Комплекс способов правового регулирования труда, являющийся методом трудового права, его особенности




4. Понятие правовых принципов и их виды (основные, межотраслевые, отраслевые и принципы отдельных правовых институтов). Принципы правового регулирования труда (межотраслевые) и принципы трудового права (отраслевые). Их содержание. Гарантии обеспечения соблюдения этих принципов

5. Понятие системы трудового права, ее структура и особенности. Понятие источников (форм) трудового права и их виды. Общее и специальное законодательство о труде и формы его выражения. Значение руководящих постановлений высших судебных органов в применении норм трудового законодательства

6. Отграничение трудового права от смежных отраслей права, связанных с правовым регулированием труда (гражданского, предпринимательского, административного, права социального обеспечения)

7. Роль, функции трудового права и тенденции его развития

Приступая к изучению трудового права, необходимо уяснить, что название этой учебной дисциплины и отрасли права связано с трудом. Поэтому в первую очередь надо знать, что такое труд и какова его роль в развитии общества. Надо понять, что трудовое право регулирует отношения по труду лишь в общественной организации труда, в то время как индивидуальный труд, труд в семье, военный труд, труд по учебе оно не регулирует. Поэтому необходимо усвоить, что такое общественная организация труда, каковы ее техническая и социальная стороны, какие в соответствии с формой собственности могут быть формы общественной организации труда.

Предметом трудового права является целый комплекс общественных отношений по труду работника в общественной организации труда, состоящий из 9 видов общественных отношений, в центре которого находятся трудовые отношения работника с работодателем, а остальные отношения являются производными от трудовых.

От других смежных отраслей права, связанных с трудом (гражданского, предпринимательского, административного, права социального обеспечения), трудовое право надо отграничивать по его предмету и методу. Поэтому предмет трудового права, отвечающий на вопрос, какие конкретно общественные отношения оно регулирует, необходимо четко уяснить, не просто перечисляя все 9 их видов, но и раскрывая стороны каждого из них.

Необходимо знать:

  • какие из этих отношений могут предшествовать трудовому отношению
  • какие всегда ему сопутствуют
  • какие могут вытекать из трудовых отношений
  • какие из них относятся к организационно-управленческим

Необходимо знать понятие трудового отношения, какова его связь с производственными отношениями в обществе, что является предметом трудового отношения. Трудовое право регулирует трудовые отношения всех работников. Следовательно, в предмете трудового права трудовые отношения занимают центральное место. Однако в предмете трудового права находят свое отражение и другие производные, но тесно связанные с трудовыми общественные отношения. Раскройте каждую из этих групп отношений.

Изучая метод трудового права как комплекс способов правового регулирования труда, надо понять, что он проявляется через нормы права и имеет свои особенности. Следует уяснить, из каких пяти способов состоит этот метод, чем характеризуется каждый из этих способов. При этом необходимо привести примеры сочетания законодательного и договорного, централизованного и локального способов, а также уяснить, в чем проявляется участие самих работников через профсоюзы, трудовые коллективы в правовом регулировании труда.

Особое внимание при изучении метода надо уделить следующему:

  • в чем проявляются единство и дифференциация трудового права
  • по каким основаниям дифференциация проводится законодателем и какие нормы трудового права она создает

Особенностью метода трудового права является также специфичный для данной отрасли способ защиты трудовых прав, начиная, как правило, с органов трудового коллектива (комиссии по трудовым спорам) до сочетания с судебной защитой.

И пятый способ в методе трудового права, отражающий положение сторон участников трудовых отношений, имеет тоже свои особенности: так как равноправие сторон договора сочетается с подчинением в процессе труда этих сторон правилам внутреннего трудового распорядка, т.е. дисциплине труда данного производства.

И предмет и метод трудового права не являются неизменными категориями. С изменением социально-экономических условий в российском обществе они также изменяются. В последние годы в предмет трудового права вошли социально-партнерские отношения на уровнях выше предприятия (федеральном, отраслевом, региональном, профессиональном и территориальном). В методе же трудового права изменилась в сторону снижения степень (уровень) участия работников, трудовых коллективов и профсоюзов в управлении предприятием.

С предметом трудового права тесно связана сфера действия норм этой отрасли, поскольку трудовое право регулирует не всякий труд, а лишь отношения по живому процессу труда в общественной организации (кооперации) различной формы. Формы организации труда, в свою очередь, зависят от форм собственности на средства производства и орудия труда. Поэтому надо знать, какие формы общественной организации труда существуют в настоящее время в российском обществе, в чем особенности каждой из этих форм и какие нормы трудового законодательства действуют в них.

Предмет, метод и сфера действия трудового права подробно освящены в учебниках по трудовому праву. Особое внимание при их изучении надо уделить связи предмета с методом данной отрасли, а также со сферой действия норм трудового права.

Трудовое право регулирует не техническую сторону общественной организации труда, а социальные отношения в ней и в первую очередь трудовые отношения работника с работодателем. Надо уяснить, кто может быть работодателем, так как от этого зависит и понимание сферы действия трудового права.

Необходимо уяснить широкую сферу действия норм трудового права. При этом следует иметь в виду, что если работник является одновременно сособственником данного коллективного производства, то надо различать его правовой статус как работника, определяемый трудовым законодательством, и как сособственника, определяемый гражданским законодательством, т.е. у него есть два различных правовых статуса.

По сфере действия норм трудового права рекомендуется изучить материал учебника К. Н. Гусова и В. Н. Толкуновой "Трудовое право России" (с. 20-24). Необходимо также усвоить по данному учебнику роль и функции трудового права и тенденции его развития (с. 24-26, 32-34). Задачи, роль и тенденции развития трудового права тесно связаны с его функциями. Поэтому надо уяснить, какие функции, т.е. основные направления воздействия трудового законодательства на поведение людей, выполняют нормы трудового права.

Изучив предмет, метод и сферу действия трудового права, его роль и тенденции развития, надо перейти к усвоению системы трудового права как отрасли и как науки.

При этом необходимо понять, какие группы норм составляют общую часть отрасли и какие есть институты особенной части трудового права.

Необходимо уяснить, что представляет собой понятие правовых принципов. Это руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов. Все они нормативно закреплены и им должны соответствовать акты как законодательных, так и правоохранительных органов.

Эти основные положения могут дословно не совпадать с текстом закона (как правило, Конституции РФ), но именно содержание принципа должно гарантироваться государством. Чаще всего содержание принципов текстуально совпадает с содержанием основных субъективных прав и обязанностей. Однако если субъективные права и обязанности - это соответственно вид или мера возможного или должного поведения субъекта, которому эти права предоставляются или на которого возлагаются обязанности, то в правовых принципах отражается позиция государства в закреплении определенного уровня гарантий применительно к правам и обязанностям, который оно должно обеспечить тем или иным субъектам права.

Таким образом, принципы - это часть права в объективном смысле, и очень важной в понимании этого значения является ст. 18 Конституции, в которой сказано, что права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Являясь основными руководящими положениями нормативного характера, принципы помогают нормотворческим органам формулировать все иные нормы права, а кроме того, глубже уяснить смысл этих норм в процессе правоприменения, особенно в тех случаях, когда в них имеются различного рода противоречия и пробелы.

Правовые принципы различаются между собой не только содержанием, но и глубиной, степенью охвата правовой материи.

В зависимости от того, в одной, нескольких или всех отраслях права действуют соответствующие принципы, их можно подразделить на основные (общие), межотраслевые и отраслевые.

К основным (общим) принципам относятся те, которые действуют в рамках всей системы права, например принцип законности (ст. 15 Конституции РФ).

К межотраслевым - те, которые распространяются на несколько отраслей права, например принцип свободы труда, воплощаемый в тех отраслях права, которые так или иначе связаны с трудом (трудовое