Нормативно-правовое обеспечение деятельности детского общественного объединения




Детское общественное движение: терминология

Детская общественная организация – добровольное самодеятельное и самоуправляемое объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности на основе общих целей и интересов.

К Детским общественным организациям относятся ассоциации, федерации, союзы, лиги, фонды и прочие организации. Создаются международные, национальные, региональные и другие Детские общественные организации.

Детскими признаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 (70,0%) граждан до 18 лет от общего числа членов.

 

Общественным также считается объединение, которое:

▪ создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;

▪ осуществляет социально-творческую деятельность;

▪ не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.

 

Существуют отличия общественного объединения от образовательного объединения и органов ученического самоуправления.

Достаточно часто существующие образовательные объединения учреждений дополнительного образования (учреждений культуры), а также органы ученического самоуправления в образовательных учреждениях именуются общественными объединениями. В действительности – это не одно и тоже.

Общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Образовательное объединение – форма организации образовательной деятельности детей (молодежи); способ педагогической организации деятельности детей и содержания образовательной программы (например, объединения дополнительного образования: клуб, студия, ансамбль, секция, кружок, театр).

 

Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". (Редакция подготовлена на основе изменений, внесенных Федеральным законом от 30.12.2020 N 481-ФЗ) также устанавливает основные принципы создания и деятельности общественных объединений.

В соответствии со статьей 15 данного закона «… деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах – общедоступной».

В детской общественной организации происходит приобретение ребенком опыта социальных отношений и освоение новых социальных ролей в различных сферах деятельности, на основе имеющихся представлений и знаний, идет апробация вариантов социального взаимодействия детей и взрослых.

 

Нормативно-правовое обеспечение деятельности детского общественного объединения

· Требования к оформлению детского общественного объединения:

1. Наличие уставных и программных документов, отражающих сущностные характеристики ДОО, соответствующих законодательству и принятых членами объединения на общем сборе, собрании, учредительной конференции. Существование механизма финансовой базы ДОО, созданной ее учредителями, спонсорами, родителями, членами ДОО в целях осуществления уставной и программной деятельности.

2. Наличие определенной системы ценностей, выраженной в избранной социально-экономической системе деятельности, которая реализуется в рамках данного объединения (например: скаутинг, пионерство, коммунарство, наследничество, добровольчество и т.д.).

3. Наличие руководителя, лидера, организатора детского движения – совершеннолетнего члена объединения, несущего ответственность за жизнь, здоровье, позитивное социальное становление детей и подростков перед их родителями, высшим органом ДОО, являющего идеологом и реализатором заданной социально-педагогической системы. В соответствии с документами ДОО может избираться на определенный срок.

4. Наличие определенной системы внутренних, межличностных, групповых отношений, взаимодействия. В том числе: системы управления, самоуправления, личностного роста участников программ ДОО, поручений, наград и т.д. Существование отличительных символов, ритуалов, атрибутов, присущих членам детского объединения.

5. Добровольность вступления, деятельности и выхода из объединения.

 

· Основные принципы создания и деятельности общественных объединений установлены Федеральным законом «Об общественных объединениях»:

▪ добровольность: добровольность вхождения и свобода выхода из объединения; участие молодых людей в деятельности объединения без принуждения и внешнего контроля;

▪ равноправие: все члены объединения имеют равные права независимо от того, какую должность в общественном объединении они занимают;

▪ самоуправление: деятельностью объединения руководят выборные органы самоуправления; выбор целей деятельности и путей их достижения осуществляется совместно всеми членами объединения;

▪ законность: соответствие деятельности, нравственных ориентиров действующему законодательству;

▪ гласность: открытость, публичность деятельности при безусловном учете предложений всех членов объединения.

 

 

Принципы жизнедеятельности общественного объединения:

▪ социализация: непрерывность и открытость освоения ребенком социального опыта, включение объединения в широкие социальные связи, определение своего места в социальной среде;

▪ гуманизация: признание личности и самого объединения как самоценности;

▪ демократизация: личности гарантируется осуществление ее прав и ответственности в деятельности объединения; реализация прав и обязанностей объединения в государстве и обществе;

▪ индивидуализация: учет и развитие индивидуальности личности и становление непохожести объединения;

▪ сотрудничество: субъектно-субъектные отношения в объединении и такая же форма взаимодействия объединения с государственными и общественными структурами;

▪ гармонизация: согласованность интересов личности, объединения и общества;

▪ интеграция: объединение и использование творческих потенциалов всех членов общественного объединения и благоприятных «внешних» воспитательных влияний.

Принципы устройства и функционирования детских общественных объединений:

1. Самореализация как смысл включенности личности в деятельность объединения.

2. Самоорганизация как механизм, образующий общественное объединение детей и подростков.

3. Самодеятельность как способ существования объединения.

4. Самоуправление как средство, обеспечивающее функционирование объединения.

5. Социальная реальность как содержательный источник организованной детской самодеятельности и сфера реализации детской активности.

6. Участвующая и поддерживающая функция взрослых. Ответственность взрослых за педагогические последствия организованной детской самодеятельности.

7. Возрастающая включенность детей в общественные отношения как способ становления личности в детском объединении.

 

Символы и ритуалы детского движения

Представление о нравственной основе детских общественных объединений неразрывно связано с раскрытием понятия ценности. Поэтому организатору детского движения важно знать, что представляет из себ, и какие бывают символы, ритуалы, как они складываются в традиции детского движения, чем они отличаются.

Ценности – то, что человеку особенно важно для него, чему он придает особый, положительный жизненный смысл. В деятельности детских общественных объединений ценности выражаются в форме символов, ритуалов, традиций.

Символы детского общественного объединения – предметы и действия, имеющие условный (символический) смысл и эмоциональную окраску, тесно связанные по своей сути и смыслу с целями, задачами, базовыми ценностями и принципами жизнедеятельности объединения и используемые объединением в практической деятельности для их постижения.

Чаще всего детскими общественными объединениями используются в качестве символов девиз организации, знамя, флаг, галстук, значки и эмблемы.

В случае, когда детское общественное объединение имеет разветвленную структуру, первичный коллектив может в дополнение к общей иметь и свою собственную символику, но не противоречащую и не диссонирующую с ней. Символы — важное средство формирования у участников объединения чувства гордости за принадлежность к нему.

Символика детского объединения – совокупность знаков, опознавательных примет, образов, выражающих значимую для коллектива идею, указывающих на принадлежность к какому-либо объединению, организации, значимому событию.

Ритуал детского объединения – вид обряда, сложившаяся форма символического поведения, упорядоченная система действий, выражающая определенные ценности коллектива, организации.

Ритуалы можно разделить на две группы:

1. Ритуалы, принадлежащие всей организации (например – ритуал приема/посвящения/вступления в организацию, ритуал торжественных линеек, ритуал подъема флага, вынос знамени и т.д.).

2. Ритуалы, созданные внутри первичного детского объединения (отряда, группы, бригады, звена и т.п.).

Ритуалы детского общественного объединения – действия, совершаемые в торжественных случаях в строго определенной последовательности, ярко и положительно эмоционально окрашенные. В своей жизнедеятельности детские общественные объединения используют ритуалы приема, присвоения отряду или дружине почетного имени героя, караул у знамени или памятника, отдание почестей государственным символам. Четкое и красивое выполнение ритуалов способствует формированию у подростков чувства причастности к детскому общественному объединению и его традициям, позволяет укрепить единство объединения.

Традиции детского объединения – правила, нормы, обычаи, сложившиеся в детском объединении, передающиеся и сохраняющиеся в течение длительного срока.

Условно их можно разделить на традиции-нормы (например, законы коллектива, «орлятский круг» и др.) и традиции-события.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: