Принцип уважения прав и основных свобод человека закреплен в преамбуле, ст. 1 и 55 Устава ООН. Так, например, в ст. 1 Устава в качестве цели членов Организации говорится о сотрудничестве между ними «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Согласно ст. 55 Устава «Организация Объединенных Наций содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития… с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех».
Наиболее полно эти общие положения Устава ООН были конкретизированы во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и двух пактах, принятых в 1966 г.: Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.
10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека. Трудно переоценить значение этого документа. Впервые в международной практике Декларация отразила идею о неразрывной связи и взаимообусловленности всего комплекса основных прав и свобод. Это положение нашло дальнейшее развитие в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 4 декабря 1986 года: «Все права человека и основные свободы неделимы и взаимозависимы; и развитие и защита одной категории прав не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государств от развития и защиты других прав». Сегодня Всеобщая Декларация прав человека – это основной международный кодекс поведения в области правового статуса человека и гражданина. И хотя Декларация не создает для государств правовых обязательств, тем не менее она оказывает серьезное влияние на регулирование отношений между государствами, так как на основе ее положений в настоящее время разрабатываются и заключаются все международные договоры.
|
Более двадцати лет потребовалось для создания и принятия Генеральной Ассамблеей ООН Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах. Они были приняты в 1966 г. и вступили в силу в 1976 г. Ко второму пакту был принят Факультативный протокол, предусматривающий механизм разбора жалоб от отдельных лиц.
Эти три документа вместе составляют Международный Билль о правах человека.
В настоящее время международный кодекс, определяющий права человека, включают в себя около семидесяти основополагающих международных договоров и деклараций. К ним относятся названный выше Международный Билль о правах человека, а также принятые на его основе международно-правовые документы о самоопределении народов, о предупреждении дискриминации, геноцида, апартеида, рабства, о праве на гражданство, о праве на убежище, о правах беженцев, о свободе информации, о свободе ассоциаций, о браке и семье, правах детей и молодежи, о социальном прогрессе, обеспечении и развитии и т.д. К эти актам относится также ряд договоренностей, касающихся правового статуса отдельных категорий граждан: женщин, детей, инвалидов, умственно отсталых лиц, беженцев, апатридов (лицо, которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу закона этого государства) и др. Все они дополняют и конкретизируют механизмы выполнения международных соглашений.
|
Международные нормы и стандарты в области правового статуса человека и гражданина устанавливаются путем соглашений между государствами, но не создают непосредственно прав и свобод человека. Эти нормы обязательны только для государств и между государствами. Осуществление, претворение в жизнь этих норм и стандартов является долгом и обязанностью государств-участников международных договоров о правах человека, в случае ратификации которых, они (государства) обязуются привести свое национальное законодательство в соответствие с обязательными нормами. Международная защита правового статуса человека и гражданина, осуществляемая международно-правовыми средствами, основываясь на общепризнанном принципе уважения к правам человека, служит хотя и важной, но все же вспомогательной мерой.
Тем не менее, существует также определенный набор институтов, обеспечивающих такую защиту на практике: Международный уголовный суд, Европейский суд по правам человека, Комитет ООН по правам человека и т.д.
Рассматривая европейский регион, стоит особо остановиться на деятельности крупнейшей европейской межгосударственной организации – Совете Европы. Одной из целей данной организации является: охрана прав человека, плюралистической демократии и главенства закона[15].
На сегодняшний день членами Совета Европы являются 44 государства (все европейские государства за исключением Ватикана, Беларуси, Монако и бывшей Югославии). Основным инструментом по исполнению Европейской конвенции по правам человека является Европейский Суд по правам человека, который и будет рассмотрен далее.
|
Европейский Суд по правам человека согласно Конвенции состоит из судей, число которых равно числу подписавших Конвенцию государств. Не существует ограничений по количеству судей одной национальности. Суд работает во французском Страсбурге на постоянной основе. Сейчас в нем заседают судьи – из 41 страны, Армения, Азербайджан и Босния пока не прислали судей.
Избираются судьи Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) из списка (каждая страна отправляет список из трех кандидатур). Кандидатура от каждой страны выбирается большинством. Судьи избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы на срок в шесть лет. Поскольку вначале действия Суда половина судей прекратила свои полномочия после срока в три года, теперь каждые три года половина состава Суда обновляется. Судьи в Суде выполняют свои обязанности индивидуально и не представляют ни одно из государств. Они не могут быть вовлечены в деятельность, которая может повлиять на их независимость. Срок полномочий судей также заканчивается в случае достижения ими возраста семьдесят лет. Общее собрание Суда избирает из своего состава Президента, двух Вице-президентов и двух Президентов секций Суда на срок три года[16].
Любое из подписавших Конвенцию государств, а также индивидуальный заявитель может быть истцом по делу о нарушении любого из гарантируемых Конвенцией прав со стороны любого из подписавших государств. Специальные формы, а также руководство по их заполнению может быть получено в Регистратуре Суда в Страсбурге.
При этом прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.
Во-первых, предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или ее Протоколами. Перечень этих прав достаточно широк, но в нем отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству. Эти права закреплены в другой Конвенции Совета Европы – Европейской социальной хартии, однако юрисдикция Европейского Суда основана исключительно на Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.
В-третьих, жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом.
В-четвертых, жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции государством.
