Психология экспертизы реализуется:
1. В привлечении инженерных психологов к процессу экспертизы;
2. Во влиянии непривычных экстремальных раздражителей на психику участников расследования (вид раненых и убитых, вид искореженной техники, поведение родственников, журналистов, возможная опасность для жизни и здоровья на месте происшествия и т.п.);
3. В проявлении психологических факторов, облегчающих или затрудняющих процесс раскрытия тайны причин происшествий (активизация внимания, мышления и других психических познавательных процессов, интерес к выявлению загадочных причин происшедшего, психологическое давление на экспертов заинтересованных лиц, доминирующее влияние чрезмерных по силе раздражителей на процесс принятия решения комиссией, сложность выбора одной из версий происшедшего и т.п.).
4. В психологическом обосновании предлагаемых комиссией рекомендаций по недопущению подобных происшествий в будущем.
Инженерные психологи привлекаются к работе групп тех подкомиссий, в которых влияние психологического фактора может оказаться решающим в возникновении аварийной ситуации.
В психологии труда и инженерной психологии психологические особенности экспертной оценки происшествия базируются на 2 концепциях:
1. концепция личностного фактора
2. концепция человеческого фактора.
1. При экспертизе причин аварийности с опорой на личностный фактор оценивается роль индивидуальных, профессионально важных качеств личности летчика (членов экипажа или группы руководства полетами) в возникновении, развитии и исходе аварийной ситуации.
2. При экспертизе аварийности с опорой на так называемый человеческий фактор изучаются и оцениваются: степень и полнота учета профессионально значимых характеристик человека в объекте (средствах) деятельности (конструкция рабочего места летчика и его компоновка, размещение и т.д.), условия труда (гигиенические особенности среды обитания на рабочем месте, эргономичность спецснаряжения, средств защиты, психологический климат в экипаже и т.д.), содержание и структура процесса деятельности (способы выполнения действий, характер информации и физические нагрузки, темп работы и т.д.), организация деятельности (особенности режима труда и отдыха, летной нагрузки и т.п.).
|
К компонентам личностного фактора относятся:
· нравственно-ориентационные (духовные качества, моральные качества, честность, принципиальность, дисциплинированность, чувство коллективизма, целеустремленность);
· профессиональные качества;
· психологические особенности;
· физиологические особенности;
· физическое развитие.
В число компонентов человеческого фактора входят:
Субъект деятельности (методы и критерии оценки летного состава):
· система профотбора (на психологическом, образовательном уровне и т.д.)
· эффективность методов контроля и экспертизы.
Средства деятельности (элементы рабочего места летчика):
* средства отображения информации (визуальные, акустические и т.д.):
· расположение и способ кодирования
· угол визирования и время воздействия сигнала
· разборчивость слов, текстуры
· яркость, контрастность
* органы управления (штурвал, ручки, педали, переключатели и т.д.):
· пространственные соотношения (взаиморасположение, группировка...)
|
· конструкция (размеры, форма, характер поверхностей и др.)
· загрузка, инерционность, амплитуда перемещений.
Условия деятельности (факторы обитаемости и полета):
· геометрические размеры элементов рабочего места, обзор, досягаемость)
· условия обитаемости на рабочем месте (по освещенности, газовому составу, микроклимату и др.)
· соблюдение эргономических требований к одежде и спецснаряжению
· воздействие факторов полета
· совместимость членов экипажа.
Содержание деятельности (способы выполнения профессиональных действий, операций):
· распределение функций между человеком и автоматикой
· информационная и физическая загрузка
· способы выполнения действий.
Организация деятельности (регламентация, управление, обеспечение учебно-боевого процесса):
режим труда и отдыха
· летная нагрузка
· программы подготовки
· руководство, управление
обеспечение полетов.
Инженерно-психологическая (трудовая) экспертиза может осуществляться на разных уровнях (см. таблицу 1):
· на личностном уровне (причина ЧП - личностные псих., предпосылки) например, снижение психической работоспособности, недостаточная подготовленность к возникшей ситуации, индивидуальные психологические особенности.
· на уровне боевой техники и оружия (их влияние на психику воина).
· на уровне среды обитания и боевой деятельности (влияние на психику природных и боевых или производственных факторов).