Дипломный проект
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ
Выполнила:
Студентка Шигапова К. А.
Научный руководитель:
Преподаватель Дмитриев А. В.
Санкт-Петербург
Содержание
Введение
1. Актуальность темы
1.1. Сферы применения и целевая аудитория
1.2. Обзор аналогичных проектов
2. Постановка задачи.
2.1. Общие требования к продукту
2.2. Базовая функциональность
2.3. Расширенная функциональность
3. Средства разработки
3.1. Используемые технологии
3.2. Инструментарий разработки
3.3. Альтернативные способы решения задачи
4. Программная реализация
4.1. Объектная модель
4.2. Хранение данных
4.3. Графический интерфейс пользователя
4.4. Недостатки программной реализации
5. Применение продукта
5.1. Системные требования
5.2. Инструкции по применению
6. Анализ результатов
6.1. Реализованная функциональность
6.2. Сравнение с аналогичными проектами
6.3. Возможное расширение существующей функциональности
6.4. Анализ процесса разработки
Выводы
Список литературы
Глоссарий
Приложение №1. Скриншоты программы StudentData 1.1
Приложение №2. Пример отчета по дисциплине в HTML
Введение
Данный дипломный проект является практическим по своей сути – соответственно, наиболее важной его составляющей является разработка приложения. Однако текущий документ также имеет немалое значение, поскольку он призван дополнить, разъяснить и проанализировать разработанный программный продукт.
Название «программный продукт» (здесь и далее) не вполне корректно: поскольку проект учебный, обладает ограниченной функциональностью и не удовлетворяет ряду критериев, возможно, правильней было бы называть его «прототипом». Тем не менее, ниже постоянно проводится аналогия между описываемым приложением и реальными программными продуктами.
|
Текст дипломной работы не содержит ярко выраженного разделения на теоретическую и практическую части. В некоторой степени он имитирует сопроводительную документацию к приложению:
Раздел документа | Аналог в промышленной разработке | Составители | Целевая аудитория |
Актуальность темы (1) | Определение потребностей пользователей | Бизнес-аналитики | Руководители компании-заказчика |
Постановка задачи (2), средства разработки (3) | Описание технологий, требования к продукту и техническое задание | Представители заказчиков, архитектор в группе разработчиков | Разработчики приложения |
Программная реализация (4) | Детальный дизайн системы | Разработчики, реализующие функциональность | Разработчики, использующие программный интерфейс или расширяющие функциональность данной части приложения; архитектор (технический лидер) |
Применение продукта (5) | Руководство пользователя | Специалисты по сопровождению продукта | Пользователи |
Теоретические отступления идут внутри некоторых из перечисленных разделов. В 3-ем разделе достаточно подробно рассматриваются используемые технологии и инструменты разработки; проводится сравнение с альтернативными вариантами.
В 4-ом разделе обсуждается ряд теоретических аспектов программирования.
В 6-ом разделе анализируются результаты, а также сам процесс разработки.
Актуальность темы
1.1 Сферы применения и целевая аудитория
|
Контроль является одной из проблем современного ВУЗа. В связи с большим количеством студентов университета и множеством дисциплин есть необходимость вести учет за данными, сопровождающими учебный процесс групп и студентов. В настоящее время существуют множество видов учета и контроля статистики по студентам, которая ведется старостами групп, кураторами, преподавателями, проректорами по учебной работе и деканами факультетов. Это такие виды контроля как: текущая успеваемость студента, информация об успеваемости студента за каждый месяц, сведения об академической задолженности и абсолютной успеваемости студентов по состоянию на последний день сессии, результаты экзаменов и зачетов, приказы о зачислении студентов на стипендию на следующий после экзаменационной сессии семестр, учет посещаемости студентами лекций, семинаров, лабораторных работ и другие. Эти данные хранятся в журналах групп, экзаменационных и зачетных ведомостях, справках, приказах, списках и т.д. Данные о студентах одновременно могут понадобиться старосте, преподавателю, декану.
Использование единой компьютерной базы данных и специальных информационных систем позволяет оптимизировать процесс контроля успеваемости. Как ни странно, учебная сфера еще недостаточно компьютеризирована, и многое делается «по старинке». Этот фактор открывает широкие возможности для разработчиков.
Данный программный продукт предназначен для сотрудников сферы образования (ВУЗов, техникумов, возможно, школ).
Основные применения:
· ведение базы данных учебного процесса
|
o списки студентов
o списки дисциплин
· ведение статистики успеваемости студентов
o выставление оценок, зачетов и допусков
o подсчет среднего балла и других показателей успеваемости студента.
Целевая аудитория: преподаватели, работники деканата.
1.2 Обзор аналогичных проектов
Поскольку сфера образования характеризуется стабильным спросом и при этом еще не занята монопольным производителем ПО, появляется все больше конкурирующих между собой программных продуктов. Рассмотреть каждый из них не предоставляется возможным в рамках данной дипломной работы. Поэтому было выбрано лишь несколько вариантов, наиболее интересных с точки зрения дипломанта.
Системы дистанционного образования (СДО), хоть и представляют значительный интерес, были исключены из обзора.
Ниже приведены краткие характеристики программных продуктов.
АСУ ВУЗ «Юниверсис»
АСУ ВУЗ «Юниверсис» представляет собой программно-аппаратный комплекс, состоящий из сервера, базы данных (БД) и программного обеспечения (ПО) системы.
ПО АСУ ВУЗ «Юниверсис» обеспечивает работу виртуальных разделов системы:
- электронный ректорат;
- электронный деканат;
- электронная учебно-методическая часть;
- электронная канцелярия;
- электронный отдел кадров;
- электронная приемная комиссия;
- электронная бухгалтерия;
- электронная библиотека;
- электронные личные кабинеты студентов;
- электронный кабинет преподавателя.
Информационная система «Студент»
Информационная система «Студент» представляет собой систему хранения и доступа к данным студентов университета.
- Информация о студентах хранится на центральном компьютере (сервере), доступ к которому через локальную сеть будут иметь все компьютеры, установленные в деканатах, у ректора, в учебном управлении, у служб поддержки и т.д.
- Каждый пользователь сможет изменять данные и получать нужную информацию в определенной степени, согласно своим правам и уровню доступа, установленным для него лично.
- ИС позволяет хранить полную информацию о студентах и их учебных планах, текущей и общей успеваемости.
- В ИС предусмотрена возможность осуществлять все основные операции, связанные с учебным процессом, такие например как: зачисление студентов, отчисление студентов, перевод студента с факультета на факультет, перевод студента из группы в группу, перевод студента с курса на курс и т.д., устанавливать учебные планы.
Также реализованы следующие функции:
- создана основная структура базы данных, касающаяся студентов, в виде связанных друг с другом справочников и так же части работающих с ними документов;
- реализованы следующие операции: зачисление студента, отчисление студента, перевод на другой факультет, перевод в другую группу, перевод на другой курс.
- разработан обмен данными с ИС "Абитуриент" и системой Студент.
1.2.3 АРМ "Деканат" v2.0.1
Программный продукт, который позволяет автоматизировать процессы приема-создания документации в деканате ВУЗа, прием абитуриентов, хранение базы данных студентов, абитуриентов и выпускников, а так же сдачу вступительных и других зачетов и экзаменов.
Основные функции программы:
- Учет и быстрый поиск студентов в единой базе данных.
- Автоматизация ввода экзаменационно-зачетных ведомостей.
- Хранение зачетных книжек и дипломов студентов в единой базе, и быстрый их поиск.
- Автоматизация создания любых отчетов для служб статистики.
- Модуль тестирования абитуриентов, автоматическое зачисление прошедших вступительные тесты.
- Модуль расчета средней успеваемости по группе / потоку / преподавателю / учебному заведению.
- Ввод данных об абитуриентах, их последующий перевод в единую базу студентов после прохождения вступительных экзаменов.
- Возможность работы в сети с единой базой данных, автоматическое и ручное создание и хранение резервной копии базы данных.