Хохлома – это народная роспись




Хохлома - старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Заволжье (селе Семино Нижегородской губернии). Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. Удивительно то, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Потом изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной. Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки.

Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень. Сюда мастера из окрестных деревень приносили свои изделия. Это было время возрождения России, наступившего после освобождения от опустошительного татаро-монгольского ига, время обновления храмов и церквей. вления храмов и церквей. бежавшим от своих хозяев крестьянам и староверам. Эта земля была бедна, и народные промыслы стали новым источником существования. Новый промысел объединил вековые традиции местных жителей и беженцев, особенно староверов.

Народный промысел развивался постоянно. Уже в конце19 века хохлома была представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. И после небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт хохломы резко вырос в различные страны. Особенно много покупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии. Даже один из немецких предпринимателей взялся за производство деревянных ложек, которые выдавал за хохлому. С началом 20 века народные промыслы пережили кризис, вызванныйМировой и гражданской войнами. Из-за этого многие мастера лишились заказов и закрыли свои мастерские. В советское время хохлома получила второе дыхание, появилось новое поколение мастеров. И теперь Хохлома "возвращается" к нам в Россию и мир.

 

Легенда о "Хохломе"

Еще совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

Изготовление "Золотой хохломы"

Россия - страна лесов. Здесь из дерева рубили и избы и богатые хоромы. Жарко пылающие в печи поленья и вставленная в светец лучина согревали и освещали избу. Сани, розвальни, дровни, телега - нехитрый транспорт, чёлны, ладьи, струги, ботики и другие речные суда - всё делали из дерева.

Самые древние письма - берестяные грамоты, писанные на кусках бересты, и самая привычная в прошлом крестьянская обувь - лапти, плетеные из внутренней части липовой коры - луба, деревянная мебель, посуда, хозяйственная утварь, детские игрушки - всё говорит нам о большой роли леса в жизни русского человека.

Богатое лесами Заволжье особенно славилось мастерами обработки дерева. Издавна из осины и липы здесь выделывали лёгкую и прочную посуду.

Дерево рубили и обтесывали топорами, распиливали на небольшие чурбаки - баклуши, теслом выдалбливали углубленные части предметов, а остальное доделывали ножом. У ложки, созданной ручными инструментами, часто не совсем правильная форма, на её поверхности ты сможешь увидеть горбинки, вмятины, ручка гранёная. Всё это - следы работы резчика, каждая его ложка - единственная, ни одна из них в точности не повторяет другую.

Посуду вытачивали и на токарном станке. Станок был ручным, водяным или приводился в движение лошадью. У посуды, сделанной на токарном станке, ровная и гладкая поверхность, геометрически правильная форма. каждая выточенная токарем ложка по форме в точности повторяет другую.

Простые миски, чашки, поставцы может выточить каждый обученный токарь. Более сложные формы - ковши - утки, ковши - петухи вытачивает не каждый мастер, а художник - умелец, человек, чувствующий законы посторения ладной, красивой формы.

Выточенные изделия с нежной, слегка розоватой поверхностью обработанного дерева называют "бельем".

Несмотря на то, что хохломские предметы сделаны из дерева, его никогда не видно, а золотистая поверхность или узоры на цветном фоне изделий отливают мягким металлическим блеском.

Золото - благородный красивый материал - редко встречается в природе. Из золота уже в очень давние времена создавали украшения и посуду. В России она подавалась на богатых царских трапезах и боярских пирах. Кроме того, сусальным или творёным золотом расписывали крашеную, чаще всего красным цветом посуду.

Сусальным называют очень тонкие листочки этого металла, которые осторожно приклеивают на заранее отмеченные места, а творёным - мелкий золотой порошок, разведенный специальным раствором. Его наносили, как краску, кистью. Эти приемы были известны иконописцам и миниатюристам - мастерам, украшавшим рисунками и орнаментами рукописные книги. Предметы и иконы, позолоченные таким образом, были дешевле изготовленных целиком из золота.

Мастера - иконописцы изобрели ещё один способ "дешевой"позолоты: они покрывали олифой - варёным льняным маслом - листочки серебра и серебряный, приклеенный к поверхности иконы. Желтая пленка, высохшей олифы на серебре была очень похожа на золото. Крестьянские мастера олифой стали покрывать не серебро, а олово - серебристый, довольно часто встречающийся металл. Так и появилась на крестьянском столе золотистая хохломская посуда.

Золотистый, красный и черный - такое сочетание цветов Вы можете встретить на многих предметах древнерусского прикладного искусства и произведениях народных мастеров. Для "хохломы" эти цвета особенно важны: красный придает теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный усиливает его сияние. Кроме того, круглые поверхности предметов не имеют резких контуров и рассеивают свет.

 

Хохломские узоры.

Знакомый трехлапый мохнатый листик, трогательная звездочка цветка, изогнутая веточка и, конечно, она - маленькая капелька лесной сладости - земляничка.

Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевику, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды - и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому. В этом разнообразии орнаментных мотивов проявляются и богатство творческого воображения художника, и его мастерство, и его наблюдательность.

Хохломские изображения декоративны - они в самом общем виде передают красоту живой жизни. Это орнаменты - украшения предметов. И поэтому впечатление постоянной текучести и переменчивости жизни художники создают изменением своего орнаментального мотива.

Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько. Самый любимый и стародавний из них - "травный орнамент", или просто "травка". Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше - кустиком. "Травка" отдаленно напоминает жительницу заливных лугов, прибрежий озер и рек осоку. Один из видов этого орнамента так и называется "осочка". Но все-таки напоминает он эту живую травку очень отдаленно, или, как говорят художники, форма настоящей травки в этом орнаменте обобщена - художником сохранены только самые общие и главные её признаки.

Травка обычно пишется красным и черным цветом. Её основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берется много краски, и она ложится плотно на поверхность предмета. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнуться от ветра. Тонкие и частые штрихи - травинки по сторонам основного кустика и бусины - ягодки на длинных стебельках делают эту роспись особенно живой и изящной.

"Травка" - самостоятельный тип росписи, но она - обязательная часть любого растительного орнамента "хохломы". Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной, зеленой или желтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок. Такой орнамент тоже называется "травным", или именем ягодки или цветка.

Словно огненное колесо, катится по дну чаш красивейший орнамент "пряник".

Хохломские росписи украшают предметы - чаши, ковши, вазы, округлые тулова которые ка бы сами подсказывают художнику, куда изогнуть веточку, где рассыпать ягоды. Мы говорим: роспись подчинена форме предмета.

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохранают сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: