Методические указания к выполнению
Внеаудиторной самостоятельной работы №4
Тема: 1.4. Закономерности химических процессов.
Время контроля: занятие №16 (1 семестр)
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Основные источники:
1. Учебно-методическое пособие по химии для студентов 1 курса, глава 1.4.
2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 11 кл. - М. Просвещение, 2014, гл.3
3. Химия. 11 класс. Углубленный уровень: учебник / Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Теренин В.И., Дроздов А.А., Лунин В.В., М., Дрофа, 2014., стр.264-309.
Интернет-ресурсы:
1. Образовательный ресурс по химии «Алхимик» https://www.alhimik.ru/
2. Видео уроки по химии URL https://www.videouroki. net/filecom.php? fileid=98665112
Требования к оформлению работы: (см. Указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы)
Студент должен знать:
- знать важнейшие понятия термодинамики: система, фаза, параметры системы, функции состояния, внутренняя энергия, термодинамическое равновесие; виды систем: открытые – закрытые - изолированные и гомогенные - гетерогенные; тепловой эффект реакции, экзотермические и эндотермические реакции, теплота образования сложного вещества, теплота сгорания, энтальпия, стандартные условия, энтропия, абсолютный ноль.
- знать первый закон термодинамики (закон сохранения энергии), его общефилософский смысл, формулировку закона Джоуля – Гельмгольца, Лавуазье-Лапласа и формулировку Гесса, следствие из закона Гесса; соотношение изменения энтальпии, внутренней энергии и теплового эффекта реакции при изохорном процессе;
- знать второй закон термодинамики (закон возрастания энтропии) и его применение для химических процессов (определение возможности самопроизвольного процесса по изменению свободной энергии Гиббса), постулат Планка;
|
- знать понятие скорости химической реакции и порядка реакции, ее зависимость природы вещества (энергия активации), от температуры (формула Вант-Гоффа), от концентрации (кинетическое уравнение) и давления, от площади поверхности (для гетерогенных процессов) и присутствия катализаторов;
- знать понятие обратимых и необратимых химических реакций, характеристику химического равновесия (постоянство параметров, равная скорость прямой и обратной реакции), влияние условий химической реакции на сдвиг равновесия (правило Ле Шателье), понятие константы равновесия (закон действующих масс) и значение величины константы равновесия.
Студент должен уметь:
- уметь правильно использовать понятия при ответах;
- уметь давать термодинамическую характеристику химической реакции (тепловой эффект, изменение энтальпии и внутренней энергии, концентрации веществ, давления или объема), вести расчеты по термохимическим уравнениям, рассчитывать тепловой эффект реакции по следствию из закона Гесса;
- уметь рассчитывать изменение энергии Гиббса в химических процессах по следствию из закона Гесса и делать выводы относительно возможности протекания самопроизвольных процессов
- уметь делать расчеты по формуле Вант-Гоффа и кинетическому уравнению, делать выводы о влиянии условий на скорости реакции; пояснять принцип работы катализаторов (теория активного комплекса);
- уметь записывать необратимые и обратимые реакции; пояснять смещение химического равновесия при изменении условий (по правилу Ле Шателье); записывать константу равновесия и пояснять зависимость ее величины от смещения равновесия в сторону прямой или обратной реакции.
|
Виды самостоятельной работы студентов:
1. Составление словаря терминов
2. Ответы на вопросы и выполнение упражнений
4. Составление алгоритма по определению смещения равновесия при изменении условий;
3. Написание эссе.
Вопросы и содержание материала для самостоятельного изучения,
алгоритм выполнения самостоятельной работы:
I. Составить словарь терминов и выучить их:
Система гомогенная, гетерогенная, открытая, изолированная, фаза, внутренняя энергия, термодинамическое равновесие, тепловой эффект реакции, экзо- и эндотермические реакции, обратимые реакции, теплота образования и теплота сгорания сложного вещества, энтальпия, энтропия, энергия Гиббса, абсолютный ноль температуры, скорость реакции, катализаторы, ферменты, константа равновесия.
II. Ответьте на вопросы и выполните упражнения
- Что такое «изолированная система»? Может ли существовать такая система в природе? Если может - приведите примеры. Если не может – объясните, зачем придумали такое понятие.
- Что такое «фаза»? В чем отличие гомогенных систем от гетерогенных? Приведите примеры таких систем.
- Что такое «функции состояния»? Чем они отличаются от параметров системы? Какие функции состояния вы знаете?
- Что такое «термодинамическое равновесие»? В чем суть нулевого начала термодинамики?
- Что такое энергия? Виды энергии? Чем отличается внутренняя энергия от остальных?
- В чем суть первого начала термодинамики? Что такое экзо- и эндотермические процессы?
Как изменяется внутренняя энергия системы при экзотермических и эндотермических процессах?
|
- Что такое «энтальпия»? как изменяется энтальпия при экзо- и эндотермических процессах? Чем похожа и чем отличается энтальпия от внутренней энергии?
- Что такое «термохимические уравнения»? Чем они отличаются от обычных химических уравнений?
- При сгорании 10,8 г алюминия в кислороде выделилось 335 кДж. Сколько энергии нужно потратить для получения 10,8 г алюминия при разложении оксида алюминия? Какой закон можно использовать для ответа на этот вопрос, не выполняя термохимических расчетов по уравнению реакции?
- Что такое «теплота образования»? Рассчитайте теплоту образования оксида алюминия если известно, что при окислении 10,8 г алюминия кислородом выделяется 335 кДж тепла?
- Что такое «теплота сгорания вещества»? Рассчитайте примерное количество тепла, которое выделится при сгорании 12 кг угля, если теплота сгорания угля равна 402,24 кДж /моль?
- Пользуясь таблицей термодинамических величин рассчитайте по закону Гесса тепловой эффект реакции разложения карбоната кальция на оксиды.
- Что такое «калориметрия»? Виды калориметрии? Для чего она используется в медицине?
- Что такое «обратимые» и «необратимые» процессы? Приведите примеры. Какие из них протекают в живых организмах? Почему? Что такое гомеостаз?
- Что такое «энтропия»? От чего зависит величина энтропии? Как изменяется энтропия в самопроизвольных процессах? Приведите примеры.
- Какая из реакций приводит к увеличению энтропии?
2H2(г) + O2(г) = 2H2O(ж) или 2NH3(г) = N2(г) + 3H2(г) Ответ поясните.
- Когда величина энтропии равна нулю? Почему? Что такое «абсолютный ноль температуры»? На основании какого закона введено это понятие?
- Что такое «энергия Гиббса»? Зачем была введена эта функция состояния? При каких значениях ΔG возможно самопроизвольное протекание процесса?
- Пользуясь таблицей термодинамических величин, рассчитайте по закону Гесса ΔG обоих процессов и определите возможность протекания этих химических реакций:
а) BaO + Ag → Ba + Ag2O б) Ba + Ag2O → BaO + Ag
- Рассчитайте изменение энтропии при процессе фотосинтеза. Может ли этот процесс протекать самопроизвольно? За счет чего он протекает?
Термодинамические величины для некоторых веществ (при стандартных условиях).
вещество | ΔGо(кДж/моль) | ΔH0 (кДж/моль) | ΔS0(Дж/моль) |
С6Н6() | 124,5 | 49,04 | 173,2 |
C2H5OH () | -174,77 | -227,6 | 160,7 |
CH4 () | -50,79 | -74,85 | 186,19 |
C2H2() | 203,2 | 226,75 | |
C2H6 | -32,89 | -84,67 | 229,5 |
Ag2O | -10,82 | -30,56 | 121,7 |
Al2O3 | -1576,4 | -1675,0 | 50,94 |
BaO | -528,4 | -556,6 | 70,3 |
BaCO3 | -1138,8 | -1202,0 | 112,1 |
CO | -137,27 | -110,5 | 197,4 |
CO2 | -394,38 | -393,5 | 213,6 |
CaO | -604,2 | -635,1 | 39,7 |
CaCO3 | -1128,8 | -1206,0 | 92,9 |
H2O(т) | -237,2 | -285,82 | 70,1 |
H2O(ж) | -228,4 | -241,84 | 188,8 |
Fe2O3 | -741,5 | -821,32 | 89,96 |
№21 Что такое скорость химической реакции? Перечислите факторы, от которых зависит скорость химической реакции.
№22 Почему скорость реакции зависит от концентрации? Как она зависит? (кинетическое уравнение). Почему скорость большинства химических реакций уменьшается с течением времени?
№23 Когда скорость химических реакций зависит от давления? Измениться ли скорость реакции между водородом и кислородом, если в их смесь (сохранив температуру и общее давление) ввести азот? Ответ поясните.
№24 От чего зависит скорость гетерогенной химической реакции и почему? Приведите пример, как можно увеличить скорость таких реакций.
№25 В растворе протекает реакция А + В = 2С. Исходная концентрация вещества А (СА) равно 0,80 моль/л, начальная концентрация вещества В равно 1,00 моль/л. Через 20 мин концентрация вещества А (СА*) стала 0,75 моль/л. Какой стала через это время концентрация вещества В и С? Чему равна средняя скорость реакции по веществу В?
№26 Химическая реакция протекает по уравнению 2СО + О2 = 2СО 2. Запишите кинетическое уравнение для этой реакции. Чему будет равна скорость реакции, если концентрацию кислорода увеличить в 3 раза? Запишите кинетическое уравнение для этой реакции. Как изменилась скорость реакции? Б) Чему будет равна скорость реакции, если концентрацию СО увеличить в 3 раза? Как изменилась скорость реакции?
№27 Запишите кинетическое уравнение для реакций. Как можно увеличить скорость первой реакции не изменяя температуру? Почему?
А) 2С(тв) + О2(г) → 2СО (г) Б) СН4(г) + 2О2(г) → СО2 (г) + 2Н2О
№28 При 300С скорость реакции 0,01моль/л мин. Чему она будет равна А) при 00С? Б) при 600С? Температурный коэффициент реакции равен 2.
№29 В закрытом сосуде протекала реакция 2NO(г) + O2(г) = 2NO2(г) Объем сосуда уменьшили в 4 раза. Как изменится скорость химической реакции и почему? Для простоты вычислений предположите, что начальные концентрации веществ были одинаковые.
№30 Почему надо особенно строго контролировать концентрацию лекарственных препаратов, используемых в энзимотерапии?
№31 Почему все биохимические анализы проводят при 37-390С?
№32 Почему для длительного хранения продуктов используют маринады, в состав которых входит кислота?
№33 Напишите константу равновесия для этих реакций
А) 2NH3(г) ↔ N2(г) + 3H2(г) ΔН = + 92,4 кДж
Б) H2(г)+ S(тв) ↔ H2S(г) ΔН = - 21 кДж
Какое из равновесий не будет смещаться при изменении давления? Почему?
Куда сдвинется каждое из равновесий при увеличении концентрации водорода? Почему?
Как надо изменить температуру, чтобы равновесие сдвинуть к продуктам реакции? Почему?
№34 Пользуясь алгоритмом (см. ниже), определите в какую сторону будет смещаться равновесие в системе:
А) 2SO2(г) + O2 (г) ↔ 2SO3(г) ΔН = -196,6 кДж При повышении концентрации сернистого газа и при повышении температуры.
Б) CO2(г) +C(тв) ↔ 2CO(г) ΔН = +172 кДж При повышении концентрации угарного газа и при повышении давления.
В) O2(г) + 2C(тв) ↔2CO(г) ΔН = -221 кДж При понижении давления и при повышении температуры.
Алгоритм. Чтобы определить в какую сторону сдвинется равновесие в системе надо:
I. Определяем, как меняется данный параметр (температура, давление или концентрация) в прямой и обратной реакции, и записать это под уравнением. Можно пользоваться условными обозначениями параметров, а стрелки вверх или вниз обычно обозначают повышение, увеличение, возрастание или наоборот.
Например: 1) в прямой реакции концентрация вещества СО (Н2, О2 и т.д.) (увеличивается, уменьшается), потому что это вещество (вступает в реакцию и расходуется; образуется в ходе реакции); в обратной реакции наоборот…
Или 2) в прямой реакции тепло (выделяется, поглощается) т.к. реакция (экзотермическая, эндотермическая), потому что (ΔН < 0, ΔН > 0). А в обратной реакции наоборот…
Или 3) в прямой реакции число газовых молекул (не изменяется, увеличивается, уменьшается), поэтому давление (не изменяется, увеличивается, уменьшается). В обратной реакции…
II. Записываем нужную фразу, выбирая из скобок подходящие по смыслу слова: «По принципу Ле Шателье
1) если повысить температуру (↑t), то система стремиться понизить температуру и для этого увеличивает скорость (прямой, обратной) реакции, равновесие при этом сдвигается в сторону (исходных веществ, продуктов реакции).
2) если увеличить концентрацию О2(Н2, СО, СО2), то система стремиться понизить эту концентрацию и для этого увеличивает скорость (прямой, обратной) реакции, и равновесие сдвигается в сторону (исходных веществ, продуктов реакции).
3) Если уменьшить давление, то система стремиться увеличить давление и для этого увеличивает скорость (прямой, обратной) реакции, и равновесие сдвигается в сторону (исходных веществ, продуктов реакции).