Примерный порядок создания и поддержки школьной службы примирения
со стороны районного (окружного) координатора
Автор - Коновалов А.Ю. [1]
Этап | Содержание деятельности (может реализовываться одновременно) | Исполнители | Партнеры | Итоговый документ |
Принятие администрацией школы решения о создании Школьной службы примирения, заключение договора | Директор | Координатор | Договор школы и координирующей организации | |
Согласование с администрацией школы. Включение в должностную инструкцию сотрудника – руководителя службы обязанностей по организации работы и дальнейшей преемственности службы | Координатор | Обновленная должностная инструкция | ||
Подписание приказа о создании службы. Утверждение Положения о Школьной службе примирения в соответствии со стандартами восстановительной медиации | Директор, куратор | Приказ, утвержденное положение | ||
Анализ информации о конфликтах и способах реагирования на конфликты (число конфликтов, число административных вмешательств, отношение педагогов к конфликтам) | Куратор | Координатор | Мониторинг конфликтности в школе[2] | |
Отбор школьников на участие в базовом семинаре. Проведение базового семинара | Куратор | Координатор, ассоциация ВМ | Список детей. Свидетельства о прохождении обучения | |
Создание клуба медиаторов и регулярные встречи детско-взрослой команды Школьной службы примирения | Куратор | Координатор | Список медиаторов, план занятий ШСП | |
Обсуждение и формулирование командой службы примирения ценностей восстановительной медиации, которые служба собирается нести в свою школу | Куратор | Список ценностей (возможно, на плакате) | ||
Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки педагогического коллектива (классных руководителей) | Куратор | Возможна помощь координатора | ||
Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки родителей | Куратор | Информация от куратора координатору, м.б. фото | ||
Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки учеников | Куратор, подростки | Информация от куратора координатору, м.б. фото | ||
Выпуск информационного стенда, плаката или статьи в школьной газете о создании ШСП, на сайте школы | Куратор, подростки | Информация от куратора координатору | ||
Определение администрацией школы, куратором и школьниками-медиаторами способов получения информации о конфликтах. | Директор, зам по УВР, куратор | Информация от куратора координатору | ||
Доработка и принятие документов (на основе типовых), регламентирующих работу службы (примирительный договор, заявка, регистрационная карточка и пр.) | Директор, зам по УВР, куратор | Координатор | Утвержденные в службе документы: регистрационные карточки, примирительные договоры и пр. | |
Работа службы по разрешению поступающих конфликтных ситуаций в соответствии с порядком работы медиатора. Ведение регистрационного журнала для дальнейшего мониторинга. Написание отчетов по форме. | Куратор и школьники-медиаторы | Отчеты о медиации | ||
Проведение супервизий по проведенным программам, оценка соответствия проведенных программ стандартам восстановительной медиации и порядку работы медиатора. | Координатор, ассоциация ВМ | Свидетельство о прохождении супервизии | ||
Обсуждение с администрацией и педагогами результатов работы службы, путей ее улучшения и влияния ШСП на школу | Куратор | Координатор, ассоциация ВМ | ||
Обобщение и анализ опыта. Заполнение мониторинга работы службы и «срезов» количества конфликтов и способов реагирования на конфликты в школе. Итоговая оценка эффективности деятельности Школьной службы примирения | Куратор | Координатор, ассоциация ВМ | Отчеты медиаторов, таблица мониторинга, отчет куратора | |
Изучение куратором литературы по восстановительной медиации и восстановительному правосудию. | Куратор | Ассоциация ВМ | Реферат или статья по теме | |
Прохождение тренинга восстановительной медиации 2 ступени | Ассоциация ВМ | Сертификат | ||
Прохождение тренинга по проведению программы «Круги сообщества» | Ассоциация ВМ | Сертификат | ||
Связь с ассоциацией медиаторов (взаимопомощь и обмен опытом, участие в совместных мероприятиях сообщества медиаторов) | Куратор, медиаторы | Координатор | Заявление о вступлении в ассоциацию, сертификаты об участии в конференциях | |
Включение элементов восстановительных практик в различные воспитательные формы и мероприятия | Куратор, медиаторы | Описания результатов | ||
Прохождение тренинга для тренеров | Ассоциация ВМ | Свидетельство о прохождении тренинга | ||
Обучение новых медиаторов, а также школьников и педагогов школы восстановительной коммуникации и восстановительным практикам | Куратор, медиаторы | Координатор |
[1]При разработке использованы материалы Ирины Маловичко, президента ВРБОО «Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка», г. Волгоград.
[2]С учетом соблюдения конфиденциальности полученных данных.