Д.Дидро «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749). Т. Геллера, М. Кунца, К. Бюрклена, П. Виллея, А.А. Крогиуса, М.И. Земцовой, Ю.А.Кулагина, А. Г.Литвака, Л.И.Солнцевой и др. А. И. Скребицкий (1903), А.М. Щербина (Т. Касфорс, Б. Гомулицкий, К. Максфилд
слепые — это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции — очков), либо сохранившие способность к светоощущению;
абсолютно, или тотально, слепые — дети с полным отсутствием зрительных ощущений;
частично, или парциально, слепые — дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04; слабовидящие — дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.
В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей: слепорожденные — это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы; ослепши е — дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.
Анофтальм — отсутствие глаза, редкая аномалия зрения), Микрофтальм — врожденная аномалия развития глаза, характеризующаяся уменьшением всех размеров глаза), наследственная патология сосудистой оболочки, Катаракта — заболевание глаз, характеризующееся помутнением хрусталика.), отдельные формы патологии сетчатки.
Обучение чтению по системе Брайля
Психология развития при нарушении речи. Т. А. Власова, 1972; В.И.Лубовский, 1975; Л.С.Цветкова, 1985; И.Т.Власенко, 1990; и др.). Р.Е.Левина, Е. М. Мастюковой,
В зависимости от выпадения того или иного компонента речи лингвистические нарушения делятся на следующие:
1. Фонетические нарушения — неправильное произношение одного или группы звуков (шипящих, свистящих, среднеи заднеязычных звуков; нарушения твердости — мягкости, глухости — звонкости согласных звуков).
2. Лексико-грамматические нарушения. Среди этих нарушений выделяют: ограниченный словарный запас; обедненная фраза; неправильное согласование слов во фразе; неправильное употребление предлогов, падежей; недоговаривания, перестановки.
3. Мелодико-интонационные нарушения: неправильное употребление ударений (логических — во фразе, грамматических — в слове);нарушения, связанные с силой, высотой, тембром голоса (тихий, хриплый, квакающий, сдавленный, невыразительный, визгливый, глухой, немодулированный).
4. Темпо-ритмические нарушения: ускоренный темп, связанный с преобладанием в коре головного мозга процессов возбуждения (тахилалия);замедленный темп, с преобладанием процессов торможения (брадилалия);прерывистый темп (необоснованные паузы, спотыкания, скандирование звуков и слов, запинки несудорожного (физиологические итерации, полтерн) и судорожного характера — заикание).
5 Нарушения письменной речи: письма:неправильная перешифровка фонемы в графему;недописки;пропуски и смешение букв в слове;несогласование и перестановки слов в предложении;выходы за строчку и др.
Нарушения чтения: замена и смешение звуков;побуквенное чтение;искажение звуко-слоговой структуры слова;нарушение понимания прочитанного;аграмматизмы.
Клинические формы нарушений речи:
1) периферического характера:
механическая дислалия ( нарушения звукопроизношения связаны с различными нарушениями строения артикуляционного аппарата); функциональная дисла лия (нарушение функции артикулирования — неправильные, неточные движения артикуляционного аппарата при сохранном строении органов артикуляции);
ринолалия — нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, в первую очередь — голоса, вызванное нарушением строения, артикуляционного аппарата в виде расщелин (незаращения) губы, альвеолярного отростка, десны, твердого и мягкого нёба. ринофония — нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи, обусловленное дискоординацией участия ротовой и носовой полости в процессе фонации;
дисфония — расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
2 ) центрального характера:
дизартрия — нарушение звуковой системы языка (звукопроизношения, просодики, голоса) в результате органического поражения центральной нервной системы. алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка дисграфия, или аграфия, — специфическое, соответственно частичное или полное расстройство процесса письма. дислексия (алексия) — стойкое нарушение чтения, связанное с недоразвитием в основном теменно-височно-затылочной области головного мозга.
Тема: моторный вариант нарушения психического развития.
Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата В. Литтл, Г. И. Турнер, К.А.Семенова, М. В. Ипполитова. К. А. Семенова, Е.М. Мастюкова, И.В. Ипполитова, Н.В.Симонова, И.И. Мамайчук, И.И.Панченко, Э.С. Калижнюк и др.
По степени тяжести нарушений двигательных функций и по степени сформированности двигательных навыков дети делятся на три группы: дети с тяжелыми нарушениями: у некоторых из них не сформировано прямостояние и ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений и навыками самообслуживания владеют частично; дети со средней степенью выраженности двигательных нарушений (наиболее многочисленная группа): большая часть детей может самостоятельно передвигаться на ограниченное расстояние, они владеют навыками самообслуживания, которые, однако, недостаточно автоматизированы; дети с легкими двигательными нарушениями: они ходят самостоятельно, уверенно себя чувствуют и в помещении, и на улице; навыки самообслуживания сформированы, но вместе с тем могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, насильственные движения и др.
Парез — слабая форма паралича, выражающаяся в ограничении возможности совершать произвольные движения (ограничение объема движений, снижение мышечной силы и пр.). Различают 4 вида церебрального паралича в зависимости от локализации нарушения: тетраплегия — общее поражение всех четырех конечностей; диплегия (параплегия) — поражение либо верхних, либо нижних конечностей; гемиплегия — поражение либо правой, либо левой половины тела; моноплегия — редко встречающееся поражение одной конечности.
Тема: эмоциональный вариант нарушения психического развития.