Алтай - это одна из высочайших вершин человеческого духа,




неиссякаемая сокровищница его творений: легенды и предания Алтая хранят

мудрость веков, сконцентрированную в самых разных религиозных системах, в

его почву уходят корнями культуры народов Азии и Европы. В слове «Алтай»

заключен сокровенный смысл – «Золотой престол Бога», центр мироздания.

Выдающийся русский художник, ученый, философ, путешественник Н.К.Рерих

писал: «И странно и чудно - везде, по всему краю хвалят Алтай. И горы-то

прекрасны, и кедры-то могучи, и реки-то быстры, и цветы-то невиданны.

А на реке Катуни, говорят, должна быть последняя в мире война. А после – труд

мирный».

Так почему же Рерих так восхищался Алтаем, изучал его и даже создал теорию

«Алтай – колыбель мира»? Если выявить отклики слова «Алтай» в различных

культурах и языковых группах – складывается следующая картина:

«Алатырь» – в славянском эпосе – первокамень, основа мироздания, Мировая

Гора, та точка, с которой начиналось творение мира, монгольские слова «алт»,

«алтан» - означают «золото»; «алтантай», «алттай» - «место, где есть золото»;

«Алтын-Ту» - это «Золотая Гора», а «Алтын-Кёль» - "Золотое Озеро"; кроме того,

с латыни слово «алтарь» – «возвышение», «место пребывания Бога». В алтай-ском языке «ал» также означает «высокий»- «ала-тау» - «высокое место», как в физическом смысле, так и в духовном; «ала» - означает «начиная с чего-либо». Из вышесказанного следует - концепт «Алтай» - это начало всех начал.

Есть еще одна догадка о названии Алтай: числительные «шесть» и «шестьдесят» в алтайском языке звучат как «алты» и «алтан». Жители Алтая наделяют свою родину удивительным эпитетом: «шестигранный Алтай».

Откуда взялась эта устойчивая метафора? Случайно ли созвучие алтайских числи-тельных с названием «Алтай»?

Традиционное алтайское жилище – аил – имеет форму шестигранной пирамиды.

Общеизвестно, что во всех традиционных культурах строение жилища человека

является моделью мироздания. Шестигранный аил, как и пчелиные соты –

венчается 6-тигранным конусом, и здесь тоже зарождается и проходит вся жизнь

человека. Возможно, этот фактор так же учитывался алтайцами при

становлении архитектурного стиля национальных жилищ. Ведь жизнь

алтайского народа проходит среди гор, а аил – это как бы микрокосмос алтайца.

Материал взять из труда Жерносенко И.А. К вопросу о феномене сакрального центра Алтай сакральный https://www.altaiforum.com

Тайная гробница

Высокогорное суровое плоскогорье Укок на юге республики Алтай стало всемирно

известным с обнаружением здесь мерзлотных захоронений древнего скифского

времени.

Плоскогорье интересно археологам давно наличием стоянок, своеобразных алтарей из камня и курганных погребенй.

Начало работы у реки Ак-Алаха

В разгаре летнего археологического сезона 1993 года группой новосибирских

Ученых под руководством Натальи Полосьмак, сотрудников Института археологии СО РАН начаты работы по раскопкам кургана у речки Ак-Алаха. Работы обещали быть одними из рядовых, но неожиданно привели к серьезным открытиям и научным сенсациям.

Сначала было обнаружено захоронение весьма богатого скифского мужчины. По

древним обычаям его в загробное путешествие сопровождали три лошади, посуда, клинки из железа. Специалисты датировали погребение IV-III вв. до н.э. В процессе работы с мужским захоронением научные сотрудники с удивлением обнаружили, что под верхним погребением оказалось тщательно спрятанное второе. Под открытым настилом ученых ждала настоящая сенсация. Здесь находились хорошо сохранившиеся кости шести огненно-рыжих лошадей в богато украшенной сбруе, рядом с ними во льду погребальной колоды, лежала женщина.

Необычная мумия

Но больше всего исследователей кургана

заинтересовало то обстоятельство, что это было мумифицированное тело, ни в Египте, ни в Тибете, а на суровом высоком плоскогорье Алтая. У женщины не было

внутренних органов, мозга, грудины и ребер.Череп и полости тела ее были наполнены овечьей шерстью, частями растений, конским волосом и торфом.

На бальзамированном маслами женском теле, в составе масел позже обнаружена

ртуть, сразу видны необычные синие татуировки. Они покрывали руки и голени

женщины. В композиции присутствовал архар и ирбис, по-видимому, тотемные

животные ее рода. Левое плечо украшало изображение оленя с головой грифона.

Важнейшим событием для специалистов стала находка в захоронении отлично

сохранившихся оригинального парика из конского волоса и головного убора

погребенной женщины. Вместе они заняли практически треть погребальной колоды.

В древнем скифском обществе именно форма головного убора и убранство волос

несли весьма точную информацию о женщине. У разных племен он всегда имел

специфическую форму, и статус женщины всегда хорошо читался по украшениям

головного убора. Молодые девушки, выходя замуж, меняли род, соответственно

менялись убранство волос и головной убор.

В заполненном льдом, имитирующем жилище срубе из лиственницы размерами

3,6 / 2,3 м, при высоте 1,1 м, перекрытом одиннадцатью лиственничными бревнами,

расположена погребальная колода. Ее украшают кожаные аппликации в виде оленей.

В колоде на мягкой подстилке из войлока под меховым покрывалом с украшениями

из золота покоилась высокая 170 см ростом женщина, возраст ее ученые определили

примерно в 25 лет.

Мумия была одета в длинную рубаху из тончайшего шелка светло-коричневого оттенка, позже ученые выяснили, что при ее изготовлении использовались нити коконов диких бабочек шелкопряда. Такая ткань, несомненно, была в скифское время роскошью, что подтверждает высокий общественный статус погребенной. Горловина и рукава рубахи были обшиты красными нитями, видимо как оберег. Длинная плотная юбка из шерсти сшита из белых и красных кусков ткани, украшена подвесками из бронзы. На ноги женщины надеты длинные белые войлочные чулки с красными аппликациями.

В мешочке лежало бронзовое зеркальце, его деревянная резная оправа украшена

фигуркой оленя. Рядом найдена лиственная палочка — символ творения у азиатских

народов, волосяная кисточка, разноцветные бусины из стекла и человеческий зуб.

Кругом был рассыпан синий порошок, химический анализ показал, что это кристаллы вивианита, в Европе его стали использовать в виде красителя только к ХIХ веку.

Шею погребенной женщины украшала гривна с покрытием золотым слоем, и

подвесками в форме ирбисов. Уши женщины украшены массивными золотыми

серьгами в форме колец. С погребенной скифской женщиной найдены сосуды,

видимо для напитков и куски мяса, здесь обнаружены деликатесный крестец

жеребенка и курдюк барана. Сосуды деревянные, керамические и роговые, видимо

олицетворяющие связь всего живого. В погребении нет деревянного пола, его заменил настил из уложенной речной гальки.

Особенности захоронения

Все особенности захоронения выделяли женщину особым почетом из общего ряда

соплеменников. Особенно шелк и кориандр были настоящим сокровищем. Удивляло

ученых обстоятельство, что захоронение было одиночное, для скифов были

характерны родовые погребения. Единственное объяснение могло быть таким, что она шаманка и дала обет безбрачия.

Бесценную находку решено было перевезти в лабораторию Новосибирска для

дальнейшего изучения. Местные шаманы и жители республики были абсолютно

против такого развития событий. Еще в пути и позже в Новосибирске уникальное

мумифицированное тело стало быстро разлагаться. Новосибирские специалисты

срочно обращаются за помощью в столицу. Московский институт, занимающийся

сохранением мумии Ленина, работал с мумией, и специалистам удалось сохранить

кожный покров и ткани.

Научная сенсация

В это время взяли образцы разных тканей на анализ ДНК, и здесь специалистов ждала научная сенсация. В результате генетического исследования нескольких видов тканей погребенной женщины на плоскогорье Укок была найдена характерная для славян Y-хромосомная гаплогруппа R1а1. Алтайская принцесса не роднится по крови с тюркскими народами и современными алтайцами, а является представи-тельницей одного из индо-европейских народов.

Шаманы и жители республики Алтай весьма обеспокоены вскрытием древней

гробницы, они считают, что ученые потревожили тысячелетний покой их предков.

А случившиеся в дальнейшем катастрофическое землетрясение осенью 2003 года и

наводнение весны 2014 года, многие тревожные процессы и знаки относят к мифической мести алтайской принцессы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: