Предпосылки отмены крепостного права в России




Учитель: На первое место при Александре II вышел вопрос русской жизни - крестьянский. До него русские императоры пытались решить крестьянский вопрос.

Вспомните, какие попытки были сделаны:

Павлом I

Александром I

Николаем I

В царствование Николая I были проведены некоторые преобразования, коснувшиеся около 2 млн. удельных и 20 млн. государственных крестьян. Теперь же на очереди стоял вопрос о 22 млн. крепостных душ.

Проблемный вопрос: Почему не один из императоров не решился отменить крепостное право? Что имела в виду Екатерина II которая говорила: “…бороться с крепостничеством - значит лишиться трона!”

При ответе используйте мнения российских императоров

Рабочий материал

«Крепостное право есть несносное и жестокое иго человеческому роду, нестерпимое положение, но намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать…». (Екатерина Вторая)

 

«Крепостное право - это зло, но отменять его, время еще не пришло…» (Павел Первый)

 

«Крепостное право можно отменить, но делать это необходимо в течение не одного столетия…». (Александр I)

 

«Крепостное право - несомненно зло, но еще большее зло - это его отмена…» (Николай II)

Ученики высказывают предположение, что дворяне препятствовали отмене крепостного права.

Задание: Каковы же предпосылки отмены крепостного права?

Ученики выполняют задание и формируется

Препятствовало дальнейшему экономическому развитию страны

Грозило отодвинуть Россию в разряд второстепенных держав

Являлось мощным дестабилизирующим фактором внутри российского общества

Обсуждение крестьянского вопроса в начале столетия открыто, а потом в конце правления Александра I, а также при Николае I – в тайных комитетах;

Призывы к отмене крепостного права со стороны общественного движения;

Падение доходов помещиков, что показывало неэффективность использования крепостных;

Крымская война, наглядно показавшая отсталость России.

 

 

Мотивация: 19 февраля 1855 г. скончался император Николай I. Русское образованное общество встретило кончину самодержца с нескрываемым удовлетворением и ликованием. В прошлое уходила эпоха реакции и деспотизма, олицетворением и символом которой был умерший монарх. Новым императором российским стал его старший сын - Александр II, с которым общество связало свои надежды на лучшие перемены.

В конце урока мы с вами сумеем убедиться в том, сбылись ли эти надежды.


Учитель: По вопросу отмены крепостного права существуют две точки зрения:
1. Крепостное право – тормоз для экономического развития страны.

а) Подневольный труд неэффективен.

б) Хозяйство деградирует.

в) Страна шла к революции, но крестьянство было не революционной силой и поэтому революции не произошло.
2. Крепостное право отнюдь не исчерпало своих ресурсов. Крепостное право могло бы существовать еще не один десяток, а может быть и сотню лет.

а) Россия могла бы медленно, но верно перейти к капиталистическому способу ведению хозяйства.
б) Крепостное право выглядело безнравственно. Александр II, ориентировавшийся на общемировое мнение, понимал это. Поэтому для мирового признания развития России требовалась отмена крепостного права.

в) Крымская война показала, что в военном отношении Россия не может тягаться с развитыми индустриальными державами.

г) В отличие от западных стран, в России все происходит сверху, и реформы, производимые в других странах снизу, во время буржуазных революций, в России проводятся сверху, государством.

 

Положение реформы Черты капиталистических преобразований Пережитки крепостничества
Личное освобождение крестьян Бывший крепостной крестьянин, ранее считавшийся собственностью своего господина, получал не только возможность свободно распоряжаться своей личностью (личная свобода предоставлялась безвозмездно), но и приобретал ряд других личных и имущественных прав. Свободные сельские обыватели могли заключать различные сделки, предъявлять иски, заниматься торговлей и промыслами, владеть движимым и недвижимым имуществом, вступать в брак без согласия помещика, поступать в «общие учебные заведения». Отныне крестьянин становился юридическим лицом по гражданским, административным и уголовным делам. Бывшие помещичьи крестьяне зачислялись в состав податных сословий и должны были нести государственные и земские повинности. Вплоть до 1 января 1887 г. крестьяне выплачивали подушную подать, до введения всеобщей воинской повинности отбывали рекрутчину, обеспечивали создание продовольственного запаса. Для них сохранялись телесные наказания.
Наделение крестьян землей и ее выкуп Вся земля в имении признавалась собственностью помещика, в том числе и та, которая находилась в распоряжении крестьян. Крестьянам предоставлялись наделы - участки земли установленных размеров с избой, хозяйственными постройками, огородом, пашней, которые им предстояло выкупить. Крестьяне должны были выкупить у помещиков свою усадебную и надельную землю. Выкупившие становились крестьянами-собственниками. До выкупа своих наделов крестьяне должны были продолжать нести повинности в виде барщины или оброка. Поэтому лично свободные крестьяне, несущие повинности в пользу прежнего владельца, назывались «временнообязанными». Согласно «Положениям 19 февраля», временнообязанное состояние крестьян могло продолжаться в течение 9 лет. При определении размеров надела преимущественно отдавалась добровольному соглашению между крестьянами и помещиками, а поскольку такого соглашения чаще всего достигнуть не удавалось, то размер надела определяли законодательным путем. В этих целях вся территория страны была поделена на 3 полосы: черноземную, нечерноземную и степную. Для черноземной полосы высшая норма - от 2 до 6, для нечерноземной - от 3 до 7 десятин. В степной полосе норма - от 6 до 12 десятин Фактически временнообязанное состояние для многих крестьян растянулось на 20 лет. Нормы наделов были ниже старых крестьянских наделов, которыми крестьяне пользовались до реформы, поэтому помещики по законодательству получили право отрезать «лишние» земли у своих бывших крестьян. Более9/10бывших помещичьих крестьян не получили необходимой нормы земли. Временные повинности, которые несли крестьяне за пользование своими наделами, по существу, мало чем отличались от дореформенной барщины и оброка. «Положение 19 февраля 1861 г.» сохраняли барщину как форму феодальной повинности, однако она была существенно ограничена. Важнейшим способом обеспечения исправного отбывания повинностей при общинном пользовании надельной землей выступала круговая порука, когда все сельское общество несло ответственность за нерадивого работника.
Организация крестьянского самоуправления Крестьяне помещичьего имения объединялись в сельскую общину («мир»). Размеры надела и повинности крестьян фиксировались в документе, которую заключали не с отдельным крестьянином, а с общиной. Внутри «мира» решались вопросы передела общинной земли. На сельском сходе, где теперь обсуждали общие вопросы жизни, крестьяне выбирали старосту. Отныне он обеспечивал в своей общине порядок, следил за исполнением повинностей. Следить за претворением реформы должны были мировые посредники из дворян, назначаемые губернатором. Они должны были регулировать отношения между помещиками и крестьянами, защищать народ от чрезмерных притязаний бывших хозяев, контролировать крестьянское самоуправление. По существу крестьянские наделы находились в собственности общины. Они не могли продаваться. крестьянин становился не владельцем, а лишь пользователем надела. Община отвечала за выплату платежей и платила за тех, кто с этим не справлялся (круговая порука). Уйти крестьянин мог только с разрешения общины.

оценивая крестьянскую реформу важно подчеркнуть следующее:

1. Крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем интересы помещиков были максимально учтены.

2. Условия освобождения крестьян изначально заключало в себе будущие противоречие и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками.

3. Реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место.

4. Реформа не решила крестьянский вопрос.

5. Были созданы условия для утверждения капиталистического уклада в экономике страны.

Можно сделать следующие выводы:

1. Реформа непоследовательная, половинчатая, незавершенная.

2. Назревает необходимость проведения новой реформы.

Содержание буржуазных реформ 60-70-х гг. ХIХ в.

Реформа Сущность
Земская реформа 1 января 1864 г. Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях” — законодательный акт, которым вводилось земство. Сущность реформы: для страны, большинство населения которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры.Избираемые различными сословиями русского общества, земские учреждения принципиально отличались от корпоративно-сословных организаций, таких, как дворянские собрания. Крепостники возмущались тем, что на скамье в земском собрании “сидит вчерашний раб рядом со своим недавним хозяином”. Действительно, в земствах были представлены различные сословия: дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане крестьяне. Согласно реформы, члены земских собраний именовались гласными. Председателями собраний были руководители дворянского самоуправления — предводители дворянства. Собрания формировали исполнительные органы — уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих. Сфера деятельности новых органов всесословного самоуправления была ограничена лишь хозяйственно-культурными делами: Ø содержанием местных путей сообщения, Ø попечением о медицинской помощи населения, Ø заботой о народном образовании, Ø местной торговле и промышленности, Ø народном продовольствии и т.д. Новые органы всесословного самоуправления были введены лишь на уровне губерний и уездов. Отсутствовало центральное земское представительство, не было и мелкой земской единицы в волости. Современники остроумно называли земство “зданием без фундамента и крыши”. Лозунг “увенчания здания” стал с той поры главным лозунгом русских либералов на протяжении 40 лет — вплоть до создания Государственной думы.
Городская реформа 1870 г. Необходимость появления реформы: Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, привело к возрастанию роли городов как центров экономической, общественно-политической и культурной жизни страны. Сущность реформы: Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления.Распорядительные функции теперь возлагались уже не на все городское общество, а на его представительный орган — думу. Выборы в думу происходили раз в четыре года. Число членов думы — гласных — было довольно значительным: в зависимости от численности избирателей в городе — от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных было намного больше: в Московской — 180, Петербургской — 252. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления — управа и городской голова, который являлся председателем одновременно исполнительного и распорядительного органов. Избирательное право базировалось на буржуазном имущественном цензе. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы. Избирательным правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри. Принимать личное участие в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста. Женщины, обладавшие необходимым избирательным цензом, могла участвовать в выборах лишь через своих доверенных лиц. Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения, люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры. На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: Ø водоснабжение, Ø канализация, Ø уличное освещение, Ø транспорт, Ø озеленение, Ø градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны - заботиться и об “общественном благосостоянии”: - оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, - принимать меры против пожаров и других бедствий, - способствовать охране “народного здравия” - устраивать больницы, - помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), - принимать меры против нищенства, - способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).
Судебная реформа 1864 г. Необходимость принятия реформы: дореформенный суд характеризовался канцелярской тайной и взяточничеством, бесконечной волокитой по инстанциям. Отсутствием адвокатуры и произволом администрации. Сущность реформы: Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством. Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Это все характерные признаки буржуазного суда. Мировой судсоздавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года. При рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей. Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил и даже нежелание самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное отношение к идее присяжных заседателей тем, что народ до этого еще не дорос, и такой суд неминуемо будет носить “политический характер”. Согласно судебным уставам, присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз. Второй инстанцией для окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных. Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты. Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции. Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же — министр юстиции. Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов. Крупнейшим шагом по внедрению принципов буржуазной юстиции было учреждение института адвокатуры. 20 ноября 1866 г. было разрешено “во всех повременных изданиях печатать о том, что происходит в судах”. Судебные репортажи, сообщавшие о русских и заграничных процессах, становятся заметным явлением в прессе. Однако реформа осталась незавершенной. Не был реформирован Сенат. Были оставлены в неприкосновенности духовные, военные, коммерческие, инородческие суды. Высшие чиновники империи судились особым Верховным уголовным судом. Был сохранен сословный крестьянский волостной суд, учрежденный Общим положением 19 февраля 1861 года.
Военные реформы 1874 г. Необходимость принятия реформы: уроки Крымской войны, вскрывшей военно-техническую отсталость русской армии, показали, что военная машина крепостнической России явно не в состоянии противостоять передовым армиям западноевропейских государств. Необходима была коренная перестройка всей военной системы. Сущность реформы: Первые изменения были произведены в армии уже в конце 50-х — начале 60-х годов. Были окончательно упразднены военные поселения. С1862г. начата постепенная реформа местного военного управления на основе создания военных округов. Создавалась новая система военного управления, устранявшая чрезмерную централизацию, и способствовавшая быстрому развертыванию армии в случае войны. Осуществлена реорганизация Военного министерства и Главного штаба. В1865 г. стала проводиться военно-судебная реформа. Ее основы строились на принципах гласности и состязательности военного суда, на отказе от порочной системы телесных наказаний. Установились три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суды,которые дублировали основные звенья общей судебной системы России. Развитие армии во многом зависело от наличия хорошо подготовленного офицерского корпуса. В середине 60-х годов более половины офицеров не имели вообще никакого образования. Необходимо было решить два важных вопроса: значительно улучшить подготовку офицеров и открыть доступ к получению офицерских чинов не только для дворян и выслужившихся унтер-офицеров, но и для представителей других сословий. С этой целью были созданы военные и юнкерские училища с непродолжительным сроком обучения — 2 года, в которые принимались лица, окончившие средние учебные заведения. 1 января 1874 г. был утвержден устав о воинской повинности. Призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21-летнего возраста. Для армии в основном устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе (для флота — 7 и 3). Были установлены многочисленные льготы. От действительной службы освобождались единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, некоторые национальные меньшинства и т.д. Новая система позволяла иметь сравнительно небольшую армию мирного времени и значительные резервы на случай войны. Армия стала современной — по структуре, вооружению, образованию.
Реформы образования 1864 г. Необходимость проведения реформы: экономический процесс и дальнейшее развитие общественной жизни России серьезно сдерживались низким образовательным уровнем населения и отсутствием системы массовой подготовки специалистов. Сущность: В 1864 г. вводилось новое положениео начальных народных училищах, согласно которому образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). В том же году был утвержденустав гимназий, провозглашавший доступность среднего образования для всех сословий и вероисповеданий. Годом раньше был принятуниверситетский устав, возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров; университетский совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Результаты не замедлили сказаться: к 1870 г. начальных школ всех видов было 17,7 тыс., в них обучалось около 600 тыс. учащихся; количество студентов в университетах увеличилось в 1,5 раза. Это было, конечно, мало, но несравнимо больше, чем в дореформенное время.
Проект М.Т. Лорис-Меликова Министр внутренних дел М.Т. Лорис-Меликов предполагал, что главное - это составить удачный план реорганизации высших государственных органов, который силой царского авторитета сам собой начнет претворяться в жизнь. 26 января 1881 г.М.Т. Лорис-Меликов представил Александру II доклад, намечавший дальнейшее преобразование государственного управления. План предусматривал создание временных подготовительных комиссий, подобных Редакционным комиссиям конца 50-х гг. Помимо чиновников в комиссии должны были войти представители земств крупнейших губерний. В задачу комиссий входила выработка новых законопроектов, корректировка крестьянской, земской и других реформ, решение некоторых финансовых проблем. Подготовленные проекты предполагалось внести в Общую комиссию, также состоявшую из представителей чиновничества и земств. После ее одобрения проекты должны были поступить на утверждение в Государственной совет и к императору. Идеи, изложенные в докладе М.Т.Лорис-Меликова могли бы способствовать появлению в России конституции. Александр II проект одобрил, но утвердить его не успел. 1 марта 1881 г. император был убит народовольцами.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: