Ориентирование на маркированной трассе




Дистанция соревнований на маркированной трассе планируется так, чтобы участник постоянно сравнивал карту и местность, находился в постоянном напряжении.

Старт в соревнованиях на маркированной трассе дается, как правило, раздельный, с интервалом в 1 минуту. Карта участнику выдается за 1 минуту до старта, чтобы он успел прикрепить ее на планшет.

Длину проложенной дистанции измеряют по карте или на местности. Длина дистанции рассчитывается в зависимости от ожидаемого времени победителя и должна соответствовать уровню подготовки участников.

Дистанция должна быть промаркирована от старта до финиша таким образом, чтобы предотвратить сход с маркировки, а у участников не возникало трудностей с определением направления движения. На дистанции устанавливаются КП, а также рубежи отметки (РО) контрольных пунктов. На один километр длины дистанции рекомендуется устанавливать 1-2 КП. Дистанция каждой группы должна быть промаркирована своим цветом. Допустимо совмещение дистанций разных групп.

При оборудовании КП чаще всего используется “плоская” призма с бело-оранжевыми (красными) полями и обозначением порядкового номера КП. При совмещении дистанций разных групп на КП должны быть указаны порядковые номера данного пункта для каждой дистанции.

Участник обязан зафиксировать на карте местоположение встреченного КП проколом диаметром не более 1 мм при помощи имеющейся у него иглы или специального зимнего компостера. Фиксация точки КП считается правильной, если центр отверстия прокола удален от истинной точки КП не более чем на 2 мм. В случае разрыва карты измерение производится от дальнего края разрыва.

За ошибку в нанесении КП более чем на 2 мм участник получает штраф («цена штрафа»), который не зависит от масштаба карты. На одном КП может быть назначена только одна «цена штрафа». Штраф на средней и классической маркированной трассе назначается в минутах. Штраф в спринте и в эстафете на маркированной трассе назначается в виде штрафных кругов, длина каждого из которых – от 200 до 300 метров. По этому принципу могут проводиться соревнования и на средней дистанции, а также в комбинации.

Результат участника определяется как сумма времени прохождения дистанции и штрафного времени (времени прохождения штрафных кругов) за допущенные ошибки. При равенстве результатов более высокое место присуждается участнику, имеющему меньшее штрафное время (меньшее число штрафных кругов). Результат участника, получившего максимальный штраф более чем на 2/3 КП, может быть аннулирован.

На карте, с которой участник проходит дистанцию, он вправе делать любые пометки.

Соревнования на маркированной трассе могут проводиться:

Вариант А – по принципу начисления штрафа по системе «правильно-неправильно» с отметкой в карточке участника. С помощью компостера летнего типа участник отмечает факт прохождения каждого КП, оборудованного на дистанции, в своей участника. Фиксация (прокол) КП производится в любом месте трассы, но не позже, чем на очередном РО. Максимальный штраф («цена штрафа»), назначаемый на одном КП, равен одной минуте или одному штрафному кругу. На соревнованиях ветеранов, детских возрастных групп, массовых соревнованиях возможно устанавливать «цену штрафа» в 2 или 3 минуты или двух штрафных кругов. За каждую недостающую или лишнюю фиксацию точки КП участник штрафуется одной «ценой штрафа». Результат участника может быть аннулирован, если хотя бы одна отметка компостером в карточке отсутствует или не соответствует образцу.

Вариант В осуществляется по принципу начисления штрафа в зависимости от величины ошибки в нанесении КП. Прокол КП отмечается на карте крестом при помощи цветного карандаша или специального, объединяющего фиксацию и отметку, зимнего компостера, находящегося на следующем КП. За каждые полные или неполные 2 мм ошибки в фиксации КП назначается «цена штрафа» в размере одной минуты. Максимальный штраф, назначаемый на одном КП, устанавливается в размере от 2-х до 5-ти минут. Каждая лишняя отметка (крест или оттиск компостера) или недостающий прокол КП считается ошибкой участника, за которую начисляется максимальный штраф плюс одна минута. Отклонение центра креста от прокола более 3 мм наказывается максимальным штрафом. Если на расстоянии 3 мм и менее от центра креста имеется несколько проколов, то измерение производится от дальнего прокола. Результат участника может быть аннулирован, если хотя бы одна отметка крестом соответствующего цвета или специальным компостером отсутствует.

Вариант С соответствует требованиям варианта А по части отметки прохождения КП летним компостером в карточке участника. Его отличие от варианта А в том, что штраф устанавливается в зависимости от величины ошибки в фиксации КП. За каждые полные или неполные 2 мм ошибки в фиксации КП назначается «цена штрафа», равная одной минуте. Максимальный штраф, назначаемый на одном КП, устанавливается от 2-х до 5-ти минут.

Для ускорения и повышения объективности в определении результатов на любой из разновидностей маркированных трасс и в эстафете на маркированной трассе судьи могут на обратной стороне карт, выдаваемых участникам, нанести «мишени» с центрами в точках КП на данной трассе. Обратная сторона карты должна быть заклеена (закрыта) таким образом, чтобы участник не мог увидеть “мишени”. Участник не имеет права нарушать целостность карты и ее защиты (заклейки с обратной стороны), в противном случае его результат может быть аннулирован.

Эстафета на маркированной трассе в зависимости от фиксации величины ошибки на КП может проводится по вариантам А и С. При проведении эстафет члены команды поочередно проходят свои этапы с определенным количеством КП. На каждом этапе рекомендуется устанавливать два пункта оценки (ПО), что позволяет снять нагрузку с основного (финишного) пункта. По варианту С рекомендуется устанавливать следующую «цену штрафа»: до 2 мм – 0 штрафных кругов, 2-4 мм – один круг, 4-6 мм – два круга, свыше 6 мм – три круга.

Участнику может быть выдана карта для работы на дистанции, а оценка производиться на судейской карте, выдаваемой на пункте оценки. Рекомендуется обязательное нанесение мишеней на обратной стороне карты. На пункте оценки вывешивается информация о полученном участником штрафе. Участник проходит штрафные круги с тем же снаряжением, с которым он прибыл на пункт оценки, самостоятельно отсчитывая отработанные круги. Прохождение штрафных кругов фиксируется контролером, и в том случае, если участник не прошел назначенное число штрафных кругов, его результат может быть аннулирован.
Ориентирование по выбору

Дистанция соревнований в заданном направлении или маркированная трасса ставятся начальником дистанции в расчете на определенную степень подготовки участников, поэтому эти дистанции или непосильны новичкам (не служат целям обучения), или слишком просты для спортсменов-разрядников. Ориентирование по выбору дает спортсменам большую свободу действий, поэтому это наиболее приемлемый вид ориентирования на детских соревнованиях, где стартует большое количество участников с разным уровнем подготовки. В этом виде ориентирования уже не начальник дистанции, а сам участник планирует себе дистанцию в соответствии со степенью своей подготовленности и по своим силам. Очень большой эффект имеет штраф за превышение контрольного времени, который не позволяет участнику опаздывать на финиш, а неподготовленного участника удерживает в районе старта-финиша. Вследствие этого в соревнованиях по выбору очень редко приходится разыскивать заблудившихся участников, как это часто бывает в соревнованиях в заданном направлении. Немаловажно и то, что соревнования по выбору обычно занимают мало времени.

В Правилах соревнований по спортивному ориентированию определяется несколько вариантов соревнований по выбору:

 

·
Прохождение заданного количества КП из числа имеющихся в районе соревнований. Выбор КП и порядок их прохождения произвольный, по усмотрению участника. Результат определяется по времени, затраченному на прохождение заданного количества КП от момента старта до финиша.

·
Прохождение наибольшего количества КП за назначенное заранее контрольное время. Старт и финиш организуют в одном месте. Каждый участник получает карту, на которой нанесены контрольные пункты, имеющие разную оценку в очках. Чем дальше КП удален от старта, чем сложнее его найти, тем дороже он стоит. Участник должен набрать как можно больше очков, уложившись при этом в контрольное время. За превышение времени из результата участника вычитаются штрафные очки - определенное количество за каждую просроченную минуту.


Однако при такой системе на соревнованиях школьников нередко слабо подготовленный участник предпочитает отыскать один КП стоимостью 3 очка, стоящий на краю карты, а не два-три КП по 1 очку в районе старта, и в итоге пополняет ряды заблудившихся участников.

Поэтому при проведении детских соревнований рекомендуется система, которая впервые была применена Ю.Константиновым в 1971 году на Кубке РСФСР по туризму среди школьников (Селигер) и за прошедшие годы хорошо себя зарекомендовала. Все контрольные пункты имеют одинаковую оценку, а результат участника определяется количеством взятых КП. При этом старт и финиш разносятся между собой на расстояние, не превышающее одного километра, и по пути со старта на карте должна быть видна группа КП, которая является направляющей на финиш. Слабо подготовленный участник сразу же со старта может двигаться на финиш, при этом он проходит через обязательный КП, стоящий в начале финишного коридора, то есть получает результат. Чем дальше удалены КП от старта и финиша, тем гуще они расположены, поэтому подготовленный участник сразу двигается в этот район, т.е. имеет возможность показать лучший результат, соответствующий его уровню. (рис.5)

Рис. 5 (карта выбора)
Для групп МЖ10-16 контрольное время рекомендуется устанавливать в пределах от 30 до 60 минут. За опоздание участника на финиш по истечении контрольного времени из результата участника (количества набранных очков) вычитаются штрафные очки за каждую полную и неполную минуту опоздания. Контрольное время, количество очков за каждый КП и величина штрафа указываются в информации. Если участники набрали одинаковое количество очков, то более высокое место занимает участник, имеющий лучшее время.

При проведении соревнований по выбору рекомендуется в первом варианте одиночный старт, через одну минуту, при втором варианте - групповой или общий старт. При общем или групповом старте, если участников много, то желательно распределить их по забегам так, чтобы участники из одной команды стартовали в разное время. Лучше всего при этом чередовать забеги юношей и девушек. Например, в первом забеге стартуют по одному юноше от каждой команды, через 5 минут во втором забеге - по одной девушке от каждой команды, еще через 5 минут в третьем забеге - опять юноши и т.д.

На карту, выдаваемую участнику, наносят: старт, все имеющиеся в районе КП с их обозначениями, финиш. При этом карту следует выдавать за 2-3 минуты до старта с тем, чтобы каждый участник смог с ней ознакомиться, наметить свой путь движения. Это является гарантией того, что при команде «старт» участники не побегут за самым опытным, даже не заглянув в карту, а будут стараться работать сами.

В районе соревнований рекомендуется устанавливать больше КП, чем то количество, которое необходимо взять участникам. Взятие каждого КП засчитывается только один раз. КП располагаются таким образом, чтобы была возможность выбора нескольких примерно равнозначных вариантов пути.

Контрольные пункты на соревнованиях по выбору должны стоять на твердых ориентирах - точечных и небольших площадных (в ямках, на бугорках, на маленьких полянках, на пересечении тропинок и т.д.). Очень важно, чтобы призмы были видны со всех сторон во избежание скопления участников в районе КП, что ставит спортсменов в неравные условия. На школьных или районных соревнованиях, чтобы облегчить задачу участникам, необходимо ставить КП на более грубые ориентиры - не на маленькой полянке, а на краю большой поляны, на развилке оврагов, на перекрестке дорожек и т.д.

Ночные соревнования

Индивидуальные ночные соревнования в лесу проводятся для групп МЖ16 и старше, а командные — для групп МЖ14 и старше. Допускается проведение соревнований для более младших возрастных групп на не залесеной территории населенных пунктов при обеспечении безопасности участников. Дистанции ночных соревнований оборудуются с соблюдением следующих дополнительных требований: место старта, финиша, точка начала ориентирования и информационные щиты оборудуются на освещенном месте; маркированные участки на неосвещенной местности оборудуются светоотражающими средствами. Для оборудования КП используются источники света, работающие постоянно, или работающие в пульсирующем режиме (светодиоды), а также светоотражающие материалы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: