Профилактические мероприятия проводятся исходя из положения, что каждый пациент расценивается как потенциальный источник инфекций. Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте.
Текущие уборки в помещениях проводят по режимам, обеспечивающим гибель бактериальной микрофлоры; при появлении в стационаре ВБИ - по режиму, эффективному в отношении возбудителя соответствующей инфекции. При дезинфекции объектов, загрязненных кровью и другими биологическими субстратами, представляющими опасность в распространении парентеральных вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции, следует применять дезинфицирующие средства по противовирусному режиму.
В ЛПУ проведение сухих уборок (без воды) не рекомендовано, использование для уборок волосяных щеток, веников запрещается. Допускаются редкие исключения (например, если был просыпан стиральный порошок, сахар, крупы и т.п.).
При проведении текущих уборок с применением растворов ДС (профилактическая дезинфекция при отсутствии ВБИ или текущая дезинфекция при наличии ВБИ) поверхности в помещениях, приборов, оборудования и другого дезинфицируют способом протирания. Для этого целесообразно использовать дезинфицирующие средства с моющими свойствами, что позволяет объединить обеззараживание объекта с его мойкой. При необходимости экстренной обработки небольших по площади или труднодоступных поверхностей возможно применение готовых форм ДС, например, на основе спиртов с коротким временем обеззараживания (способом орошения с помощью ручных распылителей) или способом протирания растворами ДС, или готовыми к применению дезинфицирующими салфетками.
|
Надо иметь ввиду, что источниками инфекции могу быть стены; ручки дверей; вентили кранов, сами краны, отверстия кранов, насадки-аэраторы на системе водоснабжения; душевые насадки; ванные; ручки ершиков и щеток для мытья унитазов; оргтехника (клавиатура компьютеров, телефонные трубки, мобильные телефоны и т.д.)
Персонал, занятый раздачей пищи, не должен допускаться к проведению уборок.
Старшими медсестрами составляются графики проведения генеральных уборок с пометкой о выполнении. Для этого ведутся журналы генуборок, где отмечаются следующие сведения: фактическая дата уборки; режим обработки (бактериальный, противовирусный); наименование дезсредства, его концентрация: экспозиция и ФИО лица, проводившего генуборку.
При использовании дезинфектантов в присутствии пациентов (профилактическая и текущая дезинфекция) запрещается обеззараживание поверхностей растворами ДС способом орошения, а также применение способом протирания ДС, обладающих раздражающим действием, сенсибилизирующими свойствами.
Необходимо иметь отдельные емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств, используемых для обработки различных объектов:
- для дезинфекции поверхностей в помещениях, мебели, аппаратов, приборов и оборудования;
- для обеззараживания уборочного материала, для обеззараживания отходов классов Б и В.
Емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств, моющими и стерилизующими средствами должны быть снабжены плотно прилегающими крышками, иметь четкие надписи или этикетки с указанием названия дезинфицирующего средства, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности раствора.
|
В отделениях должен быть не менее чем месячный запас разнообразных дезинфицирующих средств (ДС) различного химического состава и назначения.
Хранение ДС допускается только в специально отведенных местах, на стеллажах в оригинальной упаковке производителя, снабженной этикеткой отдельно от лекарственных препаратов, в местах, недоступных детям.
При работе с дезинфекционными средствами необходимо соблюдать все меры предосторожности, включая применение средств индивидуальной защиты; органов дыхания – универсальными респираторами типа РПГ-67 или РУ-60М с патроном марки В; глаз – герметичными очками, кожных покровов рук – резиновыми перчатками.
Уборочный инвентарь (тележки, мопы, емкости, ветошь, швабры) должен иметь четкую маркировку или цветовое кодирование с учетом функционального назначения помещений и видов уборочных работ и храниться в выделенном помещении, вне рабочего кабинета. Схема цветового кодирования размещается в зоне хранения инвентаря.
Стиральные машины для стирки мопов и другой ветоши устанавливаются в местах комплектации уборочных тележек.
Использованный уборочный инвентарь обеззараживают в растворе дезинфицирующего средства, затем прополаскивают в воде и сушат. Уборочный инвентарь для пола и стен должен быть раздельным, иметь четкую маркировку, применяться раздельно для кабинетов, коридоров, санузлов.
При невозможности использования одноразовых тканевых салфеток многоразовые салфетки подлежат стирке.
|
Влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее 2 раз в сутки (между сменами и после окончания работы), с использованием моющих и дезинфицирующих средств (по режимам дезинфекции при бактериальных инфекциях) способами орошения или протирания. Установлена норма: рабочий раствор моющего дезинфицирующего средства подлежит замене после обработки 60-100кв.м. поверхности и также может варьировать в зависимости от степени загрязненности поверхностей. Для обработки поверхностей можно использовать средства, не требующие смывания (согласно инструкции).
Влажная уборка при подготовке к работе помещений с асептическим режимом проводится до начала работы с обработкой всех поверхностей дезинфектантами, разрешенными к использованию. В конце рабочего дня после проведения уборки осуществляется обеззараживание воздуха в помещении.
Мытье оконных стекол в режимных помещениях должно проводиться не реже 1 раза в месяц изнутри и не реже 1 раза в 3 месяца снаружи (весной, летом и осенью). Мытье оконных стекол во всех других помещениях должно проводиться по мере необходимости, но не реже 2 раз в год.
Генеральная уборка осуществляется с целью удаления загрязнений и снижения микробной обсемененности в помещениях организаций.
При генеральной уборке проводится мытье, очистка и обеззараживание поверхностей помещений (в том числе труднодоступных), дверей, мебели, оборудования (в том числе осветительных приборов), аппаратуры с использованием моющих и дезинфицирующих средств и последующим обеззараживанием воздуха. Рекомендуется использовать дезинфицирующие средства с моющими свойствами.
Для проведения генеральной уборки персонал должен иметь специальную одежду и средства индивидуальной защиты (халат, шапочка, маска, резиновые перчатки, резиновый фартук и респиратор, очки), промаркированный уборочный инвентарь, емкости и чистые тканевые салфетки.
Генеральные уборки в операционных блоках, перевязочных, процедурных, манипуляционных, стерилизационных проводят один раз в неделю с обработкой стен, полов, потолков, оборудования, инвентаря, светильников, бактерицидных облучателей дезинфицирующими средствами с широким спектром антимикробного действия по режимам, обеспечивающим гибель бактерий, вирусов и грибов. В день проведения генеральной уборки в оперблоке плановые операции не проводятся.
Генеральные уборки в палатных отделениях, врачебных кабинетах, административно-хозяйственных помещениях, отделениях, кабинетах физиотерапии и функциональной диагностики и в других помещениях проводится один раз в месяц с обработкой стен, полов, потолков, оборудования, инвентаря, светильников с дезинфицирующими средствами по режимам, рекомендованным для профилактики и борьбы с бактериальными инфекциями.
Вне графика генеральную уборку проводят в случае получения неудовлетворительных результатов микробной обсемененности внешней среды и по эпидемиологическим показаниям.
При проведении генеральной уборки дезинфицирующий раствор наносят на стены путем орошения или их протирания на высоту не менее двух метров (в операционных блоках - на всю высоту стен), окна, подоконники, двери, мебель и оборудование. бактерицидные облучатели. По окончании времени обеззараживания (персонал должен провести смену спецодежды) все поверхности отмывают чистыми тканевыми салфетками, смоченными водопроводной (питьевой) водой, а затем проводят обеззараживание воздуха в помещении.
Бактерицидные лампы в открытых и комбинированных облучателях протирают при каждой генеральной уборке. Внутренние поверхности закрытых облучателей и колбы ламп обрабатываются ежемесячно (если иное не предусмотрено инструкцией по эксплуатации облучателя) марлевой салфеткой, смоченной 70% этиловым спиртом (салфетка должна быть хорошо отжата), затем протираются сухой салфеткой. Подготовку рециркуляторов к обработке осуществляет техническая служба согласно графику.
После проведения уборки режимных (с асептическим режимом) помещений проводится обеззараживание воздуха и следует применять разрешенные для этой цели оборудование или химические средства.
После проведения уборки медперсонал снимает спецодежду, моет руки с мылом и проводит их гигиеническую обработку.
Сбор грязного белья осуществляется в закрытой таре (клеенчатые или полиэтиленовые мешки, специально оборудованные и маркированные бельевые тележки или другие аналогичные приспособления) и передаваться в центральную кладовую для грязного белья. Временное хранение грязного белья в отделениях (не более 12 часов) допускается в помещениях для грязного белья с водостойкой отделкой поверхностей, оборудованных умывальником, устройством для обеззараживания воздуха. Помещение и инвентарь ежедневно моются и дезинфицируются.
В стационарах и поликлиниках предусматриваются центральные кладовые для чистого и грязного белья. В медицинских организациях малой мощности чистое и грязное белье может храниться в раздельных шкафах, в том числе встроенных. Кладовая для чистого белья оборудуется стеллажами с влагоустойчивой поверхностью для проведения влажной уборки и дезинфекции. Центральная кладовая для грязного белья оборудуется напольными стеллажами, умывальником, вытяжной вентиляцией и устройством для обеззараживания воздуха.
Транспортировка чистого белья из прачечной и грязного белья в прачечную должна осуществляться в упакованном виде (в контейнерах) специально выделенным автотранспортом.
Перевозка грязного и чистого белья в одной и той же таре не допускается. Стирка тканевой тары (мешков) должна осуществляться одновременно с бельем.
После выписки (смерти) больного, а также по мере загрязнения матрацы, подушки, одеяла должны подвергаться дезинфекционной камерной обработке. В случае использования для покрытия матрацев чехлов из материала, допускающего влажную дезинфекцию, камерная обработка не требуется. Дезинфекционной обработке подлежат кровать и тумбочка пациента. В медицинской организации должен быть обменный фонд постельных принадлежностей, для хранения которого предусматривается специальное помещение.
Сбор, временное хранение и удаление отходов различных классов опасности в ООМД осуществляются в соответствии с санитарными правилами по обращению с медицинскими отходами. (инструкция разработана и передана ст/медсестрам)
При получении травм, в том числе микротравм (уколы, порезы), опасных в плане инфицирования, ответственный за профилактику парентеральных инфекций в ЛПО организует регистрацию в журнале учета травм и составляет акт.
Для ухода за кожей рук используются смягчающие и защитные кремы, обеспечиваю-щие эластичность и прочность кожи.