Л. С. Выготский (1896-1934) о структуре сознания




Высшие психические функции составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием.

Высшие психические функции (ВПФ) выражаются в формах произвольной деятельности (произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др.).

ВПФ произвольны, опосредованы, социальны.

Дополнительная информация. Активное изучение явления функциональной асимметрии полушарий головного мозга (распределение психических функций между полушариями) началось в конце 60-х гг. ХХ века и связано в первую очередь с именем американского психоневролога Р. Сперри. Вероятно, возникшая в эволюции функциональная асимметрия мозга позволила более экономно использовать пространство для обработки информации, избегая дубликата функций. В процессе эволюции произошло развитие глубокой специализации функций левого и правого полушарий. При этом сохранены определенные потенциальные возможности для компенсации одного полушария другим.

Распределение психологических функций между полушариями головного мозга человека.

Левое полушарие Правое полушарие
-отвечает за логическое мышление, анализирует факты, обрабатывает информацию последовательно по этапам (последовательное мышление) обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза); - обрабатывает вербальную информацию: отвечает за языковые способности, контролирует речь, а также способности к чтению и письму; - запоминает стихотворные строки, факты, имена, даты и их написание; - способно понимать только буквальный смысл слов того, что слышим или читаем; - планирует будущее; - контролирует движения правой половины тела; - отвечает за музыкальное образование, понимание смысла музыкальных произведений, различение ритма музыки; - отвечает за математические способности, работу с числами, формулами, таблицами; - отвечает за планирование. - отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию; позволяет ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки; - отвечает за интуицию и интуитивную оценку; -одновременно обрабатывает разнообразную информацию; - рассматривает проблему в целом, без анализа; - реализует процессы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы синтеза,а затем анализа); - специализируется на информации в символах и образах; - запоминает образы, лица, картины, позы, голоса; воспринимает совокупность черт как единое целое; - воспринимает эмоциональную окраску речи, тембр голоса, интонацию; - ориентируется в настоящем; - контролирует движения левой половины тела; - отвечает за музыкальные способности, различение мелодий, темпа и гармонии в музыке; - отвечает за воображение, фантазии и мечты; - художественное творчество и способности к изобразительному искусству; - отвечает за спонтанные, эмоциональные реакции.

Сравнительный анализ функциональной асимметрии и результатов теста Кеттэлла 16PF, показал, что люди с высокой добросовестностью G значимо чаще бывают левополушарными;

с высоким показателем богемности M значимо чаще бывают левополушарны, что удивительно.

Люди с высоким уровнем изощрённости N значимо чаще бывают правополушарными.

Люди с высоким уровнем доминантности - E значимо чаще бывают леворукими.

Бессознательное

Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета. Оставаясь психическим (отсюда ясно, что понятие психики шире, чем понятие “сознание”, “социальное”), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата.

Проблемами бессознательного наиболее активно занималась глубинная психология.

Структура человеческой психики по З. Фрейду включает в себя три основных уровня-подсистемы: сознательное, предсознательное и бесслзнательное.

- Ego — “Я”, т.е. индивидуальное сознание человека, все его мысли, чувства, планы и воспоминания; эта — центральная в большинстве случаев поведения часть души действует по принципу реальности, руководствуясь инстинктом самосохранения; - Super-Еgo — «Сверх–Я», т.е. своего рода надсознание, представляющее собой коллективный опыт тех общностей, куда включен данная личность (семьи, профессии, сословия, этноса, конфессии и т.д.); эта часть психики формируется под влиянием норм и принципов религии (грех), морали (совесть), политики и права (обязанность, долг) и других областей духовной культуры общества; для нее главное — принцип долга, отступления от которого порождают чувство вины; сверхсознание образует своего рода защитный барьер между душой личности и всеми впечатлениями реальности; причем те из них, которые противоречат воспринятыми человеком заповедям добра и зла, приличного и безобразного, не пропускаются через этот барьер в сознание, а вытесняются в нижележащую часть психики; - Id — «Оно», т.е. бессознательное в психике человека, которое управляется врожденными инстинктами, биологическими влечениями индивида; на первое место среди этих влечений Фрейд ставил половую любовь (Эрос), а на второе — страх смерти, чьей оборотной стороной выступает агрессивность (Танатос). С этой своей стороны психика подвластна принципу удовольствия, она не сдерживается ни разумом, ни моралью; зажатое между Я и Сверх-Я, бессознательное напоминает бурлящий котел, с которого бешеным давлением пара (влечением инстинктов) периодически срывает тяжелую крышку (неврозы, аффекты, стрессы).

В аналитической психологии К.Г. Юнга, так же утверждавшего, что бессознательное играет ключевую роль в душевной жизни, предложена иная структура личности. К.Г. Юнг считал, что структура психики состоит из трёх отдельных взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго является центром сферы сознания и включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность. Эго служит основой нашего самосознания.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, когда-то осознававшиеся, но теперь подавленные и забытые. К.Г. Юнг ввёл понятие комплекса, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и переживаний, вынесенных индивидуумом из личного или наследственного бессознательного опыта. Комплексы могут возникать вокруг самых обычных тем и оказывать сильное влияние на поведение. К.Г. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного уникален и доступен для осознания.

Наконец, более глубокий слой в структуре личности – коллективное бессознательное, представляющее собой хранилище латентных следов памяти человечества. В нём отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ. К.Г. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов. Архетипыврожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом; иначе говоря, это универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то объект или событие. Среди архетипов, описанных Юнгом, есть мать, ребёнок, герой, мудрец, Солнце, плут, Бог, смерть и т.д. Наиболее важные архетипы – персона (наше публичное лицо), тень (подавленная, тёмная сторона личности), анимус/анима (внутренний образ женщины в мужчине и наоборот, внутренний образ мужчины в женщине), самость (сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы).

Пример. Карл Густав Юнг Психологические аспекты архетипа матери:

«Понятие Великой Матери происходит из истории религии и охватывает самые разнообразные отпечатления типа богини-матери » Как и каждый архетип, архетип матери имеет воистину невообразимое множество аспектов. Упомяну только некоторые типичные формы: мать или бабушка конкретного человека, крестная мать или свекровь и теща, какая-либо женщина, с которой человек находится в некоторых отношениях, а также кормилица и нянька; это может быть родоначальница или представительница белой расы — в высшем, переносном смысле — богиня, особенно, мать бога, дева (как помолодевшая мать, например, Деметра и Кора), София (как мать-возлюбленная, что-то вроде типа Кибелы-Аттиса или как дочь-возлюбленная — как помолодевшая мать); цель страстного избавления (рай, Царство Божие, Небесный Иерусалим); в более широком смысле — церковь, университет, город, страна, небо, земля, лес, море и стоячая вода; материя, преисподняя, луна, в более узком смысле — к как место рождения или происхождения — пашня, сады, утес, пещера, дерево, родник, глубокий источник и др. Этот список нисколько не притязает на исчерпывающую полноту, он указывает только лишь на существенные черты архетипа матери. Его свойство суть нечто "материнское": в конечном счете магический авторитет всего женского; мудрость и духовная высота по ту сторону рассудка; нечто благостное, нечто дающее пристанище, нечто чреватое, несущее в себе что-то, подательница роста, плодородия и пропитания; место магического преосуществления и возрождения; содействующий и помогающий инстинкт или импульс; нечто потаенное и сокрытое, нечто темно-дремучее, бездна, мир мертвых, нечто заглатывающее, обольщающее и отравляющее, нечто возбуждающее страх и неизбежное... Основную противоречивость этих свойств я там сформулировал в виде оппозиции любящей и устрашающей матери… Действия материнского комплекса различны в зависимости от того, идет ли речь о сыне или дочери. Типичными воздействиями на сына являются гомосексуальность и донжуанство, а при некоторых обстоятельствах и импотенция (Здесь однако определяющую роль играет отцовский комплекс.). При гомосексуальности гетеросексуальные компоненты застревают в бессознательной форме на матери, в случае донжуанства — мужчина бессознательно разыскивает мать "в каждой бабе"…».

Архетип матери хорошо прорабатывается у девочек при игре в «дочки-матери». Даже малышки уже укладывают кукол спать, кормят мишку из ложечки. Такая на первый взгляд простая игра помогает ребенку открыть в себе материнские качества.

Этот архетип вобрал в себя всю историю материнства. При недостаточном его раскрытии женщине трудно понять своих детей, ей не интересно с ними. И наоборот, если в женщине архетип матери доминирует над остальными, то она живет жизнью детей, забывая о реализации своих возможностей и талантов.

Мать – это человек, который идет с детьми рядом, корректируя их движение по жизни, но, не проживая жизнь за них.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: