Содержание
Введение
1. Определение государством правового положения личности
2. Классификация прав, свобод и обязанностей личности
3. Международная защита прав человека
Заключение
Список использованных источников
Введение
Основой современных демократических теорий правового статуса человека и гражданина явились идеи, высказанные еще в XYII-XYIII веках такими философами-просветителями как Дж. Локк (1632-1704), Ш.Л. Монтескье (1689-1755),Ж.Ж.Руссо (1712-1778), Ф.М.А. Вольтер (1694-1778), в частности идеяо том, что человек - высшая социальная ценность общества и государства. Он обладает естественными, неотъемлемыми правами (право на жизнь, право на свободу и др.), которые не могут быть никем отнятыми правительством, ни обществом. Нам представляется необходимым назвать и более ранние правовые источники правового статуса человека и гражданина: Великую Хартию Вольностей 1215 г. (Англия), Петицию о праве 1628 г. (Англия), Habeas Corpus Act 1679 г. (Англия) (Акт о лучшем обеспечении подданного и о предупреждении заточений за морями), и другие документы. Хотя исследователи относят эти документы к разряду памятников истории, невозможно отрицать их важную роль в развитии демократии.
В конце XVIII в. после буржуазных революций во Франции, Англии, Америке права и свободы были закреплены на законодательном уровне. В частности, во Франции 26 августа 1789 г. была провозглашена Декларация правового статуса человека и гражданина и гражданина, а в Америке 26 сентября того же года - Билль о правах (поправка к Конституции США).
Вплоть до гигантских потрясений XX века - первой мировой войны, Октябрьской революции 1917 г., второй мировой войны - даже в государствах с давними республиканскими и демократическими традициями фактически не признавалось не только равенство всех людей, но и возможность защиты человека, за которым признаются индивидуальность и полное уважение его прав вне зависимости от взглядов, уровня культуры, образования, места в обществе, благосостояния, расы, национальности и цвета кожи. Такое изменение отношения к проблеме прав человека, как на международном уровне, так и внутри государств во многом стало возможным благодаря учрежденной в 1945 году Организации Объединенных Наций и ее деятельности. Ее основной задачей является поддержание мира, безопасности, уважение правового статуса человека и гражданина и распространение идей об этих правах.
|
Определение государством правового положения личности
Место и роль личности (человека и гражданина) в правовой системе, во взаимоотношении с государством, общественными организациями и другими физическими лицами наиболее полно можно раскрыть через категорию правового статуса личности, который позволяет определить юридическое и, в определенной степени, фактическое положение человека в обществе.
Концепция правового статуса человека и гражданина включает в себя два основных понятия. Первое состоит в том, что неотъемлемые и неотчуждаемые права присущи человеку просто потому, что он человек. Это моральные права, которые вытекают из самой человеческой природы каждого индивидуума, и назначение их в том, чтобы поддерживать в человеке чувство собственного достоинства. Ко второму понятию концепции правового статуса человека и гражданина относятся юридические права, устанавливаемые в соответствие с нормотворческими процессами, происходящими как на национальном, так и на международном уровнях. Основой подобных прав является согласие тех, на кого они распространяются, то есть согласие субъектов права, тогда как основу первой группы прав составляет естественный порядок. Один из известных юристов в области международного права Назаров В.Л. подчеркивает, что многообразие характеристик отдельных сторон правового статуса человека и гражданина если и возможно включить в одно общее определение, то, естественно, не посредством перечисления и сложения, но органического обобщенного объединения их важнейших сущностных признаков[1]. В таком наиболее общем определении права человека представляются как признаваемые и охраняемые обществом, государством и Международным сообществом определенные равные социальные возможности для отдельных лиц и их объединений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантии которых обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных общественных, в том числе правовых отношениях.
|
Наиболее распространенное, по нашему мнению, определение правового статуса человека и гражданина было дано в опубликованном ООН сборнике «Права человека. Вопросы и ответы». «В общих чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо. Права человека и основные свободы дают нам возможность полного развития и использования наших человеческих качеств, нашего интеллекта, наших талантов и совести и удовлетворять наши духовные и иные запросы. Они основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой»[2].
|
Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, законных интересов и обязанностей. Он устанавливается государством в нормах Конституции, законов и подзаконных актов.
Конституционное воплощение этот институт получил в главе 2 действующего Основного Закона: «Права и свободы человека и гражданина». В ее нормах, в правовой форме закреплена одна из важнейших основ конституционного строя России, провозглашенная в статье 2 Конституции Российской Федерации. В ней устанавливается, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Кроме Конституции, нормы данного института закреплены системой нормативных правовых актов, в которых детально раскрывается содержание и порядок реализации закрепленных в Основном Законе Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина.
Важные моменты правового статуса личности закрепляются в Федеральных Конституционных Законах:
«О Конституционном суде Российской Федерации» (1994 г.);
«О референдуме в Российской Федерации» (1995 г.);
«Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (1997 г.);
в Федеральных Законах:
«О гражданстве Российской Федерации» (2002 г.);
«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (1995 г.);
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (2002 г.); а также многих других федеральных законах и подзаконных актах, в нормативных актах, принимаемых в субъектах Российской Федерации.
В области регулирования правового статуса личности действует также Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», вступивший в силу 1 ноября 2002 г.
Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы статуса личности, отражает наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.
Прежде всего, государство признает данного человека субъектом действующего в стране права. Для демократического государства, каким провозгласила себя Россия, характерно признание субъектом права любого физического лица, находящегося на его территории. Однако, в зависимости от того, является ли это лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства, определяется характер, устойчивость, объем прав, свобод и обязанностей данной личности, основы ее отношения с обществом и государством.
Конституционно-правовой институт гражданства есть совокупность юридических норм, которые закрепляют устойчивую юридическую связь человека и государства.
В соответствии с этими нормами состояние гражданства есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Устойчивой эта связь является потому, что она не зависит от времени и пространства и для подавляющего большинства граждан сохраняется от рождения до смерти, причем независимо от того, находится ли гражданин на территории своей страны или за ее пределами.
Правовой эта связь называется:
· во-первых, потому что закреплена в нормативных актах;
· во-вторых, потому что представляет совокупность взаимных прав и обязанностей человека и государства;
· в-третьих, потому что эта связь закрепляется соответствующими личными документами граждан: свидетельством о рождении, паспортом или заменяющими его удостоверениями.
Для России как федеративного государства очень важен принцип единого гражданства. На какой бы территории ни проживали его граждане, они, прежде всего, являются гражданами России. Важно также равенство граждан, независимо от основания его приобретения.
Гражданство является предпосылкой наиболее полного содержания право- и дееспособности личности, в частности их политического аспекта. Именно гражданин имеет политическую правоспособность, т.е. способность быть субъектом данных конституционно-правовых отношений, обладать всеми правами и нести все обязанности, предусмотренные нормами конституционного права. Это совокупность возможностей, предоставленных государством гражданину.
Политическая дееспособность, как реализация этих возможностей, представляет способность гражданина своими действиями вызвать юридические последствия, предусмотренные нормами конституционного права.
Институт гражданства Российской Федерации строится на соблюдении международных принципов правового положения личности, например, права человека на гражданство; запрета на лишение его гражданства; признания права на изменение гражданства, а в некоторых случаях права на двойное гражданство (бипатриды); запрета выдачи своего гражданина другому государству, кроме как на основании закона или международного договора; равенства прав гражданина, независимо от способов приобретения гражданства. Заключение или расторжение брака не влечет за собой обязательного изменения гражданства.
Способы приобретения и утраты гражданства регламентированы Федеральным законом о гражданстве Российской Федерации, а оформление конкретных случаев приобретения и утраты гражданства производится указами Президента РФ или правовыми актами соответствующих министерств и ведомств. Основания и порядок приобретения гражданства закрепляются в нормах гл. 2 Закона о гражданстве России.
Несмотря на то, что в Российской Федерации права граждан равны, независимо от оснований приобретения гражданства, у каждого из способов есть свои особенности, которые касаются как субъектов, имеющих право воспользоваться данным способом, так и процедуры прохождения документов и вида правовых актов, которыми оформляется это приобретение. Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. в отличие от прежнего закона, прежде всего, устанавливает, что гражданами Российской Федерации являются:
а) лица, состоящие в гражданстве России на день вступления в силу нового Закона;
б) лица, которые приобрели гражданство России в соответствии с настоящим Законом.
Способов приобретения гражданства Российской Федерации стало меньше, и требования предоставления этого гражданства несколько усложнились. Этот закон признает следующие способы приобретения российского гражданства:
А) Приобретение гражданства по рождению.
Субъектами этого способа признаются:
1. Дети, оба родителя или единственный родитель которых являются гражданами Российской Федерации. Они получают гражданство независимо от места рождения (так называемый принцип крови), которое оформляется путем регистрации рождения ребенка в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС) или консульских органах России за рубежом.
2. Дети, находящиеся на территории России, родители которых неизвестны, теми же органами ЗАГСа регистрируются в свидетельстве о рождении как граждане Российской Федерации, если родители не объявятся до истечения шести месяцев с даты обнаружения ребенка.
3. Дети, один из родителей которых является гражданином Российской Федерации, а другой – лицом без гражданства либо признан безвестно отсутствующим, становятся гражданами РФ независимо от места рождения (по документу о регистрации рождения ребенка).
4. Дети, один из родителей которых является гражданином Российской Федерации, а другой – иностранец, становятся гражданами России при условии, что ребенок родился на территории России либо если иначе он стал бы лицом без гражданства, что отмечается в свидетельстве о рождении. Спорные между родителями вопросы решаются судом.
5. Дети, которые родились на территории России, если их родители не имеют никакого гражданства (апатриды); дети, родители которых иностранцы, приобретают гражданство Российской Федерации, если они родились на ее территории, а государство, гражданами которого являются их родители, не предоставляет им своего гражданства.
Как уже было сказано, приобретение гражданства оформляется соответствующими органами путем выдачи свидетельств о рождении.
Закон вводит два способа приема в гражданство: в общем и упрощенном порядке.
Субъектом первого способа может быть любое дееспособное лицо, достигшее 18 лет, не являющееся российским гражданином, независимо от происхождения, языка, религии, политических и иных убеждений. При этом, как правило, ставится условие постоянного проживания на территории России для иностранцев и апатридов в течение пяти лет непрерывно перед подачей заявлений.
На способ приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке (без обязательного проживания на территории России и без подачи заявления об отказе от иного гражданства) имеют право иностранцы и лица без гражданства, достигшие 18 лет, обладающие дееспособностью, если они:
· родились на территории России и состояли в прошлом в гражданстве СССР;
· имеют хотя бы одного из родителей, состоящего в гражданстве Российской Федерации.
В соответствии с Законом о гражданстве 1991 г. в Российской Федерации было запрещено лишать людей гражданства России. Это же запрещение подтверждено в Конституции РФ (п. 3, ст. 6) и поддержано Законом о гражданстве 2002 г.
Законными основаниями утраты гражданства Российской Федерации считаются: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор (оптация) гражданства, усыновление.