Теоритические основы диагностики




Содержание

Введение

Глава1 Теоретические аспекты диагностики кризисов в процессах управления

1.1 Теоретические основы диагностики

1.2 Диагностика кризисов в организации

Глава 2Особенности диагностики кризиса на предприятии ООО «Феникс»

2.1 Общая характеристика предприятия

2.2 Эффективность антикризисного управления

Заключение

Библиографический список

 


Введение

 

Современная российская экономическая действительность характеризуется не только свободой предпринимательского выбора, но и заставляет принимать самостоятельные решения в условиях неопределенности. Конкуренция, рынок, а также макроэкономическая нестабильность ведут к тому, что деятельность организаций фактически постоянно сопровождается неопределенностью, несущей в себе угрозы возникновения и развития кризисной ситуации, результатом которой может стать несостоятельность или банкротство. Неготовность многих организаций противостоять кризисным процессам, с которыми они впервые столкнулись в своей практике, а также адаптироваться к ним, усугубляется следующими причинами:

• отсутствием опыта управления организацией в условиях кризисной ситуации;

• слабой изученностью и недостатком накопленной статистической информации по оценке эффективности тех или иных мер антикризисного управления;

• отсутствием научно обоснованных методик диагностики кризисных явлений на уровне организации. Практика показывает, что эффективность антикризисного управления напрямую зависит от раннего распознавания кризиса, а также реализации комплекса мер по его предупреждению;

• низким уровнем и слабой эффективностью законодательной базы, регулирующей правовые аспекты деятельности организаций на различных этапах кризисного процесса, что не позволяет в полной мере использовать потенциал, заложенный в реорганизационных процедурах;

• значительной зависимостью организаций от кризисов у деловых партнеров, усугубляющей кризисные процессы, порождающей их лавинообразность.

В связи с изложенным выявление неблагоприятных тенденций развития организации, предсказание банкротства приобретают первостепенное значение. Вместе с тем, широкому внедрению диагностики препятствует отсутствие научно обоснованных методик организации диагностического процесса и механизма реализации законодательной базы предупреждения банкротства и снижения его негативного воздействия путем мониторинга деятельности организаций. Это и предопределяет актуальность указанного круга задач настоящего исследования.

Целью данной работы является разработка методологических положений и практических рекомендаций по диагностике кризисного процесса на различных его стадиях в рамках антикризисного управления организацией.

Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:

- изучение теоретических аспектов диагностики кризисов в прцессах управления;

- рассмотреть особенности диагностики кризиса на предприятии;

- рассмотрение общих понятий и типологии кризисов.

Объект исследования – диагностика кризисной ситуации на предприятии

Предметом исследования выступает кризисный процесс в организации, обусловленный состоянием системы управления и выражающийся в ухудшении основных характеристик деятельности организации, вплоть до неспособности финансового обеспечения.

 


Глава 1 Теоретические аспекты диагностики кризисов в процессах управления

Теоритические основы диагностики

 

Слово “диагностика” от слова “диагноз” в переводе с греческого означает распознавания, определения. В повседневной жизни, употребляя слово “диагноз”, мы имеем в виду, во-первых, констатация результатов исследования кого-то или чего-то, во-вторых, заключение по этим результатам на основании показателей, нормативов, характеристик и т.д. Диагноз – это конкретный, вполне определенный фиксированный во времени состояние, которое имеет адресную привязку, объект анализа. Возможность установить диагноз нам позволяет такая исследовательская категория, как диагностика. Диагностика – определение состояния объекта, предмета, явления или процесса управления посредством реализации комплекса исследовательских процедур, выявление в них слабых лапок и “узких мест”. Диагностика – это не одноразовый акт, а процесс, осуществляемый во времени и в пространстве. Процесс диагностики – исследовательский, поисковый, познавательный процесс. Наиболее полезное применение диагностики для определения реального состояния процессов управления. Прежде чем подробнее остановиться на процессе, необходимо определить, что может быть объектом диагностирования, цели и задачи диагноза, базовые параметры и другие сопутствующие исследованию понятия.

Объектом диагностики может быть как сложная, высокоорганизованная динамическая система (вся экономика страны, отдельная отрасль, конкретная фирма или организация любой формы собственности), так и любой элемент этих систем (внутреннюю среду организации, конкретные виды ресурсов, производственные функции, организационная структура, себестоимость и т.д.).

В основе управления объектом диагноза лежат конкретные управленческие процедуры.

Цель диагностики – установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу. Осуществив цель на основании данных диагноза, можно будет выработать правильную и грамотную экономическую (политическую, социальную) политику, стратегию и тактику.

Задачи диагностики заключаются в определении мер, направленных на налаживание работы всех составных элементов системы, и способов их реализации. Нельзя осуществлять управление на любом хозяйственном и управленческом уровне, не имея четкого представления о его состоянии. Задачи диагностики тесно переплетаются с двумя другими задачами – прогнозом и анализом происхождения.

В экономической диагностике очень часто прогноз позволяет уточнить диагноз. Исследование процесса развития объекта также помогает лучше осознать его текущее состояние. В то же время диагностика является исходным пунктом прогноза, поскольку без четкой и достоверной констатации сложившегося положения невозможно оценить альтернативы развития объекта. Отсюда можно сделать вывод, что проведение диагностических исследований необходимо во всех структурах и на всех уровнях управления. Как уже отмечалось, диагностирование – это исследовательский процесс, а значит, на него автоматически переносятся все основные требования, предъявляемые к любому исследования.

Во-первых, оно должно быть подлинным, то есть основанным на первоисточник (на первичной достоверной информации любого вида и любой формы представления).

Во-вторых, объективным. Это значит, что перед тем, как начать процесс диагностирования, его участникам необходимо выработать процедуру оценки и составить программу исследования объекта. Эта процедура должна учитывать три обязательных условия: кто проводит исследования, где оно проводится и четкое определение базовых параметров, по которым проводится исследование. Это позволит минимизировать влияние фактора субьективизму при постановке диагноза, и, значит, повысятся его объективность и точность.

Точность – это третье требование к правильности диагноза. Цель, задачи и соответствие требованиям, предъявляемым к процессу диагностирования, осуществлении, если все исследования планируется, организуется и контролируется в соответствии с логикой диагноза.

Для того чтобы правильно оценить состояние объекта диагноза, необходима система критериев, способных адекватно отразить специфику конкретного объекта с учетом факторов, влияющих на него в тот или иной период времени. Это, прежде всего, построение системы показателей для оценки состояния объектов, разработка качественных и количественных характеристик, шкал для измерения определенных значений этих характеристик и показателей.

Диагностика также предусматривает классификацию возможных отклонений основных параметров изучаемых явлений, объектов, их проявлений, процедуры сбора и обработки диагностической информации. В общем виде проведение диагностических исследований обычно допускает сравнение состояния выбранного объекта с какой-либо нормой или эталоном для того, чтобы выявить наличие отклонений и определить их характер – положительный или отрицательный.

Центральное вопросы в диагностирования сложной проблемы – осознание и установление симптомов затруднений или имеющихся возможностей. Выявление симптомов помогает определить проблему в общем виде. Это способствует также сокращению числа факторов, которые следует учитывать применительно к управлению. Целесообразно избегать немедленного действия для устранения симптома.

Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать внешнюю и внутреннюю информацию исследуемого объекта. Такую информацию можно собирать на основе формальных методов анализа рынка, анализа финансовых отчетов, интервьюирование, приглашение консультантов по управлению или опросы работников. Информацию можно собирать и неформально. В ходе наблюдений важно видеть различия между релевантной (кстати) и неуместным информацией и уметь отделять одну от другой.

Когда диагностируют проблему, необходимо отчитываться перед собой в том, что именно можно с ней сделать. Для оперативного управления кризисами необходимо владеть их четкой классификации. При этом исходят из разных критериев классификации кризисов. К ним можно отнести следующие: тип или вид; сфера влияния или возникновения кризиса; метод определения кризиса; степень развития кризиса; распределение кризиса во времени; характер учета кризиса; возможность регулирования кризиса.

Выводы о состоянии диагностированы объекта могут быть представлены в форме текста и дополняться графиками, таблицами, диаграммами и другим иллюстративным материалом. Все стадии диагностики тесно связаны между собой, недостатки, возникающие в одной из них, сказываются на всем исследовании.

Результаты диагностики излагаются в следующей последовательности.

Определение общей тенденции экономического (социального, политического) развития объекта. Распределение процесса развития диагностированы объекта на стадии и определения, на какой из них находится объект.

Кризисная ситуация – переломный момент в функционировании любой системы, в процессе которого она подвергается воздействию извне и изнутри, что требует качественно нового реагирования со стороны этой системы. Возможность кризиса определяется рискованным развитием, что проявляется в вероятности возникновения кризиса, опасности кризисных ситуаций. Кризис характеризует резкий перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние. Состояние кризиса является нетипично, временным. В экономическом механизме кризис для предприятия может иметь локальное проявление, например, задержка поставок комплектующих деталей, срывы планового графика выпуска продукции, отключение электроснабжения и т.д. Гораздо более опасна для предприятия его общая кризис, последствия которого могут быть трудно предсказуемы. Основной особенностью кризисной ситуации является то, что она содержит в себе опасность, угрозу разрушения производственной системы.

Принято считать, что большинство внешних факторов зачастую носят объективный характер, не зависит от исследуемой организации, а внутренние факторы, как правило, подвергаются компетентному управлению. Однако негативное воздействие некоторых внешних факторов можно если не полностью устранить, то, по крайней мере, уменьшить. Часть внутренних переменных, в свою очередь, могут не полностью контролироваться руководством. Часто внутренний фактор есть нечто “данное”, что руководство должно преодолеть в своей работе. Внутренние факторы, которые порождают неожиданные ситуации, с первого взгляда не столь заметны, но их также не следует игнорировать, как и внешние.

Возникающие в практике управления задачи по своей сути являются либо функциональными, или ситуационный. Функциональные (стабильные) задачи определяются сформированным разделением труда в производстве и управлении. Ситуационные задачи являются следствием нарушений взаимодействия специализированных структурных подсистем и элементов организации под воздействием дестабилизирующих факторов производства. Главным является то обстоятельство, что организация, которая динамично развивается целенаправленной системой, невозможно эффективно управлять, если она имеет лишь жестко организованную структуру, функции и повторяющиеся процессы управления. Необходима гибкая, адаптационные дополнительная подсистема ситуационного типа, что обеспечивает целенаправленное развитие компании, которая имела бы возможность и способность решать комплекс возникающих проблем стратегического и тактического оперативного характера.

Известно, что любая целенаправленная система должна в процессе своего функционирования выполнять поставленные перед ней задачи. В силу несогласованности начального или текущего состояния системы, которая задается (или желаемого), возникает необходимость в принятии решений, т.е. в управлении. Функции выработки необходимых в каждой конкретной ситуации управленческих решений призвана выполнять система управления. Система управления (СУ) – это система, задачей которой является выработка и реализация управленческих воздействий или решений для формирования необходимой поведения управляемой системы или объекта управления) в условиях различных воздействий окружающей среды для достижения сформулированных целей.

Прогнозирование, как известно, является одной из функций управления, что позволяет предусматривать возможность появления неблагоприятных производственных ситуаций. Особенностью появления проблемной ситуации является то обстоятельство, что она несет в себе опасность, угрозу разрушения производственной системы. Поэтому успех или неудача ситуационного менеджмента определяются степенью готовности руководителя фирмы до потенциальных угроз и кризисных их проявлений, наличием резервов, степени дублирования, уровнем компетенции и опыта лидеров, качеством профилактических мероприятий, эффективностью применяемых методов управления и качеству реализаций функций менеджмента. С одной стороны, прогнозирование позволяет предусмотреть возможность появления проблемных ситуаций и предпринять превентивные меры, а с другой, с появлением нежелательных событий, идентифицировать их и выявить степень и глубину развития кризиса с целью выработки решения по его ликвидации.

Учитывая, что в условиях глубокого экономического кризиса вопрос привлечения существенных объемов инвестиций для технического перевооружения и обновления производства не может быть осуществлено в кратчайшие сроки, главное внимание исследователей и практиков должна быть направлена на решение организационно-экономических проблем устойчивости, конкурентоспособности и адаптованости предприятий. Организации должны адаптироваться к тем условиям, которые создаются факторами внешней среды, а внутрисистемни управляемые факторы должны определять как саму возможность адаптации фирмы и системы управления, так и эффективность процесса адаптации. Более того, внутренние переменные должны в наибольшей степени противостоять внешним воздействиям, превышать их и, тем самым, повышать адаптационные устойчивость организации.

Планирование – одна из важнейших функций управления, что представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем для использования ресурсов и получения доходов. Как элемент системы менеджмента, планирование представляет собой относительно самостоятельную подсистему, которая включает совокупность специфических инструментов, правил, структурных органов, информации и процессов, направленных на подготовку и обеспечение выполнения планов. На базе выполненного прогноза руководство предприятием решает вопрос о направленность производственных планов, задачей которых является выбор и обоснование целей развития предприятия и подготовка решений по обеспечению и достижению запланированных результатов.

В системе управления на основе разработанных планов и бюджетов осуществляется координация различных видов деятельности предприятия, согласование деятельности всех его подразделений, контроль и оценка эффективности. В начале отчетного периода бюджет представляет собой план или стандарт, который формализует ожидания менеджеров относительно продаж, расходов и других финансовых операций в следующем периоде. В конце отчетного периода бюджет играет роль измерителя, что позволяет менеджерам управлять с отклонениями: сравнивать полученные результаты с запланированными величинами и корректировать дальнейшую деятельность. Если разработка бюджетов и прогнозов основана на том же комплексе исходных данных и предположениях о поступления, выплаты, величину товарно-материальных запасов, уровни деловой активности, то они будут соответствовать друг другу и образуют взаимосвязанные систему.

В практике планирования говорится в частности о стимулировании напряженности (рисковости) планов. При этом следует помнить, что максимальной надежности плана отвечает минимальный риск (напряженность), и наоборот. Принятие планового решения в условиях неопределенности предусматривает:

· Принятие плана с максимальной или достаточной надежностью его выполнения. При этом надежность плана характеризует степень определенности в выполнении решений, которые в нем содержатся.

· Наличие количественной оценки надежности и риска как оценок степени отклонения фактических значений тех или иных показателей от запроектирован.

· Выявление средств и способов обеспечения необходимого уровня риска через соответствующий уровень надежности и адаптивности развития систем, которые в свою очередь проявляется через допустимые варианты экономического маневрирования в этой системе.

Непосредственное влияние на ход производства, его локальные процессы, отклонения и возмущения, способность к превентивного регулирования – обусловливает исключительное значение оперативного управления в деле формирования конечного экономического результата. Цель оперативного управления заключается в постоянном поддержании устойчивости функционирования производственной системы для эффективного достижения запланированных результатов. Для достижения цели оперативного управления необходимо создать определенные технические, организационные и экономические условия и предпосылки, которые способствовали бы поддержанию работоспособности и устойчивости ключевых объектов управления и системы производства в целом. Этого можно достичь только при хорошо налажено менеджменте на основе компетентных и своевременных управленческих решений, способных делать быстрые воздействия на управляемые объекты при использовании всех десяти функций менеджмента.

Важным обстоятельством для менеджмента являются знания о кризисе, ее характер, возможны проявления в жизнедеятельности системы, что является основой для разработки мер по предотвращению или смягчению негативных и усилению позитивных последствий. Для этого необходимо (рассмотрение антикризисного управления производится в технологических категориях) знание о том, на каком этапе жизненного цикла находится система, какой вид переходного периода ожидается (может быть в отдельных случаях совокупность видов) и какой глубины процессы прогнозируются. Все это определяет использование циклических моделей жизнедеятельности исследуемых систем, а производственная система (организация, фирма, предприятие и т.д.), как и система любой другой природы и назначения, подчиняется циклическим законам жизнедеятельности.

Любое управление представляет собой процесс, т.е. последовательность операций, приемов, методов формирования и осуществления воздействия на управляемый объект. Этот процесс имеет естественный закономерный содержание, которое определяется сутью управления: анализ и оценка ситуации, постановка цели, принятие и реализация управленческого решения в определенной последовательности, параллельности комбинации операций и действий. Но в рамках этого общего содержания процесса управления возможны различные варианты формирования воздействия, отражающих особенности субъекта и объекта управления, конкретные обстоятельства, опыт и компетенцию менеджера и персонала управления и другие характеристики практических условий управленческой деятельности, в соответствии с этим процесс управления сознательно выстраивается по критериям рациональности, экономии времени, использования ресурсов, максимальной эффективности.

В настоящее время все большее количество организаций применяет неекстраполятивне прогнозирования развития технологии, структурное экономическое прогнозирование, сценарии и так далее, непосредственно направленные на выявление возможных изменений, возникающих в связи с дискретными отклонениями стратегического характера. Полученные таким образом прогнозы представляют собой информацию, что в принципе дает возможность начать предупредительные меры. Достаточно отдаленный горизонт прогнозов позволяет организации завершить соответствующее действие до того, как возможная угроза успеет нанести ей сколько-нибудь ощутимый ущерб.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: