|
У.: Здравствуйте, ребята. Я вижу, вы принесли рисунки, давайте их посмотрим. Что вы на них изобразили?
Д.: Утро, музыку утра.
У.: Хорошо, очень похоже. /Не похоже
Давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке.
Д.: Мы говорили о музыке утра.
У.: Кто-нибудь может назвать фамилии композиторов, музыка которых звучала на прошлом уроке?
Д.: П.Чайковский, Э.Григ
У.: Молодцы! Музыка П.И. Чайковского и Э.Грига звучала на прошлом уроке.
Может кто-то назовет произведение этих авторов?
У.: Посмотрите на эту фотографию Челябинска, какое время суток изображено?
Д.: Вечер.
У.: Почему вы так решили?
Д.: Нет солнца, на улице темнеет…
У.: Я не просто так показала вам эту фотографию. В ней кроется тема нашего сегодняшнего урока. Как вы думаете, как она может называться?
Д.: Вечер..
У.: Да, мы говорили про вечер, но не только. Вспомните, на прошлом уроке вы слушали музыку утра, так что у нас будет связано с вечером?
Д.: Музыка.
У.: Верно. Так и назовем нашу тему: «Музыка вечера». Мы с вами еще ничего не слушали, но я уверена, что вы знаете несколько вечерних песен. Кто скажет, какие песни исполняются вечером, перед сном? (Эти песни поет мама своему ребенку, когда его укладывает.)
Д.: Колыбельная.
У.: Верно. Колыбельную можно узнать сразу - по одной лишь интонации. Какая музыка в колыбельных: спокойная, убаюкивающая или громкая и быстрая?
Д.: Спокойная, тихая…
У.: Давайте с вами споем колыбельную песню. Я думаю, кто-нибудь из вас ее точно знает, это «Колыбельная медведицы» из мультфильма про медвежонка Умку. Я вам сейчас спою, кто знает слова, мне помогут.
Исполнение (распевание). Указать на незнакомое слово во 2 куплете (бригантина).
У.: Хорошо. А сейчас, послушайте, как услышали и выразили в стихах музыку вечера русские поэты: Афанасий Фет и Иван Никитин.
«Летний вечер тих и ясен; Посмотри, как дремлют ивы; Запад неба бледно-красен, И реки блестят извивы.» А. Фет.
А стихотворение Ивана Никитина нам прочитает один из вас, кто желает?
Р.: «В синем небе плывут над полями Облака с золотыми краями; Чуть заметен над лесом туман, Тёплый вечер прозрачно-румян.»
У.: Так писали поэты! А вот композитор Арам Ильич Хачатурян написал музыкальную пьесу на тему вечерней музыки. Послушаем ее. Как мы сидим при слушании?
Д.: Удобно, никому не мешаем.
Слушание: Арам Хачатурян «Вечерняя сказка».
У.: О чем рассказала вам эта музыка? Какие слова, наиболее точно выражают настроение вечернего пейзажа?
Д.: Задумчивое, грустное …
У.: А мы можем сказать, что характер музыки был волшебный, сказочный?
Д.: Да.
У.: Мы знаем настроение произведения, что оно написано к вечернему времени суток, как бы вы его назвали?
Д.: Предполагаемые ответы детей.
У.: Хорошо, я думаю здесь подойдет название «Вечерняя сказка», согласны?
Д.: Да.
У.: Давайте немного отдохнем и разомнемся.
Вечер зимний в небе синем (встать) Звезды синие зажег (подняться на носочках, потянуться) Ветви сыплют синий иней (потряхивая руками, потихоньку сесть) На приснеженный ледок.
У.: Отдохнули? Вам задание! Назовите добрые слова, которые мы говорим близким людям в течение дня.
Д.: Доброе утро, Добрый вечер, Спокойной ночи, Добрый день и. т.д.
У.: Споем песню «Добрый день», помогайте мне: встали все красиво, руки за спину, чтобы они вам не мешали.
У.: Хорошо. А сейчас мы услышим совершенно другое произведение, которое написал Валерий Александрович Гаврилин. Оно называется «Вечерняя музыка».
Слушание. «Вечерняя музыка» из симфонии «Перезвоны. В. Гаврилин.
У.: Какое по звучанию было произведение?
Д.: Грустное, тягучее, протяжное, спокойное…
У.: Верно, я бы еще сказала, что музыка сумрачная.
У.: Ребята, звучали ли в музыке музыкальные инструменты?
Д.: Нет.
У.: А кто же тогда исполнял музыку?
Д.: Люди, хор..
У.: Музыку исполнял камерный хор. Когда люди поют без сопровождения инструментов, это называется пение а капелла.
Повторите со мной: А капелла.
Д.: А капелла.
У.: Хорошо. У меня к вам несколько вопросов, сейчас проверим, кто был самым внимательным на уроке.
Как называлась тема урока?
Д.: Музыка вечера
У.: Какая музыка звучит в вечернее время? (Что пели в начале урока).
Д.: Колыбельные
У.: Какие произведения вам больше понравились, запомнились? (Колыбельная, Вечерняя сказка, Добрый день, Вечерняя музыка)
Д.: предполагаемые ответы.
У.: И последний вопрос, кто же мне на него ответит? Что такое а капелла?
Д.: Пение без инструмента.
У.: Молодцы, хорошо поработали сегодня. Ваше домашнее задание: дома спеть маме, бабушке колыбельную песенку, а второе задание вы дадите себе сами. Скажите, с чего мы начали урок?
Д.: С рисунков, домашнего задания.
У.: Верно, к сегодняшнему дню вы рисовали утро, скажите, что вы буду рисовать к нашей теме урока?
Д.: Вечер, вечернюю музыку.
У.: Второе задание нарисовать, как вы видите музыку вечера.
У.: Спасибо тем, кто сегодня трудился и хорошо поработал. Надеюсь на следующий урок, все будут так же активно участвовать.
Спокойно строимся парами у входа и слушаем еще одно вечернее произведение.
До свидания.
Выход из класса под пьесу В.Салманова «Вечер».
|