Рабочая программа дисциплины (модуля). Образовательные программы для детей дошкольного возраста




Рабочая программа дисциплины (модуля)

Образовательные программы для детей дошкольного возраста

(наименование)

 

050400.62 Психолого-педагогическое образование

_____________________

(код и наименование)

 

Профиль Психология образования

_____________________

(название)

 

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

(бакалавр, магистр, специалист)

 

 

Форма обучения

очная

(очная, заочная, очно-заочная)

 

 

Улан-Удэ

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Цель освоения дисциплины:

Формирование у студентов целостного представления об образовательных программах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста и технологиях реализуемых в ДОУ.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Образовательные программы для детей дошкольного возраста» относится к циклу дисциплин направления ДН(М)Ф.3.2.

 

Для освоения дисциплины «Образовательные программы для детей дошкольного возраста» обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Теория обучения и воспитания», «Психология, педагогика развития детей».

Освоение дисциплины «Образовательные программы для детей дошкольного возраста» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Образовательные программы начальной школы», «Психология дошкольного возраста».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

 

-способен продемонстрировать понимание специфики, структуры, содержания образовательных программ, технологий их реализации на разных этапах системы образования (СК-4)

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

Современные вариативные, альтернативные, парциальные программы для ДОУ, их концептуальные основы, структуру и содержание;

Уметь:

Сравнивать концептуальные позиции образовательных программ, их структуру, содержание, видеть различия программ в их подходах к технологиям реализации;

Владеть:

навыками анализа программ, выбора образовательной программы для реализации в ДОУ в зависимости от их условий, навыками проектирования образовательных ситуаций, исходя из цели программы;

 

II. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

№ п/п Название блоков (разделов, модулей) дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Оценочные средства
Лекции   Семинары Лабораторные работы СРС   Тип контроля Форма контроля
  Раздел 1. Характеристика комплексных образовательных программ для ДОУ           Текущий промежуточный Опрос, коллоквиум
  Раздел 2. Характеристика парциальных программ для ДОУ           Текущий, промежуточный Опрос, творческое задание
  Раздел 3. Примерные основные образовательные программы дошкольного образования           Текущий, промежуточный собеседование
  контроль           итоговый зачет
  Всего часов              

III. Тематическое планирование курса

Лекционные занятия

Название темы Содержание
Тема №1. История возникновения программ для ДОУ. 1. Этапы разработки первых программных документов для детского сада в советское время. 2. Анализ содержания программы под редакцией М.А.Васильевой. 3. Анализ типовой программы детского сада.
Тема №2. Характеристика комплексных образовательных программ для ДОУ 1. Характеристика программы «Детство». 2. Особенности образовательной программы «Радуга» 3. Концептуальные основы и содержание программы «Развитие» Л.А.Венгера.
Тема №3. Проектирование образовательного процесса на основе программы «Детство» 1. Структура образовательной программы «Детство». 2. Технологии реализации программы «Детство». 3. Подходы к проектированию содержания образования на основе программы «Детство» из опыта работы ДОУ.
Тема № 4. Проектирование образовательного процесса на основе программы «Радуга» 1. Цель и задачи программы «Радуга». 2. Технология реализации программы «Радуга». 3. Проектирование содержания программы «Радуга» в разных возрастных группах.
Тема №5. Характеристика парциальных программ для ДОУ 1. Сравнительный анализ комплексной и парциальной программ. 2. Презентация парциальных программ экологического образования дошкольников. 3. Презентация программ художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Тема № 4. ФГТ к структуре основной образовательной программы ДОУ 1. Общая характеристика ФГТ к структуре ООП дошкольного образования. Приказ №655 Мин. Образ. РФ 2. Понятие ООП для ДОУ. 3. Сравнительный анализ ГОС дошкольного образования и ФГТ. 4. Особенности проектирования образовательной программы ДОУ на основе требований ФГТ.
Тема № 5. Проектирование образовательного процесса на основе программы «С рождения до школы» 1. Характеристика программы. 2. Структура и технологии реализации программы. 3. Содержание образовательной работы по программе в ДОУ РБ.
Тема № 6. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста (под ред. Л.А.Парамоновой) 1. Характеристика целевых ориентиров программы. 2. Структура и содержание образовательной работы по данной программе. 3. Анализ педагогической технологии программы
Тема № 7. Характеристика примерной образовательной программы «Успех» 1. Общая характеристика программы «Успех». 2. Структура программы. 3. Содержание образовательной работы в разных возрастных группах.

Семинарские занятия

Название темы Содержание
Тема №1. История возникновения программ для ДОУ. 1. Этапы разработки первых программ для ДОУ. 2. Ученые авторы-составители программ и их подходы к содержанию программы для детского сада. 3. Сравнительный анализ первой программы с современными программами.
Тема №2. Характеристика комплексных образовательных программ для ДОУ 1. Классификация современных вариативных программ для ДОУ. 2. Научные направления, школы, авторские подходы к разработке программ для ДОУ. 3. Традиционная типовая программа для ДОУ.  
Тема №3. Структура и содержание образовательной программы «Детство» 1. Особенности структуры программы. Возрастная характеристика развития ребенка. 2. Содержание образовательной работы с детьми по направлениям развития. 3. Приоритетные направления развития детей по программе.
Тема № 4. Структура и содержание образовательной программы «Радуга» 1. Особенности структуры программы. 2. Своеобразие построения педпроцесса в ДОУ. 3. Приоритетные направления программы.
Тема №5. Парциальные программы экологического образования дошкольников 1. Особенность программы «Наш дом природа» Н.А.Рыжовой. 2. Содержание программы С.Н.Николаевой «Юный эколог» 3. Характеристика программы Кондратьевой «Мы»
Тема №6. Парциальные программы художественно-эстетического воспитания дошкольников. 1. Общая характеристика парциальных программ художественно-эстетического направления. 2. Характеристика программ художественного воспитания детей «Гармония», «Мозаика», «Синтез». 3. Характеристика программы музыкального воспитания детей «Ритмопластика» Бурениной.
Тема №7. Подходы к проектированию образовательной программы для ДОУ на основе требований ФГТ 1. Методические рекомендации к проектированию образовательной программы для ДОУ. 2. Миссия образовательной программы для ДОУ. 3. Технология разработки образовательной программы для ДОУ 4. Содержание регионального и этнокультурного компонента ДОУ на примере РБ
Тема № 8. Проектирование образовательного процесса на основе программы «От рождения до школы» 1. Концептуальные положения программы. 2. Задачи развития ребенка и приоритетные направления. 3. Методика образовательной работы с детьми.
Тема № 9. Характеристика примерной образовательной программы «Успех» 1. Структура программы «Успех». 2. Новизна содержания программы в отличии от предыдущих программ. 3. Характеристика образовательных областей. 4. Диагностика освоения содержания образовательной работы с детьми.

самостоятельная работа студентов

Название темы Содержание
Тема №1. История возникновения программ для ДОУ. Изучить историю появления первой программы для детского сада. Составить структурно-логическую таблицу на основе ретроспективного анализа.
Тема №2. Характеристика современных образовательных программ для ДОУ Заполнить сравнительную таблицу концептуальных позиций на основе изучения содержания программ «Детство», «Радуга», «Развитие».
Тема №3. Проектирование образовательного процесса на основе программы «Детство» Анализ календарного плана работы воспитателя ДОУ по программе «Детство». Сделать выписки по одному из направлений образовательной работы на выбор.
Тема № 4. Структура и содержание образовательной программы «Радуга» Выписать задачи воспитания и развития детей на примере одной возрастной группы и сравнить с программой «Детство». Сделать сравнительный анализ структуры программ «Радуга» и «Детство».
Тема №5. Характеристика парциальных программ для ДОУ Изучить парциальные программы экологического образования дошкольников: «Юный эколог», «Наш дом природа», и др. Сделать сравнительный анализ в таблице.
Тема № 6. Парциальные программы художественно-эстетического развития ребенка. Изучить парциальные программы художественно-эстетического образования дошкольников: Сделать сравнительный анализ в таблице.
Тема №7. ФГТ к структуре основной образовательной программы ДОУ Ознакомиться с нормативным документом, изучить его содержание, сделать конспект, ответить на вопросы
Тема №8. Подходы к проектированию образовательной программы для ДОУ на основе требований ФГТ Разработать вариативную часть структуры образовательной программы ДОУ (региональный и этнокультурный компонент)
Тема №9. Характеристика примерной образовательной программы «Успех» Составить компьютерную презентацию примерной образовательной программы «Успех»
   


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: