ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТАБЛИЦ




Методические рекомендации для обучающихся по составлению таблиц

 

 

Серов


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТАБЛИЦ

 

Таблица - способ структурирования данных.

Таблица – это графическая форма представления количественных показателей или терминологических описаний в предельно сжатой форме. Она строится на основании функциональных зависимостей каких-либо данных и потому может интерпретироваться и предоставлять новую информацию.

Существуют различные виды таблиц, иллюстрирующих учебный материал. Рассмотрим особенности составления некоторых их них более подробно.

Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» Принцип построения таблицы «З – Х – У», где «З» – знаем, «Х» – хотим узнать, «У» – узнаем. В колонку «Хочу узнать» внести спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе изучения темы. Затем обучающиеся читают новый текст, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста предлагаю заполнить колонку «Узнал». Располагаются ответы напротив постав- ленных вопросов. Далее обучающимся следует сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста. При этом желательно излагать сведения, понятия или факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали (рис. 1).

 

З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали, и что нам осталось узнать
     

 

Рис. 1 Таблица «З – Х – У»

«Концептуальная таблица» (рис. 2) Данный вид таблицы используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

 

  Категория сравнения Категория сравнения Категория сравнения Категория сравнения Категория сравнения
Факты          
Факты          

 

Рис. 2 Концептуальная таблица

 

«Сводная таблица» (рис. 3)Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы по систематизации объёмной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. В рамках сводной таблицы могут наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема учебного материала, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Построение данной таблицы помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.

Часть материала по составлению сводной таблицы может быть определена преподавателем (какие объекты, процессы и по каким критериям сравнивать), а другая часть материала подбирается студентами самостоятельно после изучения соответствующего учебного материала.

Преподаватель может также определить только объекты сравнения, а студенту будет необходимо самостоятельно определить по каким критериям будете проводить сравнение указанных объектов.

Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым предполагается произвести сравнение (явления, события, факты). В колонки, расположенные по обе стороны от «линии сравнения», заносится информация, которую и предстоит сравнить. Данная структура таблицы не обязательна, таблица может иметь и другой вид.

 

Тема 1 Тема 2 Линия сравнения Тема 3 Тема 4
         

 

Рис. 3 Сводная таблица

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТАБЛИЦ

 

Общая форма оформления таблицы представлена на рисунке 34. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Рис. 4 Общая форма таблицы

 

Таблицы состоят из текстов и цифровой части. Текстовая часть – это заголовки разделов (графов). Цифровая часть – числа и их соотношение. При этом числа должны выражаться в единой числовой системе – круглые числа, десятичные дроби до десятых или сотых долей. На скрещивании вертикальных графов и горизонтальных строчек устанавливается смысловая связь между понятиями. В структуре таблицы выделяют головку – словесную информацию в заголовках граф. Это те явления и предметы, которые будут характеризоваться количественно. Как правило, это делается в боковом заголовке. Эта часть таблицы называется подлежащим. Заголовки делаются в единственном числе именительного падежа без сокращений и с прописной буквы каждый, без знаков препинания. В таблицу также входят вертикальные столбцы – графы для помещения чисел. Эта часть таблицы называется сказуемым. Заголовки граф входят в головку таблицы. Первый граф, как правило, указывает порядковый номер замеряемого положения и обозначается как ПП или п/п. Второй граф – это боковой заголовок, указывающий на то, что замеряется. Третий и последующие графы – это сказуемое о подлежащем, то есть то, что замеряется и что указывается в боковом заголовке. Таблица может иметь последний вертикальный под названием «Итого». Он может быть и горизонтальным, проставляемым в конце таблицы. Есть также графа «Всего». При этом «итого» обозначает промежуточные итоги, а «всего» - сумму частных итогов.

Все таблицы в тексте реферата, курсовой и дипломной работы имеют свою единую нумерацию. При этом в тексте делается сноска (например, «… (табл. 3)»), а сама таблица имеет полное наименование (рис.5). В тексте работы таблица помещается ближе к той странице, где на нее делается ссылка и где дается ее интерпретация. Отдельные, наиболее емкие таблицы, можно помещать в Приложении. Возможен перенос таблицы, не уместившейся на одной странице. Для этого под головкой таблицы, содержащей словесную информацию, прочерчивается дополнительная строка с указанием порядкового номера граф. Эта строка повторяется на странице переноса с оставшейся частью переносимой таблицы. В верхнем правом углу пишется: Продолжение таблицы 3 (см. пример рис.6).

 

 


Рис. 5 Название таблицы

 


Рис. 6 Правила оформления продолжения таблицы

Требования к содержанию таблицы: выбор существенных характеристик предмета изучения, то есть значимость подлежащего и сказуемого; точная группировка материала, как в подлежащем, так и в сказуемом; сопоставимость данных, их однородность; точность всех данных. Требования к построению таблицы: понятность, ясность, доходчивость; логичность; краткость и четкость заголовков подлежащего; лаконизм и экономичность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: