Природа человека и его предназначение.




Проблема человека в философии. Природа и сущность, предназначение человека.

План.

  1. Проблема человека в философии и науке. роисхождение человека.
  2. Природа человека и его предназначение.
  3. Индивид, индивидуальность, личность.
  4. Роль личности в жизни общества. Свобода личности.

Проблема человека в философии и науке. Происхождение человека.

Одной из важнейших проблем, которую исследуют не только философы, но и ученые многих других профессий, является проблема происхождения человека. Как он появился на Земле, является ли уникальным явлением во Вселенной или закономерным результатом эволюции, каково будущее человечества - эти и многие другие вопросы волнуют философскую мысль на протяжении всей истории, и особенно сегодня, когда над нами все чаще стали появляться НЛО (неопознанные летающие объекты) и сам человек вышел в космос.

Уже в античном мире проблема человека, «микрокосмоса», которая была поставлена Сократом, занимает важное место в философии. От Аристотеля к нам пришло определение человека как «разумного животного». В средние века христианские философы пытались понять человека как часть мирового порядка, установленного Богом. Представление Декарта о мышлении как единственно достоверном свидетельстве человеческого существования легло в основу новоевропейского рационализма, который в разуме видел сущность человека. Кант считал, что проблема человека и есть основной вопрос философии. В целом для немецкой классической философии определяющим является представление о человеке как о субъекте духовной деятельности, создающем мир культуры, носителе разума. Критикуя подобную точку зрения, Фейербах в своей антропологической философии ставит человека в центр философии, и понимает его как чувственно-телесное существо, как живую встречу «Я» и «Ты» в их конкретности. Марксистская философия исходит из того, что человек есть продукт и субъект общественно-трудовой деятельности, что сущность человека в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений и понять человека можно только раскрыв его социальную сущность.

Проблема человека, смысла его жизни, проблема внутренних и внешних причин, определяющих его поведение, находятся в центре внимания и современной западной философии. При этом проблема человека становится доминирующей, подавляя все остальные проблемы: человек стоит выше всякой другой жизни, потому что он есть жизнь, осознающая себя. Человеческое самосознание сделало людей странниками в мире - они отдельны, объяты страхом.

Подобные абстрактные рассуждения западных философов о человеке вообще не дают ответов ни на вопросы о происхождении человека, ни о его сущности и месте в жизни социума, ни о его предназначении. Ставя в центр внимания исследование только духовного мира человека, западные мыслители внесли определенный вклад в понимание nomo sapiens, однако они оказались не в состоянии ответить на главный вопрос - что же такое человек и каково его (человечества) предназначение.

Происхождение человека.

Первый вопрос - это вопрос о том, появление человека - это закономерность или случайность в развитии мира? Он в нем одинок или существуют ему подобные в других мирах? Получить однозначный ответ на эти вопросы пока еще не пришло время.

Существует несколько концепций происхождения человека. Самая древняя - о сотворении Богом (религиозная), которой и определялось его предназначение - быть как бы представителем всевышнего на земле. Но уже в античности предпринимались попытки дать иное решение проблемы. Так, Лукреций Кар (96 до н.э. - 55 н.э.) в поэме «О природе вещей» рисует картину возникновения жизни и ее эволюцию как закономерность в развитии мира.

С появлением концепции Ч. Дарвина проблема приобрела научную основу, однако и сегодня антропология озабочена поиском недостающих звеньев в биологической эволюции от обезьяноподобного предка к человеку.

В связи с развитием космонавтики возникла еще одна концепция - космического происхождения homo sapiens, у которой пока еще нет фактической основы и она имеет чисто гипотетическое значение.

Признание современной наукой в качестве основной гипотезу Ч. Дарвина предполагает, прежде всего, решение вопроса о переходе от неживых форм материи к живым простейшим организмам, положившим начало великой эволюции. В дальнейшем живое стало происходить только от живого.

Продуктом эволюции жизни явилось формирование высокоразвитых животных, на основе отдельных видов которых и стало возможным возникновение человека. В своей книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Ч. Дарвин показывает родство человека и человекообразных обезьян, тем самым, закладывая основу для поиска ответа на вопрос о возникновении человека. Эволюционная теория Ч. Дарвина позволила Ф. Энгельсу в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876) рассмотреть проблему антропосоциогенеза с позиции диалектического материализма, где главным фактором, определившим формирование homo sapiens, считается труд. От случайного использования предметов природы особые породы приматов постепенно, на основе метода «проб и ошибок», приходят к их первичной обработке, а затем и к изготовлению простейших орудий. Многократно повторяющиеся операции постепенно вырабатывали у них способность постигать сущность предметов, которая отражалась в первичных понятиях и закреплялась звуком, тем самым формировался язык как средство сохранения и передачи знаний.

Язык - не только результат перехода к трудовой деятельности, но и стадного образа жизни антропоидов. Изучение поведения обезьян в естественных условиях показало, что система их общения лишь в отдаленной степени напоминает отношения людей (система подчинения, отношение к детенышам, игровые ситуации, отражение опасности). Все это регулируется определенными звуками, которые не имеют смыслового содержания, а являются только сигналами, вызывающими рефлекторную реакцию. Стадный образ жизни явился одной из важнейших предпосылок формирования человека, поскольку здесь закладывались основы коммуникативной функции будущего языка.

Переход к трудовым операциям был обусловлен как изменениями климатических условий, так и переменами в окружающей среде - возможность и необходимость перехода от растительной к животной пище. Исключительную роль в этом переходе сыграл огонь. Для животных, даже самых высокоорганизованных, огонь ассоциируется с грозящей им опасностью. Для homo sapiens огонь - это открытие огромной важности, которое совершенно меняло условия и образ их жизни. Это - и создание новых условий для «домашнего труда», и изготовление новых орудий, и создание определенного комфорта, и возможность для более широкого расселения, включая зоны с умеренным климатом. Огонь явился одной из важнейших предпосылок зарождения и развития антропоидов.

Эти и многие другие факторы оказывали воздействие на совершенствование рефлекторно-отражательных способностей, развитие мозга, перехода от предметного восприятия окружающего мира к сущностному, т.е. постижению сущности вещей, формированию понятий и оперирование ими. Именно сознание и отличает человека от животного, поскольку благодаря сознанию он может осуществлять целенаправленную деятельность, т.е. трудиться, создавая необходимые для жизни орудия и предметы. Как становление труда и сознания в прошлом, так и их совершенствование происходило и происходит во взаимосвязи и взаимодействии, в неразрывном единстве.

Важным, но еще спорным остается вопрос о периодизации становления человека, о промежуточных звеньях между антропоидами и homo sapiens. Условно принято считать, что период становления человека - 3-4 миллиона лет. Что касается homo sapiens, то его становление произошло примерно 70-75 тысяч лет тому назад. Особое значение приобретает поиск непосредственного предшественника человека. В свое время в качестве такового рассматривались различные варианты - австралопитек, синантроп, питекантроп, неандерталец и другие.

Поиск окончательного ответа затруднен тем, что генетика выдвигает серьезные возражения против трудовой теории, поскольку «упрямый ген» не позволяет привести к принципиальным изменениям структуры организма в процессе труда.

Поэтому исследуются возможности мутаций в различных условиях (под влиянием радиации, рифтообразовании, геомагнитных инверсий и т.д.

Таким образом, человек - это высший продукт эволюции природы, в котором сочетается единство природного и социального, наделенный способностью познавать природу и творчески преобразовывать ее в соответствии со своими потребностями.

Природа человека и его предназначение.

Как уже отмечалось, человек - существо биосоциальное. Под биологическим принято понимать анатомию его тела, физиологические процессы, протекающие в нем. Биологическое - это природные силы человека как живого существа, оно влияет на индивидуальность человека, развитие его некоторых способностей, на его реакцию на воздействие внешнего мира. Все эти качества человек получает по наследству.

Социальное - это его способность познавать мир, практически действовать на основе знаний, творить свое бытие, строить свои отношения с другими людьми, проявлять свою гражданскую позицию.

Человек - это сложный синтез биологического и социального, он живет по законам двух миров, и задача состоит в том, чтобы природное и социальное находилось в гармонии.

Поскольку человек (и человечество) - результат самоорганизации материи (как утверждает синергетика), естественно возникает вопрос о его предназначении. Можно согласиться с Гегелем, что природа создала человека для познания самой себя. Но остается открытым вопрос о смысле и цели такого самопознания.

Первый, напрашивающийся ответ - что природа, сотворив человека, представила его как этап своей эволюции, поэтому о предназначении говорить нет оснований. На смену этому этапу может прийти следующий, более сложный этап - эра роботов.

В качестве ответа на этот сложный вопрос можно также предположить, что предназначение человека (человечества) - создание общества, соответствующего гуманистическому идеалу, в котором в полной мере мог бы раскрыться потенциал каждого человека.

Наконец, предназначение человека (человечества) может состоять и в том, чтобы, промелькнув в космическом пространстве, раствориться во Вселенной, возродившись в другом месте и в других формах. Возможно, предназначение человека (человечества) и в том, чтобы, зародившись на Земле, нести семена разумной жизни в другие миры. Очевидно, что во всех вариантах имеется рациональное зерно, поэтому предвидеть последующее развитие человечества весьма проблематично.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: