Сценарий формата образовательного режимного момента
Выполнили: магистранты
1 курса группы МС 19
Никитина С.Г.
Мотигулина Э.М.
Бердичевская Е.В.
Образовательный проект
Для детей подготовительной группы
Время и контекст реализации: одна неделя, тема «Транспорт».
Тема проекта: «Почему транспорт будущего должен измениться?»
Образовательный продукт:
Модели транспорта будущего (выполненные и спроектированные детьми из различных материалов и дальнейшее использование моделей в игровой деятельности).
Обоснование выбора содержания образовательного режимного момента на основе образовательной программы дошкольного образования.
Данный проект - способ поддержать познавательный интерес и стать толчком в развитии ценных проявлений активности, самостоятельности детей и освоении ими позиции субъекта.
Проблема проекта: Любой ли транспорт безвреден для окружающей среды и человека? Какие проблемы возникают при использовании транспорта? Как и почему должен измениться транспорт в будущем?
Учет интересов детей и детской субкультуры: В детской субкультуре присутствует опыт использования различных видов транспорта, наблюдения за ним, транспорт выступает в роли героев мультфильмов, интересных детям. При этом возможное влияние транспорта на окружающую среду и человека, остаются скрытыми от понимания детей.
Идея проекта основана на интересе детей к книге Фенч Вивиан «Капитан Крэнки и Стив».
Актуальность проекта: обусловлена необходимостью формирования у детей элементарных экологических представлений и понимания, что технические достижения влияют на состояние окружающей среды и человека.
Возрастосообразность проекта основана на том, что у детей старшего дошкольного возраста велика роль ситуативного познавательного интереса, т.е. интереса к конкретной деятельности, к определённому познавательному материалу. Познавательная мотивация, с одной стороны, побуждает соответствующую ему деятельность, то есть стимулирует самостоятельность, инициативность и целенаправленность в решении не прагматической, а чисто познавательной задачи, с другой стороны, познавательная мотивация порождает специфические смысловые образования и познавательные эмоции – интерес к деятельности, удовольствие от получаемых впечатлений и от умственных усилий.
Основой игры выступают эмоционально значимые и привлекательные для детей события, ситуации. Дети могут выполнять задачи различных видов деятельности совместно со сверстниками. Разнообразные действия детей (в продуктивной и познавательной деятельности) носят целенаправленный характер.
Ожидаемые результаты:
Социально-коммуникативное развитие:
1. Дети проявляют интерес к совместной деятельности с воспитателем и сверстниками.
2. Проявляют старательность при выполнении модели транспорта будущего.
3. Способны договариваться, слушать и понимать партнеров по общению и деятельности, стремятся к сотрудничеству в достижении общей цели.
4. Способны оценить свою деятельность и деятельность других детей по достижению цели.
Познавательное развитие:
1. Устанавливают элементарные причинно-следственные связи влияния транспорта на окружающую среду и человека.
2. Проявляют познавательный интерес к устройству различных видов транспорта.
3. Соотносят результат с целью проектной деятельности.
Речевое развитие:
1. Могут вести диалог (слушают, реагируют на высказывания, отвечают, задают вопросы, делают выводы).
2. Используют речевое планирование деятельности.
Художественно-эстетическое развитие:
1. Конструируют объекты из различных материалов с элементами изобретательства.
2. Проявляют воображение, при создании моделей транспорта будущего.
Ход проекта:
Неделя, предшествующая проекту:
Чтение книги Фенч Вивиан «Капитан Крэнки и Стив». Главный герой со своим четырёхлапым другом решают благоустроить город и очистить его, выкинув все отходы в море, не заботясь о его обитателях. Русалочка не хочет мириться с засорением ее родного мирка и показывает Крэнки и Стиву, в какую свалку они превращают подводный мир. У всех троих рождается план по исправлению ситуации…
Размещение в развивающей предметно-пространственной среде группы:
1. Книг: Паркер Стив «Транспорт будущего», детская энциклопедия Мерникова А.Г. «Техника для мальчиков».
2. Машинок, работающих на батарейках и аккумуляторах, предметов, работающих на солнечных батареях (фонарь, калькулятор и др.)
Обсуждение книги «Капитан Крэнки и Стив»: капитан с друзьями очистили море, а как же им сделать их любимый город еще чище?
Основная неделя:
Понедельник
Утренний круг. Актуализация опыта детей: Давайте вспомним, как капитан Крэнки очищал сушу, а потом воду? Как вы думаете, а смог бы капитан Крэнки сделать чище воздух в своем городе? Что для этого ему надо сделать? Как транспорт влияет на город? Вспомните, какой запах остается после того, как проезжает грузовик? Слышен ли вам через окно шум машин в городе? Каким должен быть транспорт, чтобы в городе было комфортно жить?
Образовательное предложение взрослого: «Я предлагаю вам подумать, каким должен быть транспорт в городе капитана Крэнки, чтобы там было приятно и удобно жить? Вы бы хотели превратиться в изобретателей и придумать и сделать для города капитана Крэнки такой транспорт? Подумайте, что вам понадобится для изготовления? Что у нас в группе есть, а чего не хватает? Как вы будете работать отдельно или с друзьями? Педагог предлагает детям договориться, подумать, а обсудить дальнейший план действий во второй половине дня.
Первая половина дня | Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащение развивающей предметно-пространственной среды |
Понедельник Игра «Почему транспорт двигается? Какое топливо или энергия, к какому транспорту?» (карточки с изображением видов транспорта и изображением видов топлива и энергии). Беседа: «Какой транспорт лучше?» Выявить достоинства и недостатки разных видов транспорта, в том числе бестопливного (велосипеды, самокаты) и новейшего – электросамокаты, электромобили (зафиксировать в виде схематичных изображений на бумаге) Люди какой профессии часто пользуются бестопливным видом транспорта? (курьеры, почтальоны). Почему этот транспорт становится всё более популярным? | Обсуждение дальнейшего плана действий и его фиксация на бумаге в виде символов, понятных детям (план каждой группы фиксируется отдельно). Обсуждение вариантов моделей транспорта будущего. Каким он будет, ведь в городе капитана есть и суша и море? Кого и куда он может перемещать? Кому такой транспорт может быть полезен? Может ли он быть беспилотным? Размещение в развивающей предметно-пространственной среде, изображений различных видов транспорта, книг на тему транспорта, дидактических игр по теме. |
Вторник Прогулка Рисование на асфальте «Транспорт в городе капитана Крэнки» Активизирующая ситуация: какой транспорт в городе капитана Крэнки? | Создание алгоритма выполнения модели транспорта будущего с обозначением необходимых материалов (у каждой группы свой алгоритм). Составление списка недостающих материалов и обсуждение с воспитателем, где их можно взять или чем заменить, у кого попросить. |
Среда Совместная познавательная деятельность. Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей. Активизирующая ситуация: из предметов каких форм можно сделать модель транспорта будущего? Рассматривание картинок с изображением транспорта будущего, анализ и моделирование моделей из фигурок строителя с называнием форм. | Подготовка необходимых материалов для изготовления моделей их внесение в развивающую предметно-пространственную среду. Создание эскиза будущей модели самостоятельно, или с помощью воспитателя (по просьбе детей). И плана презентации модели. Воспитатель: • при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует; • деликатно контролирует; • обогащает знания детей, репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает. |
Четверг Образовательный диалог: Какой транспорт должен быть в городе капитана Крэнки, чтобы он был спокоен за его чистоту и почему?». Воспитатель поддерживает стремление детей реагировать на высказывания, отвечать, высказывать свое мнение и аргументировать его, задавать вопросы, делать выводы. | Изготовление моделей транспорта будущего на основе замысла детей. Дети активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя: • выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности; • консультируются, задают вопросы, • фантазируют; • готовят презентацию моделей (воспитатель помогает при необходимости в выборе аргументов в пользу модели). |
Пятница Презентация моделей детьми с аргументацией, почему их модель может понравиться капитану Крэнки. Воспитатель обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию. Дети проводят самоанализ деятельности и ее результата; взаимную оценку друг другу в деятельности, способность выбрать лучших участников. | Сюжетно-ролевая игра с использованием созданных моделей. Создание фотоотчета представленных моделей, для размещения в группе. |