Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Элементарная компьютерная грамотность» учащегося 6 «о» класса (для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренную умственную отсталость) разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Санкт-Петербург, 2011 г.
В соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом МО РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- распоряжением Комитета по образованию от 21.03.2018 № 810-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018/2019 учебном году»;
- инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию № 03-20-2881/15-0-0 от 13.07.2015 «Об организации обучения на дому по основным общеобразовательным программам обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей инвалидов»;
- письмом Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК - 2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»;
- письмом управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 № 27/2643-6 «О методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения»»
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 20.12.2010 № 189 (далее СанПиН 2.4.2.2821-10)
|
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (далее - СанПиН 2.4.2.3286-15);
- Учебным планом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа в соответствии с индивидуальным учебным планом надомного обучения Михеева Максима Викторовича и календарным учебным графиком на 2018-2019 учебный год рассчитана на 33 урока (исходя из 0.5 часа в неделю).
Цель изучения предмета:
• «общекультурная» цель – ознакомление обучающегося с компьютером и формирование мировоззрения ребёнка;
• «технологическая» цель - приобретение навыков работы на клавиатуре в текстовом редакторе;
• коррекционная цель – коррекция высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения), совершенствование эмоционально-волевой сферы;
• «общепедагогическая» цель – обновление содержания, методов и организационных форм учебной работы.
Задачи предмета.
Образовательные:
• усвоение обучающимся технических правил при работе с компьютером;
|
• приобретение обучающимся навыков использования простейших тренажёров в работе на клавиатуре;
• использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев, развитие познавательного интереса.
Коррекционные задачи:
-Повышение ловкости рук, пространственной ориентации, координации;
-Развитие эмоциональных и эстетических качеств детей;
Воспитательные задачи:
-Усвоение обучающимся правил поведения на рабочем (учебном)месте;
-Выработка установок на выполнение трудовых действий с учётом индивидуальных особенностей ученика
Специфика контингента:
Возраст обучающегося: 12 лет. Максиму свойственно: несформированность познавательных процессов, мышление конкретное, непоследовательное, неспособное к образованию отвлечённых понятий, краткая фразовая речь из 2-3 слов, несформированность связной речи. Максим соотносит слово – картинку – пиктограмму. Составляет простое предложение по картинке. Максим находит заданную гласную букву в ряду из трёх букв. Развитие общей и мелкой моторики нарушено. У Максима предметно-игровые действия в стадии формирования.
Планируемые результаты освоения учебного курса:
Обучающийся должен:
• понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация»;
• различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
• приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
|
• приводить примеры информационных носителей;
• определять простейшие компоненты компьютера (системный блок, клавиатура, монитор, мышка), моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
• запускать программы из меню «Пуск»;
• знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Обучающийся должен уметь:
• работать с обучающими программами: «Раскрашиваем на компьютере», «Учимся пользоваться мышкой и клавиатурой»;
Формы организации учебного процесса:
· - урок-занятие;
· - практическое занятие;
· - игра.
Методы и приёмы обучения:
· - методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности
· - методы формирования интереса к учению - создание ситуации занимательности, ситуаций успеха, использование познавательных игр;
· - словесные методы – рассказ, объяснение, беседа (используются частично, применяется только в сочетании с наглядным и практическим методами).
· - наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;
· - практические методы – упражнения, практические действия.
Виды деятельности обучающегося на уроке:
· - наблюдение;
· - упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные, аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;
· - игры-имитации, жестово-образные игры;
· - рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
· Формы промежуточного и итогового контроля
· - диагностика на начало и конец учебного года. Промежуточная диагностика в конце первого полугодия проводится в виде заданий и тестов по изученным темам.
Учебно-тематический план
(всего 33 урока, 0.5 часа в неделю)
№ | Название темы | Количество уроков | |
Введение. Правила поведения и ТБ за компьютерным столом | |||
Что такое компьютер. Из каких частей состоит компьютер | |||
Клавиатура (назначение, устройство, приемы работы) | |||
Знакомство с программой «Калькулятор» | |||
«Мышка» (назначение, устройство, приемы работы) | |||
Разработка мелкой моторики в обучающих и развивающих игровых программах | |||
Рисование при помощи редактора Paint | |||
Знакомство с текстовыми редакторами. Набор простейшего текста | |||
Обобщение и повторение | |||
Всего: |
Содержание программы (всего 33 урока, 1 час в неделю)
1. Введение. Правила поведения и ТБ в компьютерном классе (2 ч.). Правила поведения и ТБ за компьютерным столом.
Планируемый результат: обучающийся научится правилам поведения и технике безопасности за компьютерным столом.
2. Что такое компьютер. Из каких частей состоит компьютер (3ч.) Что такое компьютер. Из каких частей состоит компьютер.
Планируемый результат: обучающийся научится понимать понятие «компьютер», из каких частей он состоит.
3. Клавиатура (назначение, устройство, приемы работы) (4ч). Клавиатура (назначение, устройство, приемы работы). Приемы работы на клавиатуре.
Планируемый результат: обучающийся научится понимать назначение, устройство, приемы работы и использовать их в заданиях, исходя из индивидуальных возможностей.
4. Знакомство с программой «Калькулятор» (2ч). Знакомство с программой «Калькулятор».
Планируемый результат: самостоятельное выполнение заданий.
5. «Мышка» (назначение, устройство, приемы работы) (3ч). «Мышка» (назначение, устройство, приемы работы). Приемы работы «мышкой».
Планируемый результат: самостоятельное выполнение заданий.
Разработка мелкой моторики в обучающих и развивающих
игровых программах (2ч). Разработка мелкой моторики в обучающих
и развивающих игровых программах.
Планируемый результат: обучающийся улучшит развитие мелкой моторики вобучающих и развивающих игровых программах.
7. Рисование при помощи редактора Paint (8ч.). Рисование при помощи редактора Paint. Карандаш и кисточка. Выбор цвета. Пульверизатор. Заливка. Свободный рисунок.
Планируемый результат: самостоятельное выполнение заданий, исходя из индивидуальных возможностей.
8 Знакомство с текстовыми редакторами. Набор простейших слов. (4 ч). Знакомство с текстовыми редакторами. Клавиатурный тренажер. Работа с клавиатурным тренажером. Набор простейших слов.
Планируемый результат: обучающийся научится простейшим навыкам на клавиатурном тренажере.
9. Обобщение и повторение (4ч.). Обобщение и повторение.
Планируемый результат: самостоятельное выполнение заданий, исходя из индивидуальных возможностей.
Методическая литература
· Учебник «Информатика», 3 класс, Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова (2014 год)
· Рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 3 класс., Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова (2014 год)
· Методическое пособие для учителя, 3 класс., Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова (2014 год)
Предметно-развивающая образовательная среда:
1. Операционная система WindowsXP.
2. Пакет офисных приложений MicrosoftOffice 2007.
3. ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 3 класс (https://school-collection.edu.ru/)
4. ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»
(https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19)
5. Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (https://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)
6. Лекторий «ИКТ в начальной школе» (https://metodist.lbz.ru/lections/8/)
Перечень учебно-методических средств обучения:
- Компьютер
- Принтер
- Модем
- Устройства вывода звуковой информации (акустические колонки, наушники
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
- Устройства создания графической информации (графический планшет).
Программные средства:
- Операционная система.
- Клавиатурный тренажер.
- Офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы
- Жидкокристалический телевизор
Используемые средства программного обеспечения:
- «Веселая школа. Учим буквы»
- «Готовимся к школе. Развиваем интеллект»
- «Волшебные краски. Забавные животные»
- «Рисуем и играем» (обучающие раскраски»)