Тропы
Эпитет | Художественное, образное определение, обычно выражается прилагательными, реже существительными или наречиями | На берегу пустынных волн Стоял он дум великих полн. |
Метафора (Развернутая метафора) | Употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов (скрытое сравнение). Развернутая метафора – это метафора, выраженная не в одном слове, а в целом предложении. | Мертвая тишина. Колесом за сини море солнце скатилось. Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, а вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной(разв.метафора). |
Сравнение | Сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого (выражается через союзы будто, точно, словно, как, как будто, сравнительную степень прилагательного) | Река покраснела, как девушка. Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием. |
Литота | Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого–либо явления | Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка |
Гипербола | Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера силы, значения и т.д. какого – либо явления | Пот катился градом. В сто сорок солнц закат пылал. |
Синекдоха | Разновидность метонимии, употребление части вместо целого или целого вместо части | Швед, русский колет, рубит, режет. |
Олицетворение | Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ | Отговорила роща золотая. |
Ирония | Троп, состоящий в употреблении слова или выражения, в смысле обратном буквальному, с целью насмешки (создание комического эффекта) | Ай, Моська, знать она сильна, Что лает на слона. |
Метонимия | Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними | Стальной оратор дремлет в кобуре – револьвер. Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал. |
Перифраз | Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты | Лев-царь зверей. Унылая пора, очей очарованье (Осень). |
Аллегория | Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа | Хитрость показывается в образе лисы, жадность – в образе волка, трусость – в образе зайца, весы означает правосудие, сердце - любовь |
Лексические средства
Антонимы | Слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие противоположные значения | Они никогда не говорили друг другу ты, а всегда вы |
Контекстные антонимы | Это слова, которые считаются антонимами только в данном контексте | Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил, при подчиненных же диким медведем рыкал. |
Синонимы | Слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение | Конница – кавалерия, смелый – храбрый. |
Контекстные синонимы | Это слова, которые считаются синонимами только в данном контексте | Морские суда, покинутые своими командами, иногда годами блуждают по океанам, пока их не поглотит пучина. Не раз эти бродяги океанов становились источниками морских легенд. |
Фразеологизмы | Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову | На краю света («далеко»), зуб на зуб не попадает («замерз») |
Разговорная лексика | Это слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринужденности и поэтому не всегда уместны в письменной | Работяга, белобрысый, разиня, читалка |
Просторечные слова | Слова, выражения, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости и служащие обычно для выражения резких оценок | Башка (голова), муторный (неприятный) |
Профессиона- лизмы (специальная лексика) | Слова, составляющие принадлежность речи к той или иной профессиональной группе | Скальпель, капельница, шприц – в речи врачей; камбуз, кок, склянка – в речи моряков |
Термины (специальная лексика) | Слова или сочетания слов, обозначающие специальные понятия, употребляемые в науке, технике, искусстве | Фонетика, наклонение, рифма, косинус, цитоплазма |
Книжная лексика | Слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных работах, официальных и деловых документах, публицистике | Гипотеза – предположение, генезис – происхождение. |
Заимствованные слова | Это слова, которые взяты из другого языка | Олимпиада, энциклопедия, жалюзи |
Диалектизмы | Слова, распространенные на определенной территории | Курень – сигарета, гутарить – говорить, кочет - петух |
Архаизмы | Устаревшие слова, замененные в современном языке синонимами | Лоно – грудь, выя – шея, ланиты -щеки |
Историзмы | Слова, служившие названием исчезнувших предметов, понятий, явлений | Кушак, боярин, кафтан, треуголка |
Старославянизмы | Это слова, заимствованные из старославянского языка, языка богослужебных книг | Собеседование, грядущее, изложить |
Неологизмы | Это новые слова, которые появляются в языке для обозначения новых предметов, понятий, явлений | Портал, сайт, маркетинг, дилер |
Эмоционально – оценочные слова | Слова, отражающие отношение говорящего к кому – либо или чему – либо и выражающие оценку | Мамочка, голубчик, торгаш, разгильдяй, оболтус |
Паронимы | Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значении | Величественный-великий, адресат-адресант |
Научная лексика | Слова для передачи научной информации | Энциклопедия, рефераты |
Общеупотреби- тельная лексика | Слова русского языка, которые известны и понятны всем, употребляются всеми | Думать, деревья, располагать, лгун |
Жаргонизмы (специальная лексика) | Это слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой | Телевизор – телек, домашнее задание - домашка |
Крылатые слова | Яркие и меткие выражения писателей, ученых, общественных деятелей и т.д. | Служить бы рад, да прислуживаться тошно |
Слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами | Слова, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (-очк, -оньк, -еньк и т.д.), для выражения доброты, заботы, ласки к миру и к людям | Домик, Машуля, сказочка,столик |
Индивидуально – авторское слово | Авторский неологизм, слово, придуманное или образованное автором текста | Я свирел в свою свирель |
Эмоционально – окрашенные слова | Слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д. Эмоциональная окраска может быть положительной и отрицательной | Лузгать – грызть семечки (отрицательная), куколка (положительная) |
Канцеляризмы | Слова, характерные для стиля деловых бумаг. | Имеет место отсутствие запасных частей. |
Синтаксические средства.
Ряды однородных членов | Несколько слов предложения, относящихся к одному и тому же слову, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одной части речи | По вечерам дедушка смотрел телевизор, или читал, или уходил к соседу. |
Вопросительные предложения | Предложения, в которых выражается стремление говорящего узнать что – либо или удостовериться в чем - либо | Ты действительно был дома? |
Восклицательные предложения | Предложения, в котором выражение содержания мысли сопровождается выражением чувства говорящего | У нас большая радость! |
Риторические вопросы | Это вопросы, не требующие ответа (либо ясен сам по себе, либо вопрос обращен к условному собеседнику) | Знакомые тучи! Как вы живете? Кому вы намерены нынче грозить? |
Риторические восклицания | Восклицательные предложения, которые в тексте выполняют роль усиления эмоциональности и выразительности речи | Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство! |
Риторические обращения | Риторическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому – либо или чему – либо для усиления выразительности речи | Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой. |
Синтаксический параллелизм | Одинаковое или сходное синтаксическое строение соседних предложений или отрезков речи | Око зрит – невидимейшую даль, Сердце зрит – невидимейшую связь,Ухо пьет – невидимейшую молвь. |
Вводные слова | Это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает | Стало жарко, значит, в доме затопили печи. |
Вводные предложения | Это предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания | Калиныч, как я узнал после, каждый день ходил с барином на охоту. Время, казалось, остановилось. |
Вставные конструкции | Это слова, словосочетания и предложения, которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения | Однажды вечером (это было в начале 1773 года) сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра и смотря в окно на тучи, бегущие мимо луны. |
Односоставные предложения | Это предложения, имеющие только один главный член. | Видишь синий небосвод. Зима. |
Определенно –личные предложения | Это предложения, которые называют действие говорящего или собеседника или выражают побуждение к действию. Главный член выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения. | Взбегу на холм и упаду в траву. Нехотя вспомнишь и время былое, вспомнишь и лица, давно позабытые. |
Неопределенно – личные предложения | Односоставные предложения, в которых лицо, совершающее действие, не названо, не определено. | В кабинете спорят (гл.в форме 3-го лица наст. вр.или буд.вр.).В лагере долго вспоминали вожатого (гл.множ.числа прош.вр.).Сделали бы уроки побыстрее (усл.наклонение). |
Безличные предложения | Предложения с одним главным членом – сказуемым, в которых не называется тот, кто производит действие. | Стоит подумать над этой проблемой. На улице вечереет. |
Назывные предложения | Это тип односоставных предложений, в которых только один главный член - подлежащее | Шепот, робкое дыханье, трели соловья… |
Неполные предложения | Это предложения, в которых отсутствуют какие – либо структурно – необходимые члены, главные или второстепенные | -Как тебя зовут? -Меня Федей (зовут). Летом светает рано, а зимой – поздно. |
Обращение | Слово или сочетание слов, называющее лицо,которому адресована речь. | Что ты рано в гости, осень, к нам пришла. |
Сравнительный оборот | Оборот, выражающий сравнение и представляющий собой часть простого предложения | И березы стоят, как большие свечки. |
Уточняющие конструкции | Это уточняющие слова и уточняющие словосочетания (уточняющие обстоятельства, определения, дополнения и т.д.) | Там, в горах, повалил снег. Поздно вече ром, часов в десять, я вышел в сад. |
Приемы
Аллитерация | Повторение одинаковых или однородных согласных в тексте, придающее ему особую звуковую выразительность | Гр охочет эхо по горам, как гр ом, гр емящий по гр омам |
Градация | Расположение синонимов в порядке возрастания или убывания смыслового и эмоционального значения | Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над человеком. |
Инверсия | Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок слов, с целью усилить выразительность речи (обратный порядок слов) | Белеет парус одинокой в тумане моря голубом |
Синтаксический параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи | В синем море волны хлещут, В синем небе звезды блещут. |
Лексический повтор | Повтор одного и того же слова для усиления эмоционального воздействия | Казалось в природе все уснуло: спала река, спали деревья, спали облака. |
Звукопись | Художественный прием, заключающий в создании образов путем подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рев мотора) | Ветер веет и вьется украдками меж ветвей, над водой наклоненных.. (слышится ветер с помощью повторения в) |
Антитеза (противопоставление) | Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. | Мне грустно потому, что весело тебе. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая. |
Анафора | Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание | Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем.. |
Эпифора | Стилистический прием, заключающийся в повторении одних и тех слов в конце отрывков, из которых состоит высказывание | Деточка, Все мы немножечко лошади, Каждый из нас по- своему лошадь |
Оксюморон | Сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художест-венном образе | Мертвые души. Сладкая горечь воспоминаний. Убогая роскошь. |
Цитирование | Это прямое использование текста из какого – нибудь источника | Сократ вывел формулу «ума» и «глупости», до сих пор непревзойденную: «Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого». |
Вопросно – ответная форма изложения | При вопросно – ответной форме изложения автор задает вопросы и сам же на них отвечает | Что плохого в насмешливом взгляде?! А все плохо! Я не хочу попадать под прицел презрительных глаз. |
Парцелляция | Такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно – смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы | Запомни, что услышал сегодня. Надолго. Навсегда. (Можно передать одним предложением) |
Формы речи
Диалог | Это разговор двух лиц | -Вы? -Я. -Глазам своим не верю! - Вы же сами просили меня приехать. Вот я и приехал. |
Монолог | Это речь одного лица | Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть. Сначала всё было тихо. |