ИСТОКИ ОБРАЗА СНЕГУРОЧКИ
В ЯЗЫЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СЛАВЯН
Выполнили: ЦапкоДария и Степанова Ариана
Ученицы 8 «а» класса
Руководитель: Комендантова Марина Викторовна
Оренбург,2018 г.
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Дочь Мороза. Героиня пьесы А. Н. Островского……………………..….6
3. Образ Костромы. Внучка Мороза…………………………………………7
4. Символ застывших вод……………………………………………….……10
5. Снегурочка в современной культуре……………………………...………11
6. Заключение………………………………………………………………….13
7. Список используемой литературы………………………………………..14
Введение
Цель работы: проанализировать варианты происхождения Снегурочки,больше опираясь на славянскую языческую культуру.
Задачи:
- рассмотреть Снегурочку как персонажа, проследить ее образ;
- проанализировать все возможные теории, даже если некоторые из них со славянской культурой будут связаны только косвенно;
- рассмотреть современный образ Снегурки.
Данная работа позволит больше узнать ополюбившейся с детстваспутнице Деда Мороза.
Мы выбрали эту тему, потому что нам она показалась наиболее интересной — подобные темы всегда имеют достаточное количество информации для анализа, привносят с этими знаниями в нашу жизнь что-то новое. И, конечно же, чтобы наконец узнать кем приходится снежная красавица Деду Морозу.
Актуальность. В современном мире теперь принято превозносить старинные произведения, иногда видоизмененные. Снегурка вошла в нашу жизнь с праздником Нового годаи стала его символом. Не один русский ребенок не может помыслит свой праздник без Деда Мороза и верной его спутницы Снегурки.
Образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в северных сказках. В записанном исследователями русском фольклоре XIX века Снегурочка фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.
Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.
Порожденная творчеством русского народа сказка о Снегурочке — явление уникальное во всем мировом сказочном творчестве. В русской народной сказке «Снегурочка» нет ни одного отрицательного персонажа! Такого нет ни в одной другой русской сказке и в сказках иных народов мира.
Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки. Такова версия многих источников, однако при подготовке работы нам удалось найти теории о славяно – арийском ее происхождении.
Этот образ крайне загадочен. Как таковой он отсутствует в пантеоне славянских богов (по крайней мере, в дошедшем до нас виде) и не имеет аналогов в мифологии других народов. Этот уникальный образ встречается лишь в русском фольклоре.
По вопросу о происхождении Снегурочки существуют четыре версии, причем первая и вторая взаимосвязаны.
1. Дочь Мороза. Героиня пьесы А. Н. Островского
2. Образ Костромы. Внучка Мороза
3. Символ застывших вод
Образ Снегурки известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский). Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Здесь обнаруживается связь с календарным (купальским) обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета…
Дочь Мороза. Героиня пьесы А. Н. Островского
Первоначальное исследование народных сказок о Снегурке провел А. Н. Афанасьев (см. второй том его труда «Поэтические воззрения славян на природу», 1867 год).
Под влиянием сведений о сказочной снежной девочке, полученных от Афанасьева, в 1873 году А. Н. Островский пишет поэтическую пьесу «Снегурочка».
В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Славянской Богиней Снегурочку сделал в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги. Наша божественная русская Снегурочка возникла как литературный персонаж.
В ней Снегурочка предстаёт как дочь славянских богов Деда Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время праздничного ритуала почитания вступающего в свои права славянского бога весеннего солнца Ярилы в День весеннего равноденствия (в день начала астрономической весны, который у наших древних предков-язычников был и первым днем Нового года).
Позже писатели и поэты превратили Снежевиночку во внучку.
Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.