойства личности, черты характера [8, 58]. В этом можно видеть продолжение существующего в западной психологии направления, выделяющего диспозиционные, личностные, ус­тойчивые и переменные факторы мотивации. Смысл этого направления — пока­зать, что устойчивые характеристики личности (личностные диспозиции: склон­ности, предпочтения, установки, ценности, мировоззрение и пр.) обусловливают поведение и деятельность в такой же степени, как и внешние стимулы. Но, как и в предыдущих случаях, отождествлять их с мотивом ошибочно, хотя, несомненно, они могут иметь к нему самое непосредственное отношение.

Итак, в настоящее время за мотив и побуждение к деятельности принимают самые различные психологические феномены: то побуждение как состояние, то цель, то потребность, то намерение. При этом, принимая за мотив один феномен, отрицают причастность к мотиву других. В одних случаях от мотива отделяется цель [36], в других — потребность [28], в третьих — и то, и другое [25]. В резуль­тате оказывается неясно, что же в действительности является мотивом. Обосно­ванно критикуя одни положения (как это делает И. В. Имедадзе [22] в отношении точки зрения А. Н. Леонтьева и поддерживающего ее С. П. Манукяна [34] о побуждающей роли предмета удовлетворения потребности), вместе с водой вы­плескивают из корыта ребенка, т. е. то положительное, что есть во взглядах этого автора. Так, Имедадзе не согласен с утверждением Леонтьева, что конкретную направленность побуждению придает предмет удовлетворения потребности, считая, что побуждает деятельность не мотив, а потребность: «...мотив не является реальным побудительным фактором конкретного поведения» (с. 130). Но зачем же так обобщать? Ведь не все понимают мотив так, как Леонтьев.

Нечеткость представлений о потребности, нужде, цели, мотивации приводит и к нечеткому с точки зрения используемых понятий изложению авторами своих мыслей, отчего в одном и том же тексте возникают неразрешимые противоречия (например, в [12, 36,59]). Поэтому наряду с объективными трудностями в решении вопроса о мотивах имеются и субъективные, исходящие от самих авторов.

Неясности имеются и по другим вопросам. Так, Леонтьев [30] считает, что мотивы относятся только к деятельности, но не к действиям и операциям. Кстати,эта точка зрения отразилась и на переводе названия книги Хекхаузена «Motivation und Handeln» — «Мотивация и деятельность». На самом деле, «Tatigkeit» — дея­тельность, a «Handeln» — действия, поступки. Мне кажется, что в 1956 г. А. Н. Леонтьев был ближе к истине. Тогда он писал: «Мотив побуждает отдельное, частное действие и прямо совпадает с целью этого действия, с тем, что достигается в результате его выполнения» [48, с. 356]. В принципе он прав, говоря, что действие в составе деятельности не имеет собственного мотива. Но это не значит, что эти действия не мотивированы. Просто действия и деятельность имеют общий мотив. Поэтому, когда Имедадзе приписывает Леонтьеву невольное доказатель­ство необходимости «осознания человеком мотива своей деятельности каждый раз, когда он осознает цель конкретного действия» [23, с. 19], с этим невысказан­ным самим Леонтьевым постулатом можно согласиться. Но при этом надо понимать, что цель деятельности и цели действий, в нее входящих, не совпадают и что последние обусловливаются смыслом деятельности как своеобразным стер­жнем осуществляемой программы.

Недостатком многих работ, касающихся проблемы мотива, является то, что он рассматривается только как устойчивое консервативное образование, а не динамическая структура, побуждающая к активности «здесь и сейчас». Особенно это характерно для авторов, принимающих за мотив устойчивые характеристики личности. Выдвигается даже такая точка зрения: ситуационное побуждение — это особое психологическое образование, отличное от мотива (понимаемого как опредмеченная потребность [18, 19]). Да и само понимание потребности у разных авторов весьма различно, о чем свидетельствует дискуссия в [31].

Недостаточное внимание уделяется учету оценки ситуации при поиске и вы­боре предмета удовлетворения потребности, на что справедливо указывает Име­дадзе [22]. И не случайно при рассмотрении вопроса о мотивации и мотиве больше внимания обращается на их побудительную функцию [18, 22, 54], т. е. на энер­гетическую сторону (хотя и она разработана недостаточно), и значительно меньше — на содержательную сторону мотива, т. е. на мотив как основание действия и поступка. И это при том, что понятие «мотив» нужно скорее не для того, чтобы заменить слово «побуждение», а чтобы обозначить содержательную сторону возникшего побуждения, т. е. его основания.

Такое понимание сущности мотива, имеющееся у В. Н. Мясищева [37], до сих пор редко используется психологами (например, в [18], но автор, на наш взгляд, слишком сузил это основание действия, включив в его структуру лишь опредмеченные потребности, исходя из узкого понимания мотива).

Много неясного и в отношении того, откуда берется побуждающая сила. Одни считают, что из потребности [54], другие — из предмета удовлетворения потреб­ности [29], третьи — из личностного смысла предмета и действия [18], четвертые — из эмоционального переживания потребности [8].

Очевидно, что решение тупикового вопроса, каким является вопрос о мотиве, возможно лишь при новом подходе к нему, при котором снимались бы имеющиеся до сих пор противоречия.

Мотив как сложное интегральное психологическое образование. При всех различиях во взглядах на мотив в последние годы все более отчетливой ста­новится мысль, что инициация поведения и деятельности обусловливается сово­купностью многих факторов, имеющих свои функции и выступающих в своих ролях в целостном процессе мотивации [8, 19]. Выход из создавшегося положения — не убеждать друг друга в том, что именно является мотивом — потребность, цель, побуждение, намерение, а объединить существующие точки зрения, так как каждая из них в какой-то степени правомерна. Недаром В. С. Мерлин [36] дал сразу несколько определений мотива, каждое из которых включает один из на­званных феноменов. А объединение возможно в том случае, если представить мотив как сложное психологическое образование, включающее в себя и потреб­ность, и идеальную цель, и побуждение, и намерение, о чем я уже говорил в своих публикациях [20, 21]. М. Ш. Магомед-Эминов [8] также считает, что мотив представляет собой многомерное функциональное образование, однако он не раскры­вает его структуру.

Границы мотива определяют, с одной стороны, потребность, а с другой — побуждение к достижению реальной цели. Между ними располагаются психо­логические образования, обеспечивающие сознательный выбор человеком пред­мета и способа удовлетворения потребности; их необходимость подчеркивается в когнитивных теориях мотивации зарубежных специалистов и в ряде работ отече­ственных психологов [20, 60, 67]. Эти психологические образования мы принима­ем за мотивационные детерминанты (мотиваторы), а процесс образования мотива — за мотивацию (не имея возможности в рамках данной статьи подробно рассмот­реть вопрос о сущности мотивации, отмечу только, что вряд ли оправдано рас­смотрение ее как процесса управления действиями [8, 19]; это функция акцептора действия и исполнительных нервных образований [2]). Отсюда мотив — продукт мотивации, т. е. психической деятельности, конечной целью которой является формирование основания активности человека и побуждения к достижению вы­бранной цели. В этом мы расходимся с В. А. Иванниковым [18], который продук­том мотивации (внутреннего психического — мотивационного — действия) считает только побуждение, но не мотив.

Стадии формирования мотива. На стадиальный (поэтапный) характер формирования мотива — хотя и с разных позиций — указывают ряд авторов [8, 18, 49, 54, 56, 66]. Этапность выбора цели и принятия решения отчетливо про­сматривается и в схеме функциональной системы П. К. Анохина [2]. Стадии формирования мотива и их содержание, очевидно, во многом зависят от вида стимулов, под влиянием которых начинается формирование мотива: физических (внешних — раздражители, сигналы; внутренних — дефицит чего-то в организме) и социальных (просьба, требование, приказ).

Рассмотрим три стадии формирования мотива, когда, стимулом является нужда.

Первая стадияпринятие человеком стимула, формирование потребности и первичного (абстрактного) мотива. Для перехода нужды (органической потреб­ности) в потребность личности важно, чтобы человек принял этот стимул, сделал его для себя значимым. А для этого необходимо, чтобы 1) стимул был осознан человеком (что подчеркивают ряд авторов [6, 44, 46]),т. е. появилось чувство голода, жажды и т. п.; 2) это чувство достигло по интенсивности некоторого порога, за которым начинается беспокойство человека по поводу возникшего дискомфорта, переживание им этого чувства (чаще — как неприятного); 3) человек захотел избавиться от этого неприятного переживания. Лишь тогда возникает побуждение устранить нужду как объективное явление. Возникновение этого побуждения и означает, что сформировалась потребность личности, которая как аккумулятор заряжает энергией всю дальнейшую поисковую активность человека.

Однако, как пишет А. Н. Леонтьев, «в самом потребностном состоянии субъек­та предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность „не знает" своего предмета, он еще должен быть обнаружен» [30, с. 190]. Но обнаружение конкретного предмета (цели) — это дело будущего. В данный момент субъект еще только понимает, что ему нужно достать пищу, жидкость и т. п. В результате сначала появляется абстрактная цель (поесть, попить, достать еду, воду и т. п.) без ее конкретизации (что поесть, попить) и без продумывания пути ее нахождения.

Сформированное на первой стадии психологическое образование можно на­звать первичным (абстрактным) мотивом, мотивом-сырцом. Такие мотивы, когда конкретная цель не поставлена, Леонтьев [48] называл недейственными. Думает­ся, однако, что это не так. Первичный мотив действенен, так как под его влиянием возникает стремление (побуждение) к поиску конкретной цели, который происходит уже на второй стадии формирования мотива.

Вторая стадияпоисковая активность (внутренняя и внешняя), связанная с перебором возможных средств удовлетворения потребности в данных обстоятель­ствах. Значимость этого для формирования мотива была очевидна ужеАристотелю: «Движет то, чего хочется, и благодаря этому приводит в движение рассудок, так как желаемое представляет исходную точку для практического ума» [3, с. 106].

Внутренняя поисковая активность связана с мысленным перебором конкретных предметов и условий их достижения. Он осуществляется с учетом многих факторов (мотиваторов): конкретных внешних условий (местона­хождения человека, имеющихся под рукой средств и т. д.), возможностей человека (наличия определенных знаний, умений, качеств, финансовых средств и т. п.), нравственных норм и ценностей (наличия определенных убеждений, идеалов, установок, отношения к чему-либо), предпочтений (склонностей, интересов, уров­ня притязаний). Эта подчас сложная интеллектуальная деятельность человека близка по смыслу афферентному синтезу в схеме функциональной системы П. К. Анохина. Поэтому трудно согласиться с П. В. Симоновым в том, что «отказ от взгляда на мышление человека как на первоисточник и движущую силу его деятельности, признание потребностей в качестве определяющей причины чело­веческих поступков представляет величайшее завоевание марксистской фило­софской мысли, послужившее началом подлинно научного объяснения целенап­равленного поведения людей» [51, с. 25]. При этом он ссылается на Ф. Энгельса, писавшего: «Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того чтобы объяснять их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются)...» [35, с. 493].

Можно согласиться с тем, что первопричиной деятельности и поступков явля­ются потребности (органические). Настораживает другое: придание потребности определяющей причины поступков и отрицание мышления как движущей силы поведения и деятельности человека, сведение его роли только к осознанию по­требности (можно добавить — и цели). В действительности при выборе вариантов человек осуществляет порой сложную мыслительную деятельность, которая по существу и определяет, будет удовлетворяться потребность или нет, совершит человек поступок или он сочтет это нецелесообразным. Поэтому переоценивать роль потребности в мотивации деятельности и поведения человека нет оснований. Признавая важное значение потребностей в придании мотиву энергии, в осоз­нании нужды, все же надо видеть их ограниченную роль в направлении этой энергии по определенному руслу или в ее блокировании.- Иначе мы будем оглуп­лять человека.

Наличие второй стадии формирования мотива показывает, что в нем акку­мулируется несколько причин и побуждений: одни приводят к возникновению поисковой активности, другие — к выбору цели и путей ее достижения. Поэтому мотив правильнее рассматривать не как одну причину и побуждение, а как совокупность нескольких причин и побуждений. Последние, как в эстафете, передают энергию от одного этапа мотивационного процесса к другому.

В связи с этим имеющиеся противоречия во взглядах на место и роль побуж­дения в процессе мотивации, когда Файзуллаев [56] считает, что возникновение побуждения — это начальное звено в формировании мотива, а Иванников [18] — что побуждение возникает после образования мотива, становятся не столь уж существенными, так как очевидно, что авторы говорят о разных побуждениях, участвующих в мотивации: в одном случае идущих от потребности, а в другом — от намерения достичь цели.

Внешняя поисковая активность проявляется у человека в том случае, когда он попадает в незнакомую обстановку или не обладает необходимой информацией для принятия решения и под влиянием первичного мотива вынуж­ден заняться поиском реального объекта, который мог бы удовлетворить возникшую потребность (по принципу «что подвернется»).

Третья стадиявыбор конкретной цели и формирование намерения ее достичь. После рассмотрения различных вариантов удовлетворения потребности человек должен на чем-то остановиться, выбрать конкретную цель и путь ее достижения.

Цель в быту и научных публикациях понимается неоднозначно. В быту она чаще всего — предмет удовлетворения потребности. Леонтьев [29] понимает ее как результат деятельности («сознательная цель — усвоить содержание литера­туры») (с. 292). И это не случайно. Естественно, что для человека, который хочет есть, целью является пища, т. е. предмет. Но получение пищи — это лишь первый необходимый этап достижения цели (или первая подцель). Так, испытывая голод, я хочу не просто найти пищу, а поглощать ее, есть. Последнее и является конеч­ной целью. Поэтому мысленная постановка перед собой конкретной цели связана с предвосхищением не только средства (предмета) удовлетворения потребности, но и процесса ее удовлетворения, а также результата этого процесса, в том числе и предвкушение удовольствия.

В связи с этим вслед за автором работы [63] я считаю целесообразным говорить о цели как структурном образовании.

Выбор конкретного предмета и способа удовлетворения потребности связан с принятием решения, которое может обосновываться нравственными и мировоз­зренческими установками человека. В некоторых ситуациях принимаемое решение носит вероятностный характер, поэтому возможны и запасные варианты способа удовлетворения потребности.

Таким образом, на третьей стадии заканчивается формирование конкретного мотива, т. е. преобразование стимула в сознательное преднамеренное побуждение к действию, поступку и т. д., в побуждение воли [9] и намерение достичь постав­ленной цели. При этом цель характеризуется не только содержанием, но и уров­нем (какой результат мне нужен — высокий или низкий, какое качество испол­нения меня удовлетворит). Поэтому принятие решения часто предполагает планирование и уровня результата. Отсюда разная мобилизация человека, его старание, настойчивость, различная стимулирующая роль мотива. Отсюда и связь мотива с самооценкой возможностей и уровнем притязаний.

Все сказанное дает основание полагать, что в мотиве происходит сознательное отражение будущего (модель потребного будущего по [5]) на основании исполь­зования опыта прошлого.

Формирование намерения приводит к возникновению у человека побуждения достигать реальную и конкретную цель. При этом побуждение как аккумулятор энергии мотива реализуется лишь при наличии инициации, т. е. самоприказа и волевого усилия. В этом отношении мысль о необходимости разделения побуж­дения и инициации [19] заслуживает внимания, поскольку первое выступает как внутреннее напряжение, а второе — как запуск механизма для его разрядки.

Формирование мотива нельзя представлять себе как всегда линейный процесс, в котором одна стадия последовательно и необратимо сменяется другой (без возврата на какой-то предыдущий этап). Можно согласиться с Иванниковым [19] в том, что мотивацию можно представить как решение отдельных задач, каждая из которых имеет свои более частные задачи. При этом их решение протекает не только линейно, но чаще всего — с циклическими возвращениями к исходным подзадачам (из-за выявления малой вероятности успеха, больших энергозатрат или неприемлемости последствий). Такие возвратные механизмы соответствуют и схеме Файзуллаева [56].

Если намерение остается неосуществленным по ряду причин (получаемый результат не всегда идентичен идеальной цели [16, 60], на пути достижения цели встретились непреодолимые в данный момент препятствия, не найден предмет удовлетворения потребности при внешней поисковой активности), у человека, по мнению автора [56], происходит возврат мотива на предыдущую стадию его формирования, т. е. он снова переходит просто в осознанное побуждение. Мне представляется более логичным говорить в таких случаях о формировании доминантного латентного состояния, или мотивационной установки как потенциальной готовности к произвольной активности в случае появления объек­та, способного удовлетворить потребность. Эта активность может проявляться либо в поиске предмета (в случае отсрочки удовлетворения потребности,

например, при даваемом другому человеку обещании что-либо достать), либо в возникновении нового побуждения к достижению уже сформулированной ранее конкретной цели. Таким образом, мотивационная установка может обладать в зависимости от своей устойчивости свойством многократного своего использо­вания без предшествующего формирования всей структуры мотива, т. е. без про­хождения всех описанных выше стадий.

Предложенная на рис. 1 схема формирования мотива, как мне кажется, помо­гает, в частности, разобраться с «мотивационным мешком», о котором говорил Леонтьев. Во-первых, становится бесплодным спор о том, что является мотивом: потребность, цель, побуждение или намерение. Во-вторых, очевидно, что различные психологические феномены, составившие «мотивационный мешок», привлекались авторами не случайно, а в силу необходимости объяснить истоки действий и поступков и практически все находят свое место в структуре мотива. Такие психологические феномены, как желание, хотение, влечение, страсть, не­обходимость, могут быть отнесены к потребностному блоку мотиваторов, формируемому на первой стадии. Перебор тех или иных целей и путей их достижения (вторая стадия формирования мотива) связан со склонностями, инте­ресами, уровнем притязаний, с учетом знаний, умений и качеств, с идеалами, убеждениями, установками, ценностями. А побуждение к достижению цели, стремление, намерение связаны с третьей стадией формирования мотива.

В формировании мотива принимают участие и эмоции. На первой стадии — это переживание нужды, на второй — эмоциональная память, определяющая предпочтение средств и путей удовлетворения потребностей в зависимости от того, какие переживания возникали у человека в связи с той или иной целью и способом ее достижения в прошлом. Эмоции наполняют потребность энергией, придавая ей большую силу и устойчивость. Эмоционально окрашено и предвидение результата действия или поступка. Нередко целью поступка являет­ся именно эмоциональное переживание (например, получение удовольствия от сделанного кому-то подарка).

Итак, все перечисленные в начале статьи психологические феномены могут влиять на формирование мотива, обусловливая его структуру, но ни один из них не способен подменить мотив в целом. Только при их наличии в большинстве случаев мотив может осуществлять свои функции: побудительную, направляю­щую, смыслообразующую, стимулирующую. Изъятие потребности из мотива (или любого другого мотиватора из потребностного блока) не дает ответа на вопрос, откуда появилось побуждение к тому, чтобы найти цель и достичь ее. Исклю­чение цели не проясняет вопроса о том, почему побуждение направлено именно на данный объект. А вывод феноменов, через которые на второй стадии осущест­вляется фильтрация средств и путей достижения цели, оставляет открытыми и такие вопросы: почему предпочтение отдается именно этой цели и этому пути; какой смысл (значение) для человека имеет то или иное действие или поступок.

Рассмотрим теперь второй вариант — к огда формирование мотива обусловле­но внешними стимулами: «побудительной силой вещей» по К. Левину, сигналами, просьбами, требованиями, приказами.

Формирование мотива начинается с восприятия внешнего стимула. Затем происходит осознание смысла и значимости стимула для данного человека в определенный момент (принятие внешних требований по [54]) и возникновение желания или влечения отреагировать на него (выполнить просьбу или приказ, овладеть привлекательным объектом). Таким образом, и в этом случае мотив начинается с формирования потребностного образования. Даже когда человек оказывается в ситуации нежелаемой необходимости, принятие им просьбы, приказа (т. е. понимание обязательности их выполнения) связано, как отмечает В. Г. Асеев [4], с какой-либо потребностью. Действительно, учащиеся посещают нелюбимый урок не потому, чтобы избежать неприятностей и не портить себе табель успеваемости, а ради удовлетворения потребности самоуважения; рабочие выполняют неприятную работу для удовлетворения материальных и духовных потребностей и т. д. Таким образом, понимание необходимости что-то сделать базируется на какой-то потребности, которая актуализируется именно этим пониманием. Недаром Левин относил такие случаи к «квазипотребностям».

Но и отказ человека выполнить просьбу или приказ тоже мотивирован. Только при этом формируется мотив не действия, а пос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: