Сентиментализм как литературное направление




Новое литературное направление - сентиментализм пришло на смену классицизму. Название происходит от французского слова sentiment – чувство. Оно отмечено повышенным интересом писателей к человеческим чувствам, эмоциональному восприятию окружающего мира. Сентиментализмвозник на Западе в период разложения феодально-крепостнических отношений.

Русский сентиментализм зародился в 60-70-е годы XIX века. Зарождение русского сент-змасвязано с тем, что в общественной жизни конца XVIII века начинают играть немаловажную роль люди «третьего чина». Сентиментальные жанры ориентированы на вкусы демократического зрителя и читателя.

 

В России сент-зм сыграл важную роль в развитии русского литературного языка, в его сближении с разговорной речью. Н.М.Карамзин преобразил язык и сблизил его с живой разговорной речью; обогатил язык новыми словами и оборотами, раскрывающими сферу жизни человеческой души, мира чувств и переживаний; очистил язык от архаизмов, разрабатывал гибкую синтаксическую структуру. Он считал необходимым «писать как говорят и говорить как пишут».

В качестве героя произведений сентименталистывыдвигали человека простого, незнатного. Слова Н.М.Карамзина в повести «Бедная Лиза»: «И крестьянки любить умеют!» - указывали на определенную демократичность этого литературного направления.

Основное свойство сентиментализма – стремление изобразить человека, личность через его чувства, душу, мысли, переживания; изображение внутреннего мира человека, его психологии, оттенков всевозможных настроений.

Основные черты сентиментализма:

- утверждение ценности отдельной человеческой личности;

- субъективное отражение мира, обращение к человеческой душе;

- культ чувства, культ природы;

- культ врожденной чистоты и непорочности человека;

- утверждение богатого духовного, внутреннего мира представителей низших сословий (крестьян, мещан, купцов и др.);

- демократизация искусства, сближение литературного языка с разговорным;

- особая лексика, пронизанная чувством, экспрессией (риторические вопросы и восклицания); слог становится напевным, подчеркнуто эмоциональным;

- воспитание добродетельного, глубоко чувствующего, милосердного человека;

- ярко выраженная дидактическая (т.е. нравоучительная, воспитательная) и просветительская направленность произведений.

Главные темы произведений – любовь, дружба, сострадание, противоречия внутренней жизни человека.

Ведущие жанры сентиментализма:

- лит-ра: повесть, дневник, исповедь, путевые (очерковые) заметки, семейный психологический роман;

- живопись: романтический портрет (приходит на смену т.н. парадному портрету) - см. портреты кисти В.Л.Боровиковского); сюжетные картины из жизни крестьян (художники М.Шибанов, И.А.Ерменёв);

- музыка: комическая опера, «слёзная» драма;

- архитектура: стиль барокко; рококо (стиль интерьеров); пейзажный парк (Павловский парк (архитектор И.П.Мартос); мост к Пиль-Башне в этом же парке (архитектор А.Н.Воронихин).

 

В живописи ведущим мастером сентиментального (романтического) портрета был В.Л.Боровиковский. Он прославился созданием своеобразного типа женского портрета (портрет Лопухиной, 1797 г; портрет сестер Гагариных,1802 г; портрет В.И.Арсеньевой, 1795 г.). Непременная его особенность – пейзажные фон, на котором помещалось погрудное изображение модели. Портреты пронизаны поэзией, очень лиричны. Более строгие мужские портреты Боровиковского.

Пейзаж в произведениях сент-зма получает эмоциональную окраску. Это не просто фон, на котором происходят события, не декорация, а кусок живой природы, как бы заново открытый автором, прочувствованный им, воспринятый не умом и глазами, а сердцем. Пейзаж становится олицетворением внутреннего состояния героев.

 

 

Образцы произведений сентиментализма в литературе:

Англия: Ричардсон «Кларисса Гарлоу»; «Памела, или Вознагражденная добродетель»;

Стерн «Сентиментальное путешествие»;

Франция: Ж-Ж. Руссо «Новая Элоиза»; Дидро (романы);

Германия: И.В.Гете «Страдания молодого Вертера»

Россия:

Ø Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь», «Бедная Лиза» и др. повести;

Ø произведения Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»);

Ø произведения Дмитриева, Хераскова.

 

Регулярный классический парк

Образец парадного портрета

 

Пейзажный парк

 

Образец сентиментального (романтического) портрета кисти Л.Боровиковского



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: