Симметрия. Ритм. Основные виды композиции.




Симметрия в искусстве вообще и в изобразительном в частности берет свое начало в реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами.

Для симметричной организации композиции характерна уравновешенность ее частей по массам, по тону, цвету и даже по форме. В симметричных композициях чаще всего имеется ярко выраженный центр.

Основная черта симметричной композиции — равновесие. В искусстве С. получила распространение как один из видов гармоничной композиции. Она свойственна произведениям архитектуры (являясь непременным качеством если не всего сооружения в целом, то его частей и деталей)и декоратив-прикл. искусства. С. используется также в качестве основного приёма построения бордюров и орнаментов.

Виды симметрии: зеркальная, осевая, зеркально-осевая, винтовая.

Зеркальная. Это симметрия в которой элементы композиции расположены на одинаковом расстоянии от плоскости симметрии и при наложении друг на друга их фигуры совпадают по всем точкам, т.е. одна фигура зеркально повторяет другую.

Осевая симметрия. Это симметрия относительно оси, линии пересечения двух или большего числа плоскостей симметрии. (В осевой симметрии сам элемент должен иметь несимметричное строение!)

Зеркально-осевая или смешанная. Существует два вида такой симметрии: 1) когда в одном произведении идет совмещение и зеркальной и осевой симметрии. 2) когда берется осевая симметрия с симметричным строением элементов.

Винтовая симметрия. Элемент совершает одновременно вращательное и поступательное движение вокруг оси. (Только для объемных тел)

Наивысшей степенью симметрии обладает шар, так как в центре его пересекается бесконечное множество осей и плоскостей симметрии. Абсолютная, жесткая симметрия характерна для неживой природы (напр.снежинки). Для живых организмов характерна неполная симметрия (квазисимметрия), (напр., в строении человека).

Правилом симметрии пользовались еще скульпторы Древней Греции. Примером может служить композиция западного фронтона храма Зевса и Олимпии.

Симметричные композиции наблюдались и у греческих мастеров IV-III веков до н. э. Об этом можно судить по копиям фресок. Большое внимание правилу симметрии уделяли художники раннего Возрождения, о чем свидетельствует монументальная живопись (например, фрески Джотто). Симметричной композицией можно назвать и «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. Среди произведений, демонстрирующих возможности симметрии, можно также назвать «Обручение Марии» Рафаэля. Картина В. М. Васнецова «Богатыри» также построена на основе правила симметрии

Различные виды симметрии обладают различным воздействием на эстетическое чувство: зеркальная симметрия — равновесие, покой; винтовая симметрия вызывает ощущение движения. В симметрии очень широк диапазон возможностей и аспектов художественной выразительности. Придавая композиции торжественность, равновесие и порядок, симметрия не мешает в то же время выражению экспрессии и динамике формы.

Симметрия и асимметрия при правильном их использовании в композиции могут стать важнейшим средством решения объемно-пространственных задач и задач гармонизации форм.

Ритм. Основные виды ритма, их характеристика и использование в композиции.

Ритм – это чередование каких-либо элементов в определённой последовательности. Признаком ритма является повторяемость элементов и интервалов между ними. Ритмические повторы могут быть равномерными, на­растающими и убывающими. В зависимости от этого повторяемость может быть статической и динамической.

Ритм может быть статический и динамический. Статический ритм - порядок, при котором присутствуют простей­шие проявления ритма. В этом случае композиция состоит из элементов, повто­ряющихся через одинаковые интервалы. Динамический ритм – это ряд в перспективном увеличении или уменьшении размеров элементов, интервалов или тех и других одновременно. Может использоваться относительно к цвету, тону, форме, пластике. Возможны несколько вариантов метрических рядов:

- простой повтор одного и того же элемента с одинаковыми интервалами;

- сложный повтор, образованный сочетанием нескольких разных метриче­ских рядов.

Закономерности ряда, построенного на арифметической прогрессии: здесь постоянно сохраняется разность между двумя любыми соседними интервалами (например, ряд натуральных чисел 1,2,3,4,5,6…). Геометрическая прогрессия: здесь величина каждого последующего интервала равна величине предыдущего, умноженного на постоянное число.

Когда число элементов превышает 6 или 7, мы воспринимаем их не в отдельности, а как группу.

Ритм как свойство композиции обоснован особенностями зрительного вос­приятия. Наиболее значимыми являются размер, интервал, тон и цвет. Именно эти свойства способствуют бесчисленным вариантам образования ритмических ком­позиций. Ритм как свойство композиции характеризуется свойствами метриче­ских рядов, поэтому важно обратить внимание на правильность выбора метриче­ских рядов. Элементы могут быть простейшей геометрической формы.

3 основных вида композиции: фронтальная, объемная, объемно-пространственная.

Фронтальная. Распределение элементов по двум направлениям: вертикальному и горизонтальному. Относят плоскостные композиции и рельеф.

Объемная. Распределение элемента по координатам высоты, ширины и глубины.

Объемно-пространственная. Состоит из нескольких объемных композиций, расположенных в пространстве с определенными интервалами.

Условия от которых зависят сохранение фронтальности композиции:

1) Определенное соотношение между вертикальными и горизонтальными размерами.

2) Фронтальность зависит от силуэта плоскости.

3) Зависит от характера элементов по глубине.

4) Фактурность поверхности, цвет...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: