Рабочая программа дисциплины (модуля)
Образовательные программы для детей дошкольного возраста
(наименование)
050400.62 Психолого-педагогическое образование
_____________________
(код и наименование)
Профиль Психология образования
_____________________
(название)
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
(бакалавр, магистр, специалист)
Форма обучения
очная
(очная, заочная, очно-заочная)
Улан-Удэ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Цель освоения дисциплины:
Формирование у студентов целостного представления об образовательных программах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста и технологиях реализуемых в ДОУ.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Образовательные программы для детей дошкольного возраста» относится к циклу дисциплин направления ДН(М)Ф.3.2.
Для освоения дисциплины «Образовательные программы для детей дошкольного возраста» обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Теория обучения и воспитания», «Психология, педагогика развития детей».
Освоение дисциплины «Образовательные программы для детей дошкольного возраста» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Образовательные программы начальной школы», «Психология дошкольного возраста».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);
-способен продемонстрировать понимание специфики, структуры, содержания образовательных программ, технологий их реализации на разных этапах системы образования (СК-4)
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
Современные вариативные, альтернативные, парциальные программы для ДОУ, их концептуальные основы, структуру и содержание;
Уметь:
Сравнивать концептуальные позиции образовательных программ, их структуру, содержание, видеть различия программ в их подходах к технологиям реализации;
Владеть:
навыками анализа программ, выбора образовательной программы для реализации в ДОУ в зависимости от их условий, навыками проектирования образовательных ситуаций, исходя из цели программы;
II. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
№ п/п | Название блоков (разделов, модулей) дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Оценочные средства | ||||
Лекции | Семинары | Лабораторные работы | СРС | Тип контроля | Форма контроля | |||
Раздел 1. Характеристика комплексных образовательных программ для ДОУ | Текущий промежуточный | Опрос, коллоквиум | ||||||
Раздел 2. Характеристика парциальных программ для ДОУ | Текущий, промежуточный | Опрос, творческое задание | ||||||
Раздел 3. Примерные основные образовательные программы дошкольного образования | Текущий, промежуточный | собеседование | ||||||
контроль | итоговый | зачет | ||||||
Всего часов |
III. Тематическое планирование курса
Лекционные занятия
Название темы | Содержание |
Тема №1. История возникновения программ для ДОУ. | 1. Этапы разработки первых программных документов для детского сада в советское время. 2. Анализ содержания программы под редакцией М.А.Васильевой. 3. Анализ типовой программы детского сада. |
Тема №2. Характеристика комплексных образовательных программ для ДОУ | 1. Характеристика программы «Детство». 2. Особенности образовательной программы «Радуга» 3. Концептуальные основы и содержание программы «Развитие» Л.А.Венгера. |
Тема №3. Проектирование образовательного процесса на основе программы «Детство» | 1. Структура образовательной программы «Детство». 2. Технологии реализации программы «Детство». 3. Подходы к проектированию содержания образования на основе программы «Детство» из опыта работы ДОУ. |
Тема № 4. Проектирование образовательного процесса на основе программы «Радуга» | 1. Цель и задачи программы «Радуга». 2. Технология реализации программы «Радуга». 3. Проектирование содержания программы «Радуга» в разных возрастных группах. |
Тема №5. Характеристика парциальных программ для ДОУ | 1. Сравнительный анализ комплексной и парциальной программ. 2. Презентация парциальных программ экологического образования дошкольников. 3. Презентация программ художественно-эстетического воспитания дошкольников. |
Тема № 4. ФГТ к структуре основной образовательной программы ДОУ | 1. Общая характеристика ФГТ к структуре ООП дошкольного образования. Приказ №655 Мин. Образ. РФ 2. Понятие ООП для ДОУ. 3. Сравнительный анализ ГОС дошкольного образования и ФГТ. 4. Особенности проектирования образовательной программы ДОУ на основе требований ФГТ. |
Тема № 5. Проектирование образовательного процесса на основе программы «С рождения до школы» | 1. Характеристика программы. 2. Структура и технологии реализации программы. 3. Содержание образовательной работы по программе в ДОУ РБ. |
Тема № 6. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста (под ред. Л.А.Парамоновой) | 1. Характеристика целевых ориентиров программы. 2. Структура и содержание образовательной работы по данной программе. 3. Анализ педагогической технологии программы |
Тема № 7. Характеристика примерной образовательной программы «Успех» | 1. Общая характеристика программы «Успех». 2. Структура программы. 3. Содержание образовательной работы в разных возрастных группах. |
Семинарские занятия
Название темы | Содержание |
Тема №1. История возникновения программ для ДОУ. | 1. Этапы разработки первых программ для ДОУ. 2. Ученые авторы-составители программ и их подходы к содержанию программы для детского сада. 3. Сравнительный анализ первой программы с современными программами. |
Тема №2. Характеристика комплексных образовательных программ для ДОУ | 1. Классификация современных вариативных программ для ДОУ. 2. Научные направления, школы, авторские подходы к разработке программ для ДОУ. 3. Традиционная типовая программа для ДОУ. |
Тема №3. Структура и содержание образовательной программы «Детство» | 1. Особенности структуры программы. Возрастная характеристика развития ребенка. 2. Содержание образовательной работы с детьми по направлениям развития. 3. Приоритетные направления развития детей по программе. |
Тема № 4. Структура и содержание образовательной программы «Радуга» | 1. Особенности структуры программы. 2. Своеобразие построения педпроцесса в ДОУ. 3. Приоритетные направления программы. |
Тема №5. Парциальные программы экологического образования дошкольников | 1. Особенность программы «Наш дом природа» Н.А.Рыжовой. 2. Содержание программы С.Н.Николаевой «Юный эколог» 3. Характеристика программы Кондратьевой «Мы» |
Тема №6. Парциальные программы художественно-эстетического воспитания дошкольников. | 1. Общая характеристика парциальных программ художественно-эстетического направления. 2. Характеристика программ художественного воспитания детей «Гармония», «Мозаика», «Синтез». 3. Характеристика программы музыкального воспитания детей «Ритмопластика» Бурениной. |
Тема №7. Подходы к проектированию образовательной программы для ДОУ на основе требований ФГТ | 1. Методические рекомендации к проектированию образовательной программы для ДОУ. 2. Миссия образовательной программы для ДОУ. 3. Технология разработки образовательной программы для ДОУ 4. Содержание регионального и этнокультурного компонента ДОУ на примере РБ |
Тема № 8. Проектирование образовательного процесса на основе программы «От рождения до школы» | 1. Концептуальные положения программы. 2. Задачи развития ребенка и приоритетные направления. 3. Методика образовательной работы с детьми. |
Тема № 9. Характеристика примерной образовательной программы «Успех» | 1. Структура программы «Успех». 2. Новизна содержания программы в отличии от предыдущих программ. 3. Характеристика образовательных областей. 4. Диагностика освоения содержания образовательной работы с детьми. |
самостоятельная работа студентов
Название темы | Содержание |
Тема №1. История возникновения программ для ДОУ. | Изучить историю появления первой программы для детского сада. Составить структурно-логическую таблицу на основе ретроспективного анализа. |
Тема №2. Характеристика современных образовательных программ для ДОУ | Заполнить сравнительную таблицу концептуальных позиций на основе изучения содержания программ «Детство», «Радуга», «Развитие». |
Тема №3. Проектирование образовательного процесса на основе программы «Детство» | Анализ календарного плана работы воспитателя ДОУ по программе «Детство». Сделать выписки по одному из направлений образовательной работы на выбор. |
Тема № 4. Структура и содержание образовательной программы «Радуга» | Выписать задачи воспитания и развития детей на примере одной возрастной группы и сравнить с программой «Детство». Сделать сравнительный анализ структуры программ «Радуга» и «Детство». |
Тема №5. Характеристика парциальных программ для ДОУ | Изучить парциальные программы экологического образования дошкольников: «Юный эколог», «Наш дом природа», и др. Сделать сравнительный анализ в таблице. |
Тема № 6. Парциальные программы художественно-эстетического развития ребенка. | Изучить парциальные программы художественно-эстетического образования дошкольников: Сделать сравнительный анализ в таблице. |
Тема №7. ФГТ к структуре основной образовательной программы ДОУ | Ознакомиться с нормативным документом, изучить его содержание, сделать конспект, ответить на вопросы |
Тема №8. Подходы к проектированию образовательной программы для ДОУ на основе требований ФГТ | Разработать вариативную часть структуры образовательной программы ДОУ (региональный и этнокультурный компонент) |
Тема №9. Характеристика примерной образовательной программы «Успех» | Составить компьютерную презентацию примерной образовательной программы «Успех» |