Глубинно-пространственная композиция используется при создании полностью оборудованного и оформленного интерьера жилого или общественного помещения, в частности жилой комнаты, фойе кинотеатра, выставочного зала, сцены театра, архитектурного ансамбля и др.
Глубинно-пространственная композиция, так же как фронтальная, объемная, строится в соответствии с действием общих, объективных закономерностей композиции, в том числе таких, как симметрия и асимметрия, ритм, целостность, наличие сюжетно-композиционного центра и др. Есть в глубинно-пространственной композиции и свои специфические закономерности, приемы и методы построения, компоновки.
Асноуныя заканамернасцi арганiзацыi рэльефнай, аб'емнай i аб'емна-прасторавай кампазiцыi.
Отличительным признаком фронтальной композиции является распределение элементов формы по отношению к зрителю в двух направлениях: вертикальном и горизонтальном. Характеризуется тем, что имеет или абсолютно плоскую форму или плоскую форму с меньшим или большим рельефом (барельефы, горельефы, неглубокие фасады зданий и т. д.). Условия, от которых зависят сохранение фронтальности композиции:
1. Определенное соотношение между вертикальными и горизонтальными размерами.
2. Фронтальность зависит от силуэта плоскости. Для фронтальной поверхности наиболее типичен прямоугольный силуэт, остальные случаи являются нетипичными. Сужение прямоугольника кверху создает впечатление наклона от зрителя, а сужение книзу — наклона вперед.
3. Фронтальность зависит от характера членений. Наиболее типичны вертикальные и горизонтальные членения. Криволинейные членения зрительно искажают плоскую поверхность, которая начинает казаться неровной, деформированной.
|
4. Зависит от характера элементов по глубине. Наиболее типичное их расположение - в одной плоскости с образованием незначительного рельефа.
5. Фактурность поверхности, цвет.
Объемная композиция представляет собой форму, развитую по всем трем пространственным координатам, воспринимаемую со всех сторон. Это скульптура, мелкая пластика, малые архитектурные формы, произведения декоративно-прикладного характера, различные утилитарные объемы, будь то посуда, мебель, средства транспорта, одежда. Выразительность и ясность восприятия объемных композиций зависят от ряда условий:
1. От вида поверхности, образующей форму, от положения (расстояния) и поворота (ракурса) формы относительно зрителя. Так, при ракурсе, открывающем сразу две стороны формы, следовательно, и грань между ними, объемность воспринимается вполне отчетливо.
2. Характер членения поверхности и массы формы.
3. В большинстве случаев для цельности и единства объемной композиции существенное значение имеет выявленность композиционного центра, подчиняющего себе остальные элементы формы. Таким центром может служить одна из поверхностей (сторон) предмета, отдельная объемная часть композиции или обособленная форма.
В объемно-пространственной композиции имеет место более сложное, чем в объемной композиции, планировочное решение. Оно основывается на разном пространственном расположении элементов. Решаются следующие композиционные задачи:
1. Выявляется общий вид геометрических пространственных форм (кубических, цилиндрических, пирамидальных и пр.).
|
2. Расположением подчеркивается статичный или динамичный характер композиции.
3. Остро сочетаются в пространстве разные пластическиеформы (объемные, плоскостные и линейные).
При успешном решении этих и подобных им задач достигается предельная выразительность построения объемно-пространственной композиции. Большое значение в этом построении имеет широкое использование разных графическо-пластических средств, в частности цвета, фактуры и рельефа.
Основные законы и средства композиции
Основными законами композиции следует назвать такие:
- общий закон целостности: Главная черта закона целостности — неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.
- общ. закон контрастов: основными к-тами в изобраз. искусстве яв-ся тоновой (светлотный) и цветовой. На их основе возникают и действуют другие виды контрастов — к-ты линий, форм, размеров, характеров, состояний. Определяя роль и значение к-тов в изо-ном да и в других видах искусства, отметим:
1) к-ты яв-ся законом композиции, представляющим собой специфическое проявление всеобщего закона диалектики — закона единства и борьбы противоположностей;
2) без к-тов нельзя создать не только произведения искусства, но даже простое изображение, в том числе линейный рисунок. К-ты — это необходимое условие для того, чтобы зритель увидел изображение, так как без них изображение сольется с фоном по тону или цвету;
|
3) к-ты создают выразительность произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой композиции;
4) к-ты в композиции выступают как композиционная сила не только с точки зрения «механики» построения, т. е. построения композиции как какой-то структуры, но и с точки зрения творческого процесса создания художественных образов. Ведь основная работа над произведением связана с проблемой определения характера контрастов в связи с созданием художественного образа.
- закон новизны: этот закон проявляет свое действие в том, что художественный образ — это всегда новое в искусстве и по форме, и по содержанию.
- общ. закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу: этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии. Он требует определения отношения размеров всех фигур к размеру картины, сюжетного центра к другим частям композиции. Соразмерность частей и элементов должна быть решена как гармоническое сочетание пропорций, чтобы произведение создавало впечатление единого целого.
- Равновеси е зависит от расположения основных масс композиции, от организации композиционного центра, от пластического и ритмического построения композиции, от ее пропорциональных членений, от цветовых, тональных и фактурных отношений отдельных частей между собой и целым и т. д. Таким образом, можно сделать вывод, что ни одно из средств и законов композиции в отдельности не создадут гармоничное произведение, так как все взаимозависимо или уравновешено. Если же в своих творческих поисках художник активнее начинает применять одно из средств для создания более выразительного художественного образа, то результатом такого подхода должна стать переоценка всего композиционного построения произведения. Может потребоваться изменение его пропорций, увеличение или, наоборот, уменьшение количества элементов композиции, пересмотр тональных и цветовых отношений и т. д.
Рассматривая живописные работы художников, замечаешь, что они привлекают в первую очередь образным раскрытием темы, сюжетом, колористическим богатством решения произведения и другими качествами, и только потом мы обращаем внимание на то, что, несмотря, например, на активную динамику построения картины, она уравновешена, ничто не вырывается за ее раму. Так, в работе К.С. Петрова-Водкина «Купание красного коня» яркое цветное пятно удерживается в картинной плоскости. «Цельность и значительность художественного решения возникла вследствие прекрасно найденной гармонии движения и статики, плоскости и глубины, контраста горячих и холодных цветов.
Действительно, если плоскость холста утверждается ровным и ярко насыщенным красным цветом коня, то глубину картины определяют не только направления линий волны и фигур заднего плана, но и контрастный к красному цвету зеленый цвет воды.
Так же гармонично решено и движение.
Конь движется вдоль холста справа налево, но, поскольку монументальный характер образа требовал определенной композиционной устойчивости, автор трактовал группу как своего рода скульптурный монумент. Останавливает движение коня вперед и откинувшаяся назад фигура мальчика, сидящего на лошади. В целом это решение группы создает большое равновесие всех элементов и частей картины, утверждая плоскость холста и нарушая ее, вводя сильное движение и нейтрализуя его, до предела насыщая картину контрастным цветом, художник достигает необычайного напряжения формы и в то же время гармонии, большой эмоциональности при пластически строгой построенности»*.
Симметрия применяется не только в плоскостных композициях, но также в объемных и объемно-пространственных. Хотя надо отметить, что в начале XX века, века скоростей, неудовлетворенности, алогичности и т. п., симметрия несколько отошла на второй план и отдала пальму первенства асимметричной композиции. Использование асимметрии позволяет более активно относиться к плоскости, на которой необходимо расположить группу или группы элементов — в зависимости от задач, стоящих перед автором. В этих случаях значительно сложнее уравновесить композицию, но для этого существуют такие изобразительные средства, как цвет и его насыщенность, форма и ее конфигурация, ориентация на плоскости, фактура, а также средства гармонизации: ритм, пропорции, контраст, нюанс и масштаб.
- частный закон жизненности требует, чтобы в произведениях искусства, где изображено движение во времени, был передан смысл движения во времени и тем самым чувство жизненности отображаемого.
- частный закон воздействия «рамы» на композицию:
1) предмет, изображенный на однородном поле близко к «раме», в результате привычки у зрителя к ощущению глубины картины (антиципации), вызванной наличием «рамы», воспринимается лежащим близко к плоскости «рамы» или даже частично слитым с ней;
2) предмет, расположенный не близко к «раме», и особенно в центральной зоне картины, воспринимается лежащим в глубине;
3) ровное плоское поле благодаря наличию «рамы» становится пространством, своеобразной «пещерой», перспективно и метрически еще совершенно неопределенной.