Введение
Расчетно-графическая работа по дисциплине: Основы проектирования городских магистралей и аэродромов, состоит в оценке интенсивности движения, пропускной способности, удобства движения, уровня загрузки схемы перекрестка, выданного преподавателем.
Данная РГР состоит из 6-ти схем:
Схема №1 - Исходные данные
Схема №2 - Пересечение опасных точек
Схема №3 - Пересечение с организацией движения и распределение интенсивности движения
Схема №4 - Пересечение с увеличенным числом полос движения и с организацией движения по перекрестку после переустройства
Схема №5 - Перекресток с круговым движением и с организацией движения
Схема №6 - Перекресток с круговым движением и распределение интенсивности движения
Исходные данные
Рисунок 1 – Исходные данные
Анализ пересечения
Определение числа, вида и степени опасности опасных точек на пересечении. На схеме №2 отображено пересечение с нанесением на нее конфликтных точек («Р» - разделение потоков, «С» - слияние потоков, «П» – пересечение потоков).
На графике 3 приведена схема пересечения с организацией движения и распределением значения интенсивности движения транспортных потоков по полосам.
Возможное количество дорожно-транспортных происшествий на отдельных опасных точках зависит от произведения интенсивности движения на них и характеризуется коэффициентом напряженности , где
– интенсивности потоков движения, подходящих к данной опасной точке.
Степень опасности всего пересечения или примыкания определяется показателем
(1)
где – число опасных точек на данном узле;
– степень опасности точек, баллы (табл. 1);
– коэффициент напряженности на данной опасной точке.
Во избежание больших цифровых значений показатель может быть уменьшен, например, в 1000 раз. Тогда
(2)
Показатель опасности движения может быть использован для сравнения и выбора вариантов пересечений и примыканий автомобильных дорог. Для определения величины ущерба от дорожно-транспортных происшествий необходимо знать вероятное число дорожно-транспортных происшествии па пересечениях и примыканиях дорог в одном уровне. Для этого может быть использован метод, разработанный Е. М. Лобановым.
В этом методе вероятное число дорожно-транспортных происшествий (в течение года) на данном пересечении или примыкании в одном уровне может быть определено по формуле
(3)
где – число опасных точек на пересечениях;
– степень опасности данной точки:
(4)
где – относительная аварийность;
– интенсивности движения потоков в данной точке;
– коэффициент годовой неравномерности движения по месяцам года.
Для вновь проектируемых дорог при заданной среднегодовой суточной интенсивности движения величина постоянна и равна 1/12.
В качестве критерия степени опасности пересечения Е. М. Лобанов предлагает определять показатель аварийности , который представляет собой отношение числа дорожно-транспортных происшествий к 10 млн. автомобилей, прошедших через данное пересечение. С учетом вышеуказанных формул
(5)
где – число дорожно-транспортных происшествий за год;
– суточная интенсивность движения на пересекающихся дорогах
Для вновь проектируемых пересечений в одном уровне показатель аварийности не должен превышать 8,0. Существующие пересечения, на которых >8, рекомендуется переустраивать для повышения безопасности движения.
Данные по интенсивности и результаты расчетов степени опасности и аварийности сведены в таблицу 1
Таблица 1 – Расчет степени опасности
Опасные точки | M | N | s, баллы | b=M×N | s×b/103 | Ki | 25/Kr×10-7 | qi | |
Разделение | Р1 | 0,0015 | 0,00003 | 0,0085 | |||||
Р2 | 0,0015 | 0,00003 | 0,0183 | ||||||
Р3 | 0,0015 | 0,00003 | 0,0021 | ||||||
Слияние | С1 | 1 350 | 0,0025 | 0,00003 | 0,0253 | ||||
С2 | 0,0025 | 0,00003 | 0,0117 | ||||||
С3 | 0,0025 | 0,00003 | 0,0051 | ||||||
Пересечение | П1 | 0,002 | 0,00003 | 0,0019 | |||||
П2 | 1 657 | 0,002 | 0,00003 | 0,0110 | |||||
П3 | 0,002 | 0,00003 | 0,0062 | ||||||
Qоп = | 6 394 | G = | 0,09 | ||||||
Ka = | 0,34 |
Пропускная способность пересечения
Для определения существующей пропускной способности пересечения анализируем практическую пропускную способность с теоретической пропускной способностью, которую принимаем равной 500, для данной категории городских улиц. Определяем уровень загрузки и необходимость применения мероприятий по увеличению пропускной способности рассматриваемого пересечения.
Таблица 2 – Пропускная способность пересечения
Направление | Интенсивность движения на полосе авт./ч. | Теоретическая пропускная способность авт./ч. | Уровень загрузки | Число полос движения | |
Существующее | Требуемое | ||||
0,68 | |||||
0,68 | |||||
0,68 | |||||
0,43 | |||||
0,43 | |||||
0,42 | |||||
0,72 | |||||
0,72 | |||||
0,72 | |||||
0,56 | |||||
0,56 | |||||
0,56 | |||||
0,42 | |||||
0,42 | |||||
0,28 | |||||
0,28 |
Существующий перекресток не обеспечивает пропуск требуемой интенсивности транспортного потока. По результатам расчета требуется увеличения числа полос движения на 1 и 3 направлении с 3х до 4х.
В стесненных городских условиях невозможно увеличить пропускную способность перекрестка путем добавления дополнительных полос движения.