В-пятых, для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и, прежде всего, судебные средства такой защиты.
Процедура рассмотрения дел в новом Европейском Суде по правам человека является открытой и гласной. Слушания проходят открыто, если одна из Палат Суда ввиду исключительных обстоятельств не примет решения об обратном. Постановления Суда, а также другие документы, связанные с рассмотрением дела открыты для общественности.
Индивидуальные заявители могут подавать иск самостоятельно, однако наличие официального представителя рекомендовано и даже необходимо для проведения слушаний. Совет Европы основал специальную схему помощи для заявителей, не имеющих необходимых средств для обеспечения наличия официального представителя.
Официальные языки Суда английский и французский, однако, заявление может быть подано на любом из государственных языков стран, подписавших Конвенцию. Далее после того как иск будет признан принятым к рассмотрению, должен быть использован официальный язык Суда, если только Президент одной из Палат не утвердит использование того языка, на котором был подан иск.
Палаты принимают решения большинством голосов. Любой из судей, принимавший участие в рассмотрении дела может приложить к решению суда отдельное мнение, совпадающие или расходящееся с общим решением.
В течение трех месяцев после оглашения решения любая из сторон может потребовать рассмотрения дела Большой Палатой. Подобные требования рассматриваются комиссией из пяти судей в составе: Президента Суда, Президентов Секций, за исключением Президента той секции, которая участвовала в вынесении решения по делу, другими судьями выбираемыми путем ротации из судей, которые не входят в Палату.
Решения палаты становятся окончательными по истечении трехмесячного периода или ранее, если стороны объявили об отсутствии намерения требования пересмотра, либо после отклонения требования вышеупомянутой Комиссией.
В случае принятия Комиссией дела к пересмотру, Большая Палата принимает решение по делу большинством голосов, и данное решение является окончательным. Окончательные решения суда являются обязательными по отношению к Государству ответчику по делу. Хотя и не существует механизма, который бы заставлял государства исполнять решения Суда, прецедент отказа исполнить решение Европейского суда за все годы его существования был только один: по урегулированию ситуации на острове Кипр.
Ответственность по контролю за исполнением решения Суда несет Комитет Министров Совета Европы. Также Комитет Министров несет ответственность по контролю за адекватностью тех мер, которые были приняты Государством во исполнение решений Суда.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.[17]
Ратификация Федеральным Собранием Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод предоставила всем жителям России возможность обращаться за защитой своих прав в Европейскую Комиссию по правам человека, а также в Европейский Суд по правам человека.
По состоянию на 9 февраля 2004 года через Европейский Суд прошло 8199 заявлений от Российской Федерации (от граждан Российской Федерации, а так же от иностранных граждан, обжалующих действия властей Росси). Эти заявления поступили с момента вступления Конвенции в силу для Российской Федерации (5.05.1998). Из этого числа заявлений в работе находится уже 2181 досье, готовое к решению. 45 заявлений было послано с запросом Правительству Российской Федерации, российским властям, 3 жалобы признаны приемлемыми и по 3158 жалобам заведены предварительные досье, по которым ведется переписка заявителей. Т.е можно предполагать значительное увеличение решений по Российской Федерации в 2005-2006 годах[18].
В то же время, незавершенность судебной реформы в Российской Федерации, плохое функционирование судов могут привести к констатации нарушений ст. 6 Конвенции, гарантирующей право на справедливое судебное разбирательство в разумные сроки. Исходя из практики Европейского суда по правам человека, в котором около 50% рассматриваемых дел связаны с нарушением разумных сроков судебного разбирательства, может стать частой практикой то, что Европейским судом будут выноситься решения о нарушении Россией положений Конвенции в данной области.
Заключение
Правовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса и относится исключительно к ее качеству человека и гражданина, к связям личности только с государством, а не с обществом в целом. В самом общем виде правовой статус личности определяется как юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе.
Важнейшей юридической предпосылкой правового положения личности в обществе является состояние гражданства,т.е. политическая принадлежность индивидуума к данному государству, которая обуславливает характер политико-правовых отношений между личностью и государством. Гражданство – это устойчивая правовая связь человека со своим государством, обусловливающая взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе.
Гражданин находится под суверенитетом государства, и последнее может требовать от него выполнения обязанностей, даже если он пребывает за границей. Государство, со своей стороны, должно защищать граждан на своей территории и оказывать им покровительство, когда они находятся за ее пределами.
Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в современном праве, ибо в нем заложены ключевые гарантии защиты народа в целом и каждого конкретного человека и гражданина от произвола государственной власти, что, в свою очередь, является неотъемлемым условием нормального функционирования и развития правового государства. Выделяют личные, политические и социально-экономические права человека. Причем все эти группы прав одинаково значимы.
Говоря о международной защите прав человека, следует отметить, что существует определенный набор документов, определяющий предмет и содержание в данной области. В настоящее время международный кодекс, определяющий права человека, включают в себя около семидесяти основополагающих международных договоров и деклараций. К ним относятся, прежде всего, Международный Билль о правах человека
Уважение и защита правового статуса человека и гражданина – это фундамент, на котором строится демократизм государственной власти, политическая структура человеческой свободы. Свобода человека, оберегаемая государством, порождает волю и способность к экономическому и социальному прогрессу, который, в свою очередь, обеспечивает подлинный мир и расцвет всего человечества.