Понятие стилизации и стиля




В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действи­тельность и внести в нее свои мыс­ли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стили­зацией.

Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объек­тов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых от­ношений.

В декоративном искусстве сти­лизация - метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобрета­ет признаки повышенной декора­тивности и воспринимается свое­образным мотивом узора.

Прежде чем говорить о различ­ных способах стилизации, имеет смысл обратиться к сути термина «стиль».

В ходе исторического процесса определенные черты, свойствен­ные целым историческим эпохам, отрабатывались, доводились до со­вершенства, таким образом возни­кали исторические стили.

Стиль - наиболее общая катего­рия художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития. Стиль выражает суть, уникаль­ность художественного творчества в единстве всех его компонентов, содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи. Художник А. Дерен считал, что «стиль - это постепенный переход от человека к действительности и обратно».

Чаще всего стиль определяют как систему внутренних связей между всеми компонентами твор­ческого процесса, содержанием и формой, колоритом и техникой вы­полнения, пространственными по­строениями. Если сравнить стиль и манеру, то манера - это особен­ные черты творческого процесса, а стиль - его конечный результат, обязательный синтез, целостность всех компонентов художественно­го произведения.

Такие изобразительные сред­ства композиции, как пространственный объем, цвет, линия, фак­тура, благодаря определенной орга­низации художником, приобрета­ют индивидуальный характер и, следовательно, стилевую окраску.

Стиль произведения несет в себе черты стиля эпохи, которые транс­формируются на индивидуальном уровне творчества конкретного че­ловека.

Стиль произведения возникает, когда в мышлении художника про­исходит творческая работа, в ре­зультате которой изображаемый объект приобретает новую реаль­ность, отличную от обыденной дей­ствительности и превосходящую ее силой впечатления; когда в при­родную окраску предмета влива­ются цветовые оттенки чувств, а динамика форм передает движе­ние мысли автора.

Порой произведения великих творцов выходят за рамки конкрет­ного исторического стиля, и тогда мы говорим о стиле Модильяни, Пикассо и т.д.

Многие художники овладевали копировальной грамотой, но не все из них остались в истории изоб­разительного искусства.

Из истории искусств известно, что импрессионистической манерой письма владели многие художники, но картины только некоторых из них остались неповторимыми, так как кроме умения видеть по-новому, их авторам присуще и мастерство нова­торского изображения, имеющего свои характерные особенности.

Стилизацию можно подразде­лить на два вида:

а) внешняя поверхностная, не имеющая индивидуального харак­тера, а предполагающая наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного сти­ля (например, декоративное пан­но, выполненное с использовани­ем приемов хохломской росписи);

б) декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, де­коративное панно, подчиненное сре­де интерьера, сложившегося ранее).

Декоративная стилизация отли­чается от стилизации вообще сво­ей связью с пространственной сре­дой. Поэтому для полной ясности вопроса рассмотрим понятие деко­ративности.

Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения, которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предмет­но-пространственной средой, для которой оно предназначено. В этом случае отдельное произведение за­думывается и осуществляется как элемент более широкого компози­ционного целого.

Можно сказать, что стиль - это художественное переживание вре­мени, а декоративная стилиза­ция - художественное пережива­ние пространства.

Для декоративной стилизации характерно абстрагирование­ - мысленное отвлечение от несуще­ственных, случайных с точки зре­ния художника признаков с целью заострения внимания на более зна­чимых, отражающих суть объекта деталях.

При декоративной стилизации изображаемого объекта необходи­мо стремиться, чтобы композиция отвечала принципу архи­тектоничности, т.е. нужно выстра­ивать систему связей отдельных частей и элементов в единую цело­стность произведения.

Роль стилизации как художе­ственного метода в последнее время возросла, так как увеличи­лась потребность людей в созда­нии стилистически цельной, эсте­тически значимой окружающей среды.

Стилизация в натюрморте

Жанр натюрморт наиболее по­казателен и многообразен в плане изучения признаков декоративной стилизации. В нем работали мно­гие большие мастера, и история мирового искусства дает нам мно­жество разнообразных по своей стилистике образцов декоративно­го натюрморта.

Натюрморт - жанр изобрази­тельного искусства, показывающий различные предметы, организован­ные в единую группу. Специфика жанра подразумевает повышенное внимание художника к структуре объемов, фактуре поверхности пред­метов и характеру их простран­ственных соотношений.

Рассмотрим, как решали эти вопросы художники, работавшие в декоративной манере. Автор мо­жет создать в натюрморте слож­ный образ, имеющий определенное значение, как, например, петро­градские натюрморты К. Петрова-­Водкина, обостренные по поста­новке и композиции, включающие в себя философское осмысление современности.

Мастера фовизма (А. Матисс, А. Дерен) шли по пути выявления декоративно-экспрессионистичес­ких возможностей цвета и факту­ры, используя активные сочетания основных цветов и сочные фактур­ные мазки.

Для натюрмортов А. Лентулова, Р. Фалька, Н. Гончаровой характе­рен культ единства формы и цвета, процесс интерпретации, стилиза­ции натуры в их натюрмортах идет в этом направлении.

Представители кубизма (П. Пи­кассо, Ж. Брак) стремились утвер­дить новые методы передачи про­странства и формы, используя аналитический способ изображе­ния предметов разложением их на простейшие геометрические объ­емы, «вскрывая» их внутреннюю структуру. Цвет в натюрмортах кубистов, выделяя отдельные гра­ни предмета, одновременно и уси­ливает, и дробит объем, придавая холстам декоративное начало и превращая их в красочные плос­костные панно. Пикассо создал се­рию натюрмортов, в которых стре­мился к чистоте простейших форм, максимально упрощая предметы. Он изобрел строго организованную систему плоских цветовых пятен, взаимосвязанных и тщательным образом распределяемых на плос­кости холста. Использование мо­дификаций в виде фактурных пя­тен приводили к дополнительным цветовым эффектам. Фовисты, протестуя против худо­жественных традиций XIX В., созда­вали колористические контрасты интенсивных пятен и острые ком­позиционные ритмы, часто обраща­ясь к «примитивному», а также средневековому и восточному искус­ству.

Натюрморты Матисса - одно­го из лидеров фовизма - отличают­ся изысканной нарядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов и полной компо­зиционной и декоративной сопод­чиненностью всех компонентов.

Декоративные натюрморты И.Машкова были созданы под вли­янием кубистов и фовистов. Худож­ник активно применяет цветовые и фактурные средства, передавая пластическую жизнь предмета в среде, преувеличивает размеры объектов для достижения эффек­та зрелости, тяжести цветового плода, пользуется экспрессией контурного рисунка и сочной манерой письма.

Как и Машков, для утвержде­ния декоративности Б. Кустодиев использует в натюрмортах сочета­ния чистых открытых цветов: жел­того, красного, синего, зеленого. Он писал: «... Если меня что и при­влекает, так это декоративность. Композиция и картина, написан­ная не натурально, а условно ­красиво».

Очень декоративны празднич­ные по колориту натюрморты М. Сарьяна, находившегося под влиянием А. Матисса и П.Гогена. «Необходимо побороть в себе шко­лу, серую и навязчивую, и найти свою собственную технику, не пользуясь чужим. Я стал искать прочные простые формы и краски для передачи живописного суще­ства действительности. Моя цель - ­простыми средствами, избегая вся­кой нагроможденности, достигнуть наибольшей выразительности, в частности, избавиться от компро­миссных полутонов», - утверждал художник. В творческом методе М. Сарьяна отразились некоторые принципы средневековой армянс­кой миниатюры и монументальной живописи, обобщенного силуэтно­го рисунка.

Много работавший в области натюрморта А. Куприн близок к кубистам: натура изображается у него так, чтобы была ясна ее гео­метрическая первооснова. Пред­меты выполнены упрощенно, схе­матично. Контуры и объемы их предельно лаконичны. Художник нарушает формы предмета, сжи­мает, пользуется большими плоскостями, планы наслаиваются друг на друга, лишь намекая на глуби­ну. Стремление к обобщению свойственно натюрмортам А. Куприна и в цветовом решении картины, ее общая гармония устанавливается заранее, подчиняя все. Декоратив­ность и преднамеренная плоско­стность композиции, чистые, иног­да несколько утрированные цвета, резкое упрощение контура, про­стота форм - качества, которые в синтезе работают на стиль автора

Чтобы в декоративном натюр­морте состоялась стилизация, он должен отвечать не только услов­ностям, характерным для декора­тивного искусства, а быть выстроенным в едином плане, Т.е. все изоб­ражаемые объекты, как и все изоб­разительные средства - линия, фактура, цвет - должны работать на утверждение одного композици­онного принципа, одной главен­ствующей идеи.

Натюрморт может быть декора­тивным за счет изменения формы объектов, использования актив­ных цветовых контрастов, введе­ния декоративного контура и др. Но в нем не будет стиля, если не возникнет цельность всех компо­нентов.

Любая постановка натюрмор­та на чем-то строится: либо на вертикали доминирующего кув­шина, либо на выразительности декоративного задника-подноса, либо на своеобразной красоте бу­кета цветов, т.е. обязательно есть что-то главное, привлекающее внимание, вокруг которого все располагается. Это главное нуж­но вычленить, сделать на нем ак­цент, может быть, утрировав его пластику, подчинить этому ос­новному объекту все остальное в композиции.

Стилизация может идти по пути предельного упрощения и доведе­ния до предметных символов, а мо­жет, наоборот, за счет усложнения формы и активного наполнения изображения декоративными элементами, если это созвучно основ­ной идее построения композиции.

Можно построить натюрморт на плавной тягучей пластике силуэтов кувшинов и драпировок и на введении такого же типа декора, исполь­зуя нежные пастельные цветовые сочетания и мягкий ненавязчивый рисующий контур. А можно взять за основной композиционный прин­цип рубленые прямоугольные фор­мы с динамикой линий и контраст­ными цветовыми сочетаниями, наполняя их упрощенным геомет­рическим декором.


Ход работы

 

Данный творческий проект представляет собой триптих на тему: Декоративный натюрморт «Народные мотивы». Работы размером 38 на 38 выполнены в технике гуаши.

После определения темы творческого проекта можно была начата разработка эскизов. Декоративные натюрморты было решено связать между собой темой музыкального искусства.

Далее были выполнены зарисовки различных музыкальных инструментов.

После эскизного поиска различных вариантов композиций было принято решение составить натюрморты из русских народных инструментов. Из исполненных вариантов эскизов были выбраны три сюжета для их дальнейшей разработки. Это натюрморты с гуслями, гармошкой и балалайкой. Далее велся поиск технического решения, для выполнения проекта была выбрана техника гуашь на цветном картоне.

После завершения этапа поиска к каждой композиции был выполнен картон. Придуманные натюрморты в итоговом варианте были перенесены с картона на цветные листы и исполнены в выбранной технике.

Все три композиции объединены единой темой, теплой цветовой гаммой и стилистикой. Предметы в натюрмортах имеют округленные и пластичные очертания. Работы выполнены на картоне горчичного цвета. Крупные предметы были разделены на части и все элементы композиции объединяет черно-коричневый контур. В цветовой гамме работ присутствуют такие цвета как коричневый, охра, жёлтый, рыжий, красный, белый и оттенки, полученные путем их смешивания.

На композиционным центром является гусли. В композицию так же включены домбра, жалейка, дудочка.

Композиция центральной работы с гармошкой включает в себя бубен, ложки, трещотки, бубенцы.

На третьей работе балалайку дополняют клавесин, колокольчики, дудочки.

Исполненные работы оформлены в паспарту бежевого цвета и коричневые рамы.


Заключение

 

Исполнение проекта весомо обогатило творческий опыт в работе с декоративной композицией. Работа над декоративным натюрмортом – это возможность создать воображаемый образ предметов. Главным в данном проекте стало создание гармоничной композиции из народных инструментов в сочетании с народной росписью.

Сегодня народное искусство хоть и вызывает интерес у многих людей, но находится под угрозой утраты его традиций. Необходимо привлечь внимание к современному состоянию народного искусства, традиционных художественных промыслов. Народное искусство — это часть духовной культуры, национальное богатство и народное достояние России.

 


Литература

 

1. https://books.academic.ru/book.nsf/61078773/Народное+искусство+России

2. https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/6357286/

3. https://kis-tochka.ucoz.ru/publ/3-1-0-14

4. https://fb.ru/article/138234/narodnyie-instrumentyi-russkie-narodnyie-instrumentyi-russkie-narodnyie-muzyikalnyie-instrumentyi

5. https://www.moi-detsad.ru/zanatia/zanatia4776.html

6. https://folkinst.narod.ru/


7.

Приложение

 

Поисковые эскизы

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговые работы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: