Психологические особенности трудовой экспертизы




Психология экспертизы реализуется:

1. В привлечении инженерных психологов к процессу экспертизы;

2. Во влиянии непривычных экстремальных раздражителей на психику участников расследования (вид раненых и убитых, вид искореженной техники, поведение родственников, журналистов, возможная опасность для жизни и здоровья на месте происшествия и т.п.);

3. В проявлении психологических факторов, облегчающих или затрудняющих процесс раскрытия тайны причин происшествий (активизация внимания, мышления и других психических познавательных процессов, интерес к выявлению загадочных причин происшедшего, психологическое давление на экспертов заинтересованных лиц, доминирующее влияние чрезмерных по силе раздражителей на процесс принятия решения комиссией, сложность выбора одной из версий происшедшего и т.п.).

4. В психологическом обосновании предлагаемых комиссией рекомендаций по недопущению подобных происшествий в будущем.

Инженерные психологи привлекаются к работе групп тех подкомиссий, в которых влияние психологического фактора может оказаться решающим в возникновении аварийной ситуации.

В психологии труда и инженерной психологии психологические особенности экспертной оценки происшествия базируются на 2 концепциях:

1. концепция личностного фактора

2. концепция человеческого фактора.

1. При экспертизе причин аварийности с опорой на личностный фактор оценивается роль индивидуальных, профессионально важных качеств личности летчика (членов экипажа или группы руководства полетами) в возникновении, развитии и исходе аварийной ситуации.

2. При экспертизе аварийности с опорой на так называемый человеческий фактор изучаются и оцениваются: степень и полнота учета профессионально значимых характеристик человека в объекте (средствах) деятельности (конструкция рабочего места летчика и его компоновка, размещение и т.д.), условия труда (гигиенические особенности среды обитания на рабочем месте, эргономичность спецснаряжения, средств защиты, психологический климат в экипаже и т.д.), содержание и структура процесса деятельности (способы выполнения действий, характер информации и физические нагрузки, темп работы и т.д.), организация деятельности (особенности режима труда и отдыха, летной нагрузки и т.п.).

К компонентам личностного фактора относятся:

· нравственно-ориентационные (духовные качества, моральные качества, честность, принципиальность, дисциплинированность, чувство коллективизма, целеустремленность);

· профессиональные качества;

· психологические особенности;

· физиологические особенности;

· физическое развитие.

В число компонентов человеческого фактора входят:

Субъект деятельности (методы и критерии оценки летного состава):

· система профотбора (на психологическом, образовательном уровне и т.д.)

· эффективность методов контроля и экспертизы.

Средства деятельности (элементы рабочего места летчика):

* средства отображения информации (визуальные, акустические и т.д.):

· расположение и способ кодирования

· угол визирования и время воздействия сигнала

· разборчивость слов, текстуры

· яркость, контрастность

* органы управления (штурвал, ручки, педали, переключатели и т.д.):

· пространственные соотношения (взаиморасположение, группировка...)

· конструкция (размеры, форма, характер поверхностей и др.)

· загрузка, инерционность, амплитуда перемещений.

Условия деятельности (факторы обитаемости и полета):

· геометрические размеры элементов рабочего места, обзор, досягаемость)

· условия обитаемости на рабочем месте (по освещенности, газовому составу, микроклимату и др.)

· соблюдение эргономических требований к одежде и спецснаряжению

· воздействие факторов полета

· совместимость членов экипажа.

Содержание деятельности (способы выполнения профессиональных действий, операций):

· распределение функций между человеком и автоматикой

· информационная и физическая загрузка

· способы выполнения действий.

Организация деятельности (регламентация, управление, обеспечение учебно-боевого процесса):

режим труда и отдыха

· летная нагрузка

· программы подготовки

· руководство, управление

обеспечение полетов.

Инженерно-психологическая (трудовая) экспертиза может осуществляться на разных уровнях (см. таблицу 1):

· на личностном уровне (причина ЧП - личностные псих., предпосылки) например, снижение психической работоспособности, недостаточная подготовленность к возникшей ситуации, индивидуальные психологические особенности.

· на уровне боевой техники и оружия (их влияние на психику воина).

· на уровне среды обитания и боевой деятельности (влияние на психику природных и боевых или производственных факторов).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: