Журнал учета обучения курса повышения квалификации




УЦ ДО «Все Вебинары.ру»

МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Фамилия Имя Отчество Шаврузова Виктория Викторовна
Город Ставропольский край, город Железноводск, поселок Иноземцево,
ДОУ (если работаете) Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №14 "Малыш". 357431, Ставропольский край, город Железноводск, поселок Иноземцево, улица Колхозная, дом 86

Самостоятельно увеличьте количество клеток по необходимости.

Впишите контрольный вопрос Ваш ответ
1.Теория воспитания. Основные компоненты методики воспитательной работы в условиях реализации ФГОС. Теория воспитания является разделом педагогики, который раскрывает сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его структуру, а также обосновывает саму методику воспитания. Воспитание является относительно самостоятельным процессом, который имеет ряд особенностей: 1. Воспитание процесс целенаправленный. Основным ориентиром воспитания служит общественная направленность. Эффективным воспитание становится тогда, когда педагог специально выделяет цель воспитания или модель, к которой он стремится. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда цель воспитания известна и понятна воспитаннику, и он соглашается с ней, принимает ее. 2. Процесс воспитания процесс многофакторный. При его осуществлении педагог учитывает и использует огромное количество объективных и субъективных факторов. Личность подвергается воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, который требует корректировки. Эффект неоднозначности результатов воспитания объясняется многофакторностью. Очень часто получается, что в одних и тех же условиях результаты воспитательных воздействий могут существенно различаться. 3. В воспитании детей важна личность педагога: его педагогические умения, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры и т. д. Это говорит о том, что воспитание, как и педагогическая деятельность, в целом является искусством. 4. Воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Воспитание не дает мгновенного эффекта. Его результаты не так явственны и не так быстро обнаруживают себя, как, например, результаты процесса обучения. Между началом педагогического воздействия и устойчивым проявлением воспитанности иногда может лежать длительный период. Даже при четкой организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя. 5. Особенностью воспитательного процесса выступает его непрерывность. Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса, это процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Если же процесс воспитания нерегулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново закреплять то, что уже осваивалось ребенком, а затем забылось. При этом педагог не может углублять и развивать свое влияние, вырабатывать новые устойчивые привычки. Основными компонентами воспитательного процесса являются: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный.
2.Основные компоненты Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Компоненты образовательных областей по ФГОС дошкольного образования. 1. Социально-коммуникативное развитие. - Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 2. Познавательное развитие. - Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. 3. Речевое развитие. -Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 4. Художественно-эстетическое развитие. - Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). 5. Физическое развитие. -Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).  
3.Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья». Классификации нарушений развития. Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья». Дети с ограниченными возможностями здоровья -это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. К этой группе детей относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или отдельных разделов образовательной школы вне специальных условий воспитания и обучения. Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным.   Классификации нарушений развития. Нарушение, недостаток развития может возникнуть внезапно (после несчастного случая), а может развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени (вследствие хронического заболевания). Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) педагогическими средствами или уменьшаться в своем проявлении, поэтому универсальной классификации нарушений развития человека нет, в связи с множественностью их вариаций. Распространенные основания: 1.Причины нарушений; 2.Виды нарушений с последующей конкретизацией их характера; 3.Последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни. Классификация В.В. Лебединского. Категории детей с нарушениями в развитии: 1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); 3) дети с нарушениями речи; 4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); 5) дети с задержкой психического развития (ЗПР); 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП); 7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; 8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
4.Сущность методики и технологии развития памяти и мышления у детей с ОВЗ. Память –психический познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание той или иной информации. Особенности памяти у детей с ОВЗ:
  • значительное ослабление памяти(ограниченны объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации);
  • склонность к механическому бездумному заучиванию материала;
  • сложности в воспроизведении словесного материала;
  • сложность в самоорганизации мнемонической деятельности.
При развитии памяти детей с ограниченными возможностями здоровья учитывать психологические факторы: поддерживать детей в игре, внушать им чувство уверенности в своих способностях, возможностях, развивать чувство лидерства, давать детям яркие игровые роли, помогать преодолевать коммуникативные трудности застенчивым, малоактивным детям.   В таких условиях, возможно значительно улучшить показатели развития памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья. Не следует заниматься заучиванием с ребенком, механической тренировкой памяти, достаточно заинтересовать и организовать совместно с ребенком увлекательную игру. Ребенок с благодарностью вспоминает счастливые минуты, проведенные вместе со взрослым за увлекательной игрой. Дети запоминают то, что им интересно, что их волнует, что вызывает чувство радости.Рассматривая вопрос о методах и приемах развития памяти, было выявлено, что существует много путей и способов развития памяти детей дошкольного возраста, а также различные игры и упражнения. Таким образом, память представляет собой наиболее важный познавательный процесс, способствующий всестороннему развитию личности ребенка.     Мышление(если вспомнить наиболее краткое из определений, дающихся в общей психологии) есть обобщенное и опосредствованное словом познание действительности. Мышление дает возможность познать сущность предметов и явлений. Благодаря мышлению становится возможным предвидеть результаты тех или иных действий, осуществлять творческую целенаправленную деятельность. Особенности мышления у детей с ОВЗ:
  • инертность, низкая продуктивность, неустойчивость мыслительной деятельности;
  • нарушением процессов обобщения анализа и синтеза, абстрагирования;
  • трудность усвоения специальных понятий и обобщающих слов;
  • низкий уровень словесно-логического мышления.
Таким образом, в дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы мышления. -наглядно-действенное; - наглядно-образное; - словесно-логическое. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором в различных условиях может преобладать то одна, то другая форма мышления, и, в связи с этим, познавательный процесс в целом приобретает специфический характер. На начальном этапе мышление формируется в плане действия, с опорой на восприятие, оно развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях. Действуя с реальными предметами, перемещая их в пространстве, меняя их функциональные зависимости, ребенок с ОВЗ получает возможность преодолеть статичность восприятия. Коррекционная работа по формированию мышления направлена на развитие ориентировочной деятельности, на укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом. Эти важные задачи решаются в процессе проведения специальных занятий и в процессе решения ежедневных жизненных ситуаций.  
5.Опишите основные моменты методики обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ, имеющих нарушения интеллектуального развития. Интеллектуальное развитие отвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы. К интеллекту относятся речь и способности к самообучению. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей педагога является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Следующим очень важным средством активизации учения являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения. При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, принцип доступности. Все занятия должны иметь гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий. Использование развивающих игр в игровой деятельности способствуют развитию интеллекта. Для этих целей отлично подойдут головоломки, настольные игры, которые призваны развивать интеллект и мышление у детей; Различные виды творчества: лепка, рисование, аппликация и конструирование. Они прекрасно развивают абстрактное и логическое мышление.  
6.Какие технологии развития творческих способностей детей с ОВЗ Вы знаете/ применяете в своей деятельности? Почему? Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ -это процесс развития способностей, стремление создать субъективное новое, сопровождающееся созданием ситуаций избыточности выбора в различных сферах деятельности.   Технологии развития творческих способностей детей с ОВЗ Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ, через нестандартные методы декоративно-прикладного творчества. В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально- экономические преобразования диктуют необходимость формирование личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. По мнению учёных обучение ребёнка должно обогащать и уточнять восприятие и представление об окружающем мире, а не сводится к «навязыванию» ему готовых тем. Ребёнку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы её изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы, активно- творческое отношение к окружающему миру. Если ребёнок, трогает какой – либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления. Современные учёные утверждают - работа пальцами развивает речь. В творческой продуктивной деятельности гораздо проще повествовать. Творя и создавая своими руками собственное произведение, ребёнок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Сказанное позволяет выдвинуть в качестве актуальной проблему использования в работе с детьми интересных, современных, нетрадиционных технологий развития, в частности, использования нетрадиционной техники «Изонити». На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами. Существует мнение, что творческая деятельность – удел только одаренных детей, но это не так. Творческие возможности детей с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) безграничны, они способны и хотят быть первыми во всём, это неутомимые труженики, способные сделать невозможное возможным, недоступное доступным. «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, - завтра он способен выполнить самостоятельно…» Работая в группе компенсирующей направленности, которую в основном посещают дети имеющие статус ОВЗ, наблюдается диссоциация между речевым и психическим развитием, выражающаяся в темповой задержке речевого развития, отставании экспрессивной речи, недостаточной речевой активности. Для детей с ОВЗ характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти. У них наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего в недостаточной координации пальцев рук. Такое наблюдение обязывают педагогов обратить самое серьезное внимание на развитие мелкой моторики пальцев рук. Поэтому в свою работу с детьми с ОВЗ я решила включить нетрадиционную технику – изонить. Новизна работы заключается в том, что ни одна программа дошкольного образования не использует изонить для развития у ребенка: речи, мелкой моторики, абстрактного мышления, математических представлений. Изонить – очень интересная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью. На первый взгляд кажется, что техника ниточного дизайна сложна и ее освоение требует невероятных усилий. В действительности все значительно проще. Изонить – один из видов деятельности, который интересен детям, развивает точность и координацию движений, позитивно влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Изонить (изображение нитью) – это графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твердом основании. Нитяную графику иногда называют изографика или вышивка по картону. Изонить-очень интересная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Техника изонить не требует дорогостоящих материалов-только цветные яркие нити и более-менее твердую подложку. На первый взгляд кажется, что техника ниточного дизайна сложна и её освоение требует невероятных усилий. В действительности всё значительно проще. Занятия изонитью заключается в том, что помогают детям с ОВЗ открыть в себе творческие способности, развивать технологическую, коммуникативную, социальную компетенцию; освоить навыки исследовательской работы. Дети с ОВЗ имеют значительные нарушения творческой, познавательной, эмоционально-волевой сферы. Работа в технике изонити развивает у таких детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивает творческий потенциал ребенка. В ходе работы необходимо запоминать этапы, приемы и способы натяжения нитей, что стимулирует, совершенствует трудовые умения, творческие способности, формирует культуру труда. Расширяется круг знаний; повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства. Техника изонити требует ловких действий, следовательно, способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Работы в технике изонити способствуют формированию таких качеств, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, т.е. способствует развитию личности ребенка с ОВЗ. Помимо этого, такие дети получают богатую гамму тактильных ощущений, стимуляция которых способствует развитию мозговой деятельности. Вот почему так важно активизировать, закрепить и стимулировать этот процесс. Формы занятий варьируются в зависимости от содержания, трудоёмкости, индивидуальных темпов освоения приёмов детьми. Занятия проходят два раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий 25-35 минут. Занятия проходят в виде игры. Количество детей в группе 4-5 человек, это определенно тем, что на занятиях дети работают с колющими и режущими предметами и необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности. В процессе занятий изонитью решается целый ряд образовательных задач. 1.Образовательная область ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: 2. Образовательная область ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. 3. Образовательная область СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ. 4. Образовательная область ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. 5. Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Ожидаемые результаты:
  • Приобретение практических навыков по владению шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами;
  • Овладение техникой изонити;
  • Обогащение активного и пассивного словаря детей;
  • Получение опыта рисования и ручного труда;
  • Закрепление полученных ранее знаний о геометрических фигурах, счете;
  • Развитие воображения;
  • Развитие мелкой моторики.
  В результате именно через использования таких нетрадиционных техник удается раскрепостить детей, вселить в них уверенность, развить умение сотрудничать со сверстниками, что важно для дальнейшей социализации детей с ОВЗ. И это подчеркивает важность создания в детском саду условий, в которых любой ребенок, независимо от его потребностей и возможностей, сможет успешно осваивать программу дошкольного образования.
7.В чем особенности коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи? Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Особенности заключаются в том,что коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков. Коррекционно-развивающая работа включает: -выбор оптимальных для развития ребёнка с речевыми нарушениями коррекционных программ, методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями; -организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; -коррекцию и развитие высших психических функций; -развитие эмоционально –волевой сферы и личностных сфер ребёнка, психокоррекцию его поведения; -социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.  
8.Формирование социального пространства отношений ребенка в ДОО –основные компоненты. Под социальным пространством отношений мы будем понимать систему официальных, социально-ролевых и неофициальных, межличностных отношений ребенка, формирующихся и реализующихся в условиях определенного социального института. Сложную систему реальных социальных связей и отношений ребенка в микросреде условно можно представить как систему, состоящую из двух социально-психологических подсистем «ребенок - взрослый» и «ребенок - сверстники». Особенности функционирования этой системы, способы реализации составляющих ее подсистем будут зависеть от того, где, на базе какого социального института они реализуются и вступают во взаимодействие. под социальным пространством отношений мы будем понимать систему официальных, социально-ролевых и неофициальных, межличностных отношений ребенка, формирующихся и реализующихся в условиях определенного социального института. Структура социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении может быть представлена схемой 1. Схема 1 Каждая из выделенных подсистем (ребенок – семья, ребенок – общность педагогов дошкольного образовательного учреждения, ребенок – детское общество) включает в себя два вида отношений – социально-ролевые и межличностные, - которые могут проявляться как на индивидуальном, так и на групповом уровне в совместной деятельности, в общении, в поведении (см. схему 2).     Схема 2  

Внимание!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: