Общие закономерности бытия




Сознание — это определенное состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам, сознание мгновенно соотносит, связывает увиденное, услышанное человеком с тем, что он почувствовал, подумал, пережил.

Бытие — общее понятие о существовании, о сущем вообще, это материальные вещи, все процессы (химические, физические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения.

Бытие сознания — это важная часть бытия человека, поэтому в сознании следует выделять и изучать не только ту его сторону, которая выступает при осознании самого сознания, не только его рефлексию, но и ту, которая, составляя живую компоненту живого действия реального человека, не подвергается им рефлексивному анализу.

Вопрос о соотношении сознания и бытия носит иной характер, чем обычные философские вопросы. Есть мнение, что это не столько вопрос, сколько смысловая направленность философской мысли.

Важно понять, что отличие между материальным и духовным, объективным и субъективным составляет некий «нерв» любого конкретного философского вопроса или размышления независимо от того, отдает ли себе в этом отчет тот, кто философствует.

При этом это отличие далеко не всегда выливается в вопрос, а после перевода в такую форму разрастается в множество взаимосвязанных между собой вопросов.

Сложнейшее взаимодействие и противостояние бытия и сознания, материального и духовного вырастает из всей человеческой практики, культуры, пронизывает их. Именно поэтому эти понятия, которые имеют значение лишь в паре, в их полярной соотнесенности, охватывают все поле мировоззрения, составляют его предельно общую (универсальную) основу.

Наиболее общими, самыми главными предпосылками человеческого существования служат:

— наличие мира (прежде всего природы), с одной стороны;

— людей, с другой стороны.

А все остальное является производным, осмысливается как результат практического и духовного освоения людьми первичных(природных) и вторичных(общественных) форм бытия и взаимодействия людей между собой на этой основе.

Основные качества сознания:

— когнитивная и коммуникативная оснащенность сознания — позволяет отличать бытие человека от бытия других живых существ;

— целостная связанность и согласованность взаимодействия отдельных структур сознания — позволяет работать сложнейшей системе весьма разнородных процессов: мыслительных, эмоциональных, чувственных, волевых, мнемических (процессы памяти), интуитивных и др.;

— интенциональная способность сознания, которая выражает направленность сознания на кого-либо, на что-либо или сознания о ком-либо, о чем-либо, отличает направленность сознания «вовне» и «вовнутрь», т. е. сознание должно быть ориентировано либо на внешний мир бытия человека, либо на его внутренний мир;

— эпистемические, которые выражают состояния внутреннего мира человека, — эти качества предполагают состояния сомнения, убеждения, веры, уверенности и др.

Основные функции познания:

— познавательная (отражает действительность);

— оценочно-ориентационная (оценивает явления действительности и свое бытие в них);

— целеполагающая (ставит перед собой цели);

— управленческая (управляет своим поведением).

Материя и её свойства.

Для обозначения объективной реальности, существующей вне зависимости от человеческого сознания, в философии вводится категория материи, которую не следует путать с определением материи как вещества или даже определённого вида атомов. Наряду с корпускулярной материей существует материя в форме полей. Задача философии - рассмотреть категорию материи с тем, чтобы выявить её неотъемлемые, основные свойства (признаки), присущие всем её формам. Такие признаки получили название атрибутов. К ним относятся пространство, время и движение. Пространство - понятие, служащее для характеристики материальных объектов по их взаимному расположению, протяжённости и структурности. Время - понятие, служащее для характеристики соотношения материальных объектов по длительности и последовательности. В философии существуют две концепции пространства и времени. Первая называется субстанциональная, вторая - реляционная. Для первой характерно представление о пространстве и времени, как объективно существующих надматериальных образований, являющихся как бы вместилищем для материи и не зависимых от неё. Эта концепция развивалась в рвмках классической физики, автором которой был И. Ньютон. Вторая рассматривает пространство и время как системы отношений, в которых проявляется взаимодействие объектов материального мира. Она ведёт своё начало от релятивистской физики А. Эйнштейна (автора теории относительности), в рамках которой была обоснована, и экспериментально доказана взаимосвязь пространства и времени в едином четырёхмерном континууме.

 

Одним из важнейших свойств материи является её системная организация. Системность означает, что материя представляет собой иерархически взаимосвязанную совокупность уровней организации, частей и компонентов, то есть систем. Принцип иерархичности, т. е. упорядоченной соподчинённости, указывает на то, что любая материальная система неизбежно входит в состав системы более высокого порядка и тем самым подчиняется закономерностям иного рода, чем самостоятельно взятая. Это указывает на двойственность бытия любой системы, что и является источником противоречий и развития.

Иерархические уровни материи обладают не только качественной спецификой, проявляющейся в их несводимости друг к другу. Можно выделить уровни организации материи по специфичности свойств пространства, времени и объектов. Это микромир, макромир и мегамир. Микромир - это масштабы субатомного уровня. Его важнейшая характеристика - подчинённость принципу неопределённости и квантово - волновой дуализм, что не позволяет говорить об атомах и элементарных частицах как о маленьких шариках. Макромир - масштабы от молекулы до планеты, привычный нам мир. Мегамир - масштабы от планеты до метагалактики. Это мир релятивных (околосветных) скоростей и энергий, в которых начинают проявляться особые свойства пространства - времени.

В материи можно выделить ряд уровней организации, подчинённых принципу системности. Каждый развивается на основе предыдущих. Вопрос о причинах усложнения организации материальных систем долгое время оставался открытым. Ведь второе начало термодинамики прямо указывало на неизбежность возрастания беспорядка)энтропии) в системах с течением времени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: