Этапы и процедуры разработки программы





Подготовительный этап Оперативный этап Результативный этап
Характеристика проблемной ситуации Моделирование объекта Логический план исследования
Анализ разработанности темы Уточнение проблемной ситуации, ее логический анализ в опорных понятиях, формулирование проблем Схема понятий операциональной интерпретации, единиц и категорий анализа. Методы сбора и анализа информации
Логический анализ – выделение проблемы, цели, объекта, предмета Уточнение объекта, темы, цели, основных задач, предмета Формы выборки и задания к ней
Знакомство с объектом. Методическая подготовка к сбору информации, сбор и анализ информации Выдвижение гипотез и следствий из них Методические задания
  Уточнение задач – теоретических, методических, практических Проект организационного плана
    Проект программы, его экспертиза

Детализация этапов разработки программы исследования

Этап 1. Сбор предварительной информации для разработки программы исследования. Процедуры данного этапа:

1. Знакомство с объектом исследования.

2. Уточнение его структуры, особенностей функционирования, характера деятельности, взаимодействия с другими объектами.

3. Изучение численного (социально-демографического) состава объекта исследования.

4. Сбор адресных сведений о руководителях структурных подразделений.

5. Установление организационных контактов с лицами, заинтересованными в результатах исследования.

6. Выявление реальных проблем, трудностей, противоречий в функционировании объекта методами экспертных опросов.

Этап 2. Разработка программы исследования.

1. Формулирование и обоснование программы исследования.

2. Описание объекта и предмета исследования, определение выборки исследования.

3. Уточнение цели и задач исследования.

4. Интерпретация основных понятий.

5. Определение методов сбора, обработки и анализа социологической информации.

6. Составление плана работ.

Этап 3. Сбор социологической информации.

1. Проведение пилотажных исследований, обсуждение и утверждение, тиражирование социологического инструментария.

2. Составление, редактирование, размножение инструкций по сбору информации.

3. Установление организационных связей с руководителями структурных подразделений объекта исследования.

4. Сбор первичной социологической информации по определенной в программе методике.

5. Непосредственная и опосредованная верификация (проверка достоверности) информации.

6. Контроль организаторов за качеством и сроками выполнения работ.

Этап 4. Обработка социологической информации.

1. Систематизация собранных данных.

2. Первичная проверка собранных материалов на точность и полноту заполнения.

3. Коррекция записей в социологическом инструментарии.

4. Самоконтроль с использованием параллельных методик.

5. Классификация ответов на открытые вопросы анкет.

6. Ручная обработка материалов.

7. Статистическая обработка информации с использованием ЭВМ.

8. Сжатие информации с применением графиков, диаграмм, аналитических таблиц.

Этап 5. Анализ социологической информации и разработка рекомендаций.

1. Описание (интерпретация) собранных данных, формулирование выводов.

2. Сопоставление полученных результатов с гипотезами.

3. Оценка выводов с позиций их научной и практической значимости.

4. Разработка практических рекомендаций.

5. Обсуждение отчета.

6. Разработка плана внедрения результатов исследования.

7. Проведение научно-исследовательской конференции по итогам работы.

 

У каждого этапа своя специфика, так как на разных этапах осуществляется разная работа. Но все эти этапы взаимообусловлены и взаимосвязаны. Нельзя приступать к новому этапу, если не выполнен предыдущий. Весь материал, полученный на ранее проведенном этапе, является основой для проведения последующего этапа.

Программу исследования называют статистическим документом, ознакомившись с которым можно понять концепцию всего исследования, понять, какие вопросы особенно заинтересовали организаторов и побудили их предпринять попытку осуществить научный анализ.

Типичные ошибки и трудности в разработке программы исследования:

1. Сформулированы проблемы, не отражающие реальную ситуацию, состояние объекта, сущность проблемной ситуации. Поставлены уже решенные ранее проблемы.

2. Цель исследования не связана с выделенной проблемой, сформулирована абстрактно, не отражает специфики объекта. Не определены задачи исследования.

3. Поставленные задачи оторваны от реальных возможностей, средств исследования.

4. В ходе разработки программы не проведен анализ модели объекта в системе факторов.

5. На основе имеющихся данных трудно установить границы объекта, его состав, структуру.

6. Не обозначен предмет исследования. Дана слишком узкая или широкая его интерпретация.

7. В ходе работы над программой выяснилось, что теоретически слабо разработано предметное содержание проблемы.

8. В ходе исследования игнорируется значение его теоретической модели. Акцент полностью перенесен на анализ эмпирических показателей.

9. Смешиваются теоретический и эмпирический уровни анализа процессов.

10. Теоретическая интерпретация проводится фрагментарно. Не установлена логическая связь опорных понятий исследования.

11. В исследовании отсутствуют гипотезы.

12. При выдерживании гипотез ограничены исходные данные.

13. Не проведена теоретическая интерпретация гипотез.

14. Основная гипотеза значительно уже (шире) поставленной проблемы (основных задач) исследования.

15. Не проведена эмпирическая и операциональная интерпретация гипотез.

16. В ходе эмпирической интерпретации гипотез введен слишком широкий либо узкий круг эмпирических индикаторов.

17. Гипотеза выражает положения, не поддающиеся прямой эмпирической интерпретации.

18. Не соотнесены между собой категории и единицы анализа, не построена схема понятий операциональной интерпретации.

19. Не установлены задания к составлению методики, к процедурам, проектированию инструментария исследования.

20. В исследовании понятия используются в различных смыслах, не уточнено их содержание, отсутствует концептуальное единство исследования.

21. Нет логического плана исследования.

22. Не проведена экспертиза программы.

 

Разработка программы - весьма ответственное дело. Не стоит начинать исследование до тех пор, пока программа не будет достаточно хорошо разработана.





Читайте также:
Социальные науки, их классификация: Общество настолько сложный объект, что...
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых...
История русского литературного языка: Русский литературный язык прошел сложный путь развития...
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием ...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.143 с.