В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией.
Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.
В декоративном искусстве стилизация - метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора.
Прежде чем говорить о различных способах стилизации, имеет смысл обратиться к сути термина «стиль».
В ходе исторического процесса определенные черты, свойственные целым историческим эпохам, отрабатывались, доводились до совершенства, таким образом возникали исторические стили.
Стиль - наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития. Стиль выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех его компонентов, содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи. Художник А. Дерен считал, что «стиль - это постепенный переход от человека к действительности и обратно».
Чаще всего стиль определяют как систему внутренних связей между всеми компонентами творческого процесса, содержанием и формой, колоритом и техникой выполнения, пространственными построениями. Если сравнить стиль и манеру, то манера - это особенные черты творческого процесса, а стиль - его конечный результат, обязательный синтез, целостность всех компонентов художественного произведения.
|
Такие изобразительные средства композиции, как пространственный объем, цвет, линия, фактура, благодаря определенной организации художником, приобретают индивидуальный характер и, следовательно, стилевую окраску.
Стиль произведения несет в себе черты стиля эпохи, которые трансформируются на индивидуальном уровне творчества конкретного человека.
Стиль произведения возникает, когда в мышлении художника происходит творческая работа, в результате которой изображаемый объект приобретает новую реальность, отличную от обыденной действительности и превосходящую ее силой впечатления; когда в природную окраску предмета вливаются цветовые оттенки чувств, а динамика форм передает движение мысли автора.
Порой произведения великих творцов выходят за рамки конкретного исторического стиля, и тогда мы говорим о стиле Модильяни, Пикассо и т.д.
Многие художники овладевали копировальной грамотой, но не все из них остались в истории изобразительного искусства.
Из истории искусств известно, что импрессионистической манерой письма владели многие художники, но картины только некоторых из них остались неповторимыми, так как кроме умения видеть по-новому, их авторам присуще и мастерство новаторского изображения, имеющего свои характерные особенности.
Стилизацию можно подразделить на два вида:
а) внешняя поверхностная, не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно, выполненное с использованием приемов хохломской росписи);
|
б) декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее).
Декоративная стилизация отличается от стилизации вообще своей связью с пространственной средой. Поэтому для полной ясности вопроса рассмотрим понятие декоративности.
Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения, которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно-пространственной средой, для которой оно предназначено. В этом случае отдельное произведение задумывается и осуществляется как элемент более широкого композиционного целого.
Можно сказать, что стиль - это художественное переживание времени, а декоративная стилизация - художественное переживание пространства.
Для декоративной стилизации характерно абстрагирование - мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях.
При декоративной стилизации изображаемого объекта необходимо стремиться, чтобы композиция отвечала принципу архитектоничности, т.е. нужно выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения.
Роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды.
|
Стилизация в натюрморте
Жанр натюрморт наиболее показателен и многообразен в плане изучения признаков декоративной стилизации. В нем работали многие большие мастера, и история мирового искусства дает нам множество разнообразных по своей стилистике образцов декоративного натюрморта.
Натюрморт - жанр изобразительного искусства, показывающий различные предметы, организованные в единую группу. Специфика жанра подразумевает повышенное внимание художника к структуре объемов, фактуре поверхности предметов и характеру их пространственных соотношений.
Рассмотрим, как решали эти вопросы художники, работавшие в декоративной манере. Автор может создать в натюрморте сложный образ, имеющий определенное значение, как, например, петроградские натюрморты К. Петрова-Водкина, обостренные по постановке и композиции, включающие в себя философское осмысление современности.
Мастера фовизма (А. Матисс, А. Дерен) шли по пути выявления декоративно-экспрессионистических возможностей цвета и фактуры, используя активные сочетания основных цветов и сочные фактурные мазки.
Для натюрмортов А. Лентулова, Р. Фалька, Н. Гончаровой характерен культ единства формы и цвета, процесс интерпретации, стилизации натуры в их натюрмортах идет в этом направлении.
Представители кубизма (П. Пикассо, Ж. Брак) стремились утвердить новые методы передачи пространства и формы, используя аналитический способ изображения предметов разложением их на простейшие геометрические объемы, «вскрывая» их внутреннюю структуру. Цвет в натюрмортах кубистов, выделяя отдельные грани предмета, одновременно и усиливает, и дробит объем, придавая холстам декоративное начало и превращая их в красочные плоскостные панно. Пикассо создал серию натюрмортов, в которых стремился к чистоте простейших форм, максимально упрощая предметы. Он изобрел строго организованную систему плоских цветовых пятен, взаимосвязанных и тщательным образом распределяемых на плоскости холста. Использование модификаций в виде фактурных пятен приводили к дополнительным цветовым эффектам. Фовисты, протестуя против художественных традиций XIX В., создавали колористические контрасты интенсивных пятен и острые композиционные ритмы, часто обращаясь к «примитивному», а также средневековому и восточному искусству.
Натюрморты Матисса - одного из лидеров фовизма - отличаются изысканной нарядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов и полной композиционной и декоративной соподчиненностью всех компонентов.
Декоративные натюрморты И.Машкова были созданы под влиянием кубистов и фовистов. Художник активно применяет цветовые и фактурные средства, передавая пластическую жизнь предмета в среде, преувеличивает размеры объектов для достижения эффекта зрелости, тяжести цветового плода, пользуется экспрессией контурного рисунка и сочной манерой письма.
Как и Машков, для утверждения декоративности Б. Кустодиев использует в натюрмортах сочетания чистых открытых цветов: желтого, красного, синего, зеленого. Он писал: «... Если меня что и привлекает, так это декоративность. Композиция и картина, написанная не натурально, а условно красиво».
Очень декоративны праздничные по колориту натюрморты М. Сарьяна, находившегося под влиянием А. Матисса и П.Гогена. «Необходимо побороть в себе школу, серую и навязчивую, и найти свою собственную технику, не пользуясь чужим. Я стал искать прочные простые формы и краски для передачи живописного существа действительности. Моя цель - простыми средствами, избегая всякой нагроможденности, достигнуть наибольшей выразительности, в частности, избавиться от компромиссных полутонов», - утверждал художник. В творческом методе М. Сарьяна отразились некоторые принципы средневековой армянской миниатюры и монументальной живописи, обобщенного силуэтного рисунка.
Много работавший в области натюрморта А. Куприн близок к кубистам: натура изображается у него так, чтобы была ясна ее геометрическая первооснова. Предметы выполнены упрощенно, схематично. Контуры и объемы их предельно лаконичны. Художник нарушает формы предмета, сжимает, пользуется большими плоскостями, планы наслаиваются друг на друга, лишь намекая на глубину. Стремление к обобщению свойственно натюрмортам А. Куприна и в цветовом решении картины, ее общая гармония устанавливается заранее, подчиняя все. Декоративность и преднамеренная плоскостность композиции, чистые, иногда несколько утрированные цвета, резкое упрощение контура, простота форм - качества, которые в синтезе работают на стиль автора
Чтобы в декоративном натюрморте состоялась стилизация, он должен отвечать не только условностям, характерным для декоративного искусства, а быть выстроенным в едином плане, Т.е. все изображаемые объекты, как и все изобразительные средства - линия, фактура, цвет - должны работать на утверждение одного композиционного принципа, одной главенствующей идеи.
Натюрморт может быть декоративным за счет изменения формы объектов, использования активных цветовых контрастов, введения декоративного контура и др. Но в нем не будет стиля, если не возникнет цельность всех компонентов.
Любая постановка натюрморта на чем-то строится: либо на вертикали доминирующего кувшина, либо на выразительности декоративного задника-подноса, либо на своеобразной красоте букета цветов, т.е. обязательно есть что-то главное, привлекающее внимание, вокруг которого все располагается. Это главное нужно вычленить, сделать на нем акцент, может быть, утрировав его пластику, подчинить этому основному объекту все остальное в композиции.
Стилизация может идти по пути предельного упрощения и доведения до предметных символов, а может, наоборот, за счет усложнения формы и активного наполнения изображения декоративными элементами, если это созвучно основной идее построения композиции.
Можно построить натюрморт на плавной тягучей пластике силуэтов кувшинов и драпировок и на введении такого же типа декора, используя нежные пастельные цветовые сочетания и мягкий ненавязчивый рисующий контур. А можно взять за основной композиционный принцип рубленые прямоугольные формы с динамикой линий и контрастными цветовыми сочетаниями, наполняя их упрощенным геометрическим декором.
Ход работы
Данный творческий проект представляет собой триптих на тему: Декоративный натюрморт «Народные мотивы». Работы размером 38 на 38 выполнены в технике гуаши.
После определения темы творческого проекта можно была начата разработка эскизов. Декоративные натюрморты было решено связать между собой темой музыкального искусства.
Далее были выполнены зарисовки различных музыкальных инструментов.
После эскизного поиска различных вариантов композиций было принято решение составить натюрморты из русских народных инструментов. Из исполненных вариантов эскизов были выбраны три сюжета для их дальнейшей разработки. Это натюрморты с гуслями, гармошкой и балалайкой. Далее велся поиск технического решения, для выполнения проекта была выбрана техника гуашь на цветном картоне.
После завершения этапа поиска к каждой композиции был выполнен картон. Придуманные натюрморты в итоговом варианте были перенесены с картона на цветные листы и исполнены в выбранной технике.
Все три композиции объединены единой темой, теплой цветовой гаммой и стилистикой. Предметы в натюрмортах имеют округленные и пластичные очертания. Работы выполнены на картоне горчичного цвета. Крупные предметы были разделены на части и все элементы композиции объединяет черно-коричневый контур. В цветовой гамме работ присутствуют такие цвета как коричневый, охра, жёлтый, рыжий, красный, белый и оттенки, полученные путем их смешивания.
На композиционным центром является гусли. В композицию так же включены домбра, жалейка, дудочка.
Композиция центральной работы с гармошкой включает в себя бубен, ложки, трещотки, бубенцы.
На третьей работе балалайку дополняют клавесин, колокольчики, дудочки.
Исполненные работы оформлены в паспарту бежевого цвета и коричневые рамы.
Заключение
Исполнение проекта весомо обогатило творческий опыт в работе с декоративной композицией. Работа над декоративным натюрмортом – это возможность создать воображаемый образ предметов. Главным в данном проекте стало создание гармоничной композиции из народных инструментов в сочетании с народной росписью.
Сегодня народное искусство хоть и вызывает интерес у многих людей, но находится под угрозой утраты его традиций. Необходимо привлечь внимание к современному состоянию народного искусства, традиционных художественных промыслов. Народное искусство — это часть духовной культуры, национальное богатство и народное достояние России.
Литература
1. https://books.academic.ru/book.nsf/61078773/Народное+искусство+России
2. https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/6357286/
3. https://kis-tochka.ucoz.ru/publ/3-1-0-14
4. https://fb.ru/article/138234/narodnyie-instrumentyi-russkie-narodnyie-instrumentyi-russkie-narodnyie-muzyikalnyie-instrumentyi
5. https://www.moi-detsad.ru/zanatia/zanatia4776.html
6. https://folkinst.narod.ru/
7.
Приложение
Поисковые эскизы
Итоговые работы