Особенности жизненной стратегии у студентов и старшеклассников




 

Проблема человеческой жизни, ее смысл и ценности издавна привлекали мыслителей. Однако, именно сегодня, в условиях интенсивных социально-экономических и психологических изменений в нашей стране возрастает актуальность изучения проблемы выбора человеком определенной жизненной стратегии. Формирование жизненных стратегий, их активное становление происходит в юношеском возрасте, когда закладывается «фундамент» будущей жизни. Юный человек становится взрослым не только в биологическом, но и в социальном отношении. Он начинает в полной мере нести ответственность за свои поступки и свою жизнь, у него в основных чертах оформляется система ценностей и вместе с тем продолжается интенсивный процесс самоопределения, поиск себя, смысла собственного существования. Многие авторы в своих работах, так или иначе, касаются проблемы становления жизненных стратегий в юношеском возрасте. Однако эмпирические исследования данного вопроса малочисленны и практически не освещены в литературных источниках. Таким образом, актуальность данного исследования продиктована необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к особенностям жизненной стратегии у студентов и старшеклассников, и потребностью в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения. В данной работе мы использовали следующее определение понятия жизненная стратегия. Жизненная стратегия – это некоторый (более или менее сознательный) способ конструирования человеком собственной жизни в соответствии с присущей ему системой ценностей, смыслов и целей. Жизненная стратегия является одним из основных регуляторов социального поведения. Она организует целостность жизнедеятельности, определяет способ бытия человека, выступая важнейшим критерием зрелости и психического благополучия. В исследовании использовались метод стандартизированного самоотчета и проективный метод сбора эмпирической информации, которые реализовались в следующих конкретных методиках. Методика Ш. Шварца в адаптации О.А. Тихомандрицкой, Е.М. Дубовской, направленная на выявление приоритетных ценностей человека, соответствующих определенным жизненным стратегиям. Методика «Незаконченные предложения», которая ориентирована на выявление особенностей представлений о смысле жизни, как одной из составляющих жизненной стратегии. Методика М.О. Мдивани, П.Б. Кодесс, направленная на выявление субъективно важных целей. Обработка полученных данных с помощью описанного диагностического комплекса проводилась методами качественного и количественного, в том числе статистического, анализа. В ходе исследования были получены следующие результаты. При соотнесении выделенных приоритетных ценностей, смыслов и целей у студентов и старшеклассников с типами жизненных стратегий по А.Е. Созонтову (данная классификация была взята нами за основу) было обнаружено следующее. У 22% студентов и 26% старшеклассников выражен тип жизненной стратегии «Быть». Приоритетными здесь являются ценности «самостоятельность», «стимуляция», «достижения». Для данных испытуемых характерно творческое восприятие реальности, стремление к насыщенной жизни, творческая самореализация через увлеченность любимым делом. У 22% студентов и 37% старшеклассников выражен тип жизненной стратегии «Иметь». Приоритетными здесь являются ценности «гедонизм», «достижения», «власть». Характерным для данных испытуемых является достижение личного успеха, превосходства удовлетворение всех желаний. Но способность сопереживать, чувствовать внутренний мир другого остается у такого человека сравнительно неразвито, как и ориентация в собственной внутренней реальности. Его отличает отмеченная Э. Фроммом тенденция воспринимать окружающих и самого себя как лишенные индивидуальных качеств «вещи». У 16% студентов и 11% старшеклассников выражен тип жизненной стратегии «Не иметь и не быть». Приоритетными здесь являются ценности «самостоятельность», «доброта», «безопасность». Для данных испытуемых характерно достижение социальной адаптации, желание социальной стабильности, забота о близких людях. Представителя данного типа стратегии отличает сложность социальной адаптации в современном рыночном обществе, опасения в связи с присущей ему неопределенностью. Стремление к безопасности собственного «Я» и близких людей, стабильности общества находит свою реализацию в следовании авторитетам, приверженности системе принятых норм и ценностей. У 40% студентов и 26% старшеклассников выражен тип жизненной стратегии «Иметь для того, чтобы быть». Приоритетными здесь являются ценности «самостоятельность», «стимуляция», «достижение». Для данных испытуемых характерен творческий синтез развития собственной индивидуальности и соответствия запросам рыночного общества, они отличаются более глубоким пониманием, чувствованием себя и других. Таким образом, в ходе исследования мы обнаружили некоторые различия между жизненными стратегиями студентов и старшеклассников. В частности, у большинства старшеклассников преобладает жизненная стратегия «Иметь», они ориентируются на достижение личного успеха, превосходства, удовлетворение всех желаний; а у большинства студентов стратегия «Иметь для того, чтобы быть», для них характерно творческое восприятие реальности, творческая самореализация через увлеченность любимым делом.

Изучение жизненной стратегии, ее структуры, характеристик может помочь практическому психологу ближе подойти к пониманию причин внутриличностных конфликтов человека и на этой основе наметить практические шаги в работе по повышению уровня психического здоровья человека. Формирование представлений об ответственности, общечеловеческих ценностях в раннем возрасте может способствовать гармоничному развитию молодого человека и его эффективной адаптации в условиях кризисного общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: