Роль личности в жизни общества. Свобода личности.




Важный вопрос о роли личности в процессе функционирования и развития социума. Конечно, каждый человек играет определенную роль в жизни общества, но эта роль во многом зависит от реальной исторической ситуации, в которой находится и действует личность. Роль выдающейся личности определяется массой случайных и неслучайных событий, обстоятельств, причин, и только «кажется, что герои творят сами себя, и что их действия создали такое состояние и такие отношения в мире, которые являются их делом и сознанием» (Гегель).

Но важно видеть, что именно деятельность лидеров может определять ход событий благодаря своим личным качествам, общественному положению или требованиям времени.

При этом следует подчеркнуть, что следует различать известную и великую личность. Великой является только личность, действия которой направлены на ускорение прогрессивного развития нации, государства, социума. Нередко в памяти остаются имена лиц типа Герострата, Брута, деятельность которых не имела влияния на ход истории.

В истории нередки случаи, когда одна и та же личность, являясь носителем прогрессивных идей и действуя в соответствии с объективными законами истории, добившись определенных результатов, начинает терять ориентацию, пытается действовать на основе чисто субъективного понимания событий, теряет свое величие и становится своеобразным тормозом в развитии социума. Классический пример - история Наполеона, который на первом этапе своей деятельности распространял прогрессивные идеи французской буржуазной революции, но, поставив цель покорить не только западную Европу (где для этих идей условия созрели), но и Россию (где условия были иными), потерпел полный крах. Комплекс Наполеона характерен и для других известных исторических деятелей.

Критерием величия личности в других сферах деятельности является их вклад в мировую культуру (открытия в науке, создание классических произведений в литературе и искусстве и т.д.). Но при этом всегда следует помнить, что великими личностями не рождаются - каждую из них создает эпоха, в которой они живут, когда для этого созревают условия.

Личность является результатом сложнейших человеческих отношений. Она - член семьи, трудового коллектива, нации, класса, межнациональных образований, участница общемирового конвергентного процесса, носитель общечеловеческих ценностей. В этой связи возникает вопрос о свободе личности - может ли она быть абсолютной или она всегда ограничена. Каковы ее границы, каковы взаимоотношения личности и общества. В свое время В.С. Соловьев в работе «Три силы» дал свое понимание взаимоотношения личности и общества. «На Востоке - писал философ, где личность, безусловно, подчинена обществу, существует система подчинения частных форм жизни единому общественному и религиозному началу, что отрицает всякую индивидуальную свободу. На Западе, наоборот, личность ставится над обществом в своей отдельности, действует исключительно из себя и для себя. Общее теряет значение, превращается во что-то отвлеченное, пустое». В итоге, по мнению В.С. Соловьева, возьмет верх третья сила - сила добровольного единения всех «элементов» человечества, гармонического сочетания интересов личности и общества. Носителем такой силы, по мнению автора, является славянство, и путь к «золотой середине» - вера в приоритет Всевышнего.

Проблема свободы является такой же вечной, как и проблема человека и личности. Она находит свое понимание у античных мыслителей, у философов средних веков, была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Бердяева и Камю, Маркса и Ленина. К ней практически обращается каждый мыслящий человек.

В обыденном понимании свобода есть возможность поступать так, как пожелает человек. Но в действительности такое понимание свободы как «абсолютной свободы» является иллюзорным. Общество всегда, на протяжении всей истории человечества, накладывало и будет накладывать определенные ограничения на поведение каждого человека, независимо от его социального статуса.

Прогресс человеческой свободы связан с накоплением материальных и духовных предпосылок. По мере познания законов природы и социальных процессов расширяется и свобода человека. Свобода не противостоит необходимости, она есть способность человека ставить цели и действовать в соответствии с необходимостью, действующей как в природе, так и в обществе. Постигая законы развития, у человека всегда есть возможность выбора своей деятельности, свобода всегда есть свобода выбора целей, смысла жизни, конкретной деятельности, веры, убеждений и т.д.

Но свобода связана с ответственностью. Делая выбор, личность всегда должна как бы предвидеть последствия своего выбора, что сделанный выбор, в конечном счете, дает самой личности, обществу. Ответственность и есть не что иное, как оценка последствий сделанного выбора.

Ответственность - это категория морали и права, отражающие особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу. Свобода требует от человека разума и воли, без чего она будет вырождаться в разрушающую силу.

Все это ставит задачу разработки (и реализации) гуманистического идеала. Гуманизм (от лат. humanitas - человечность) - в широком смысле слова система взглядов, признающая ценность человека как личности, ее прав на свободу, счастье, полное проявление своих способностей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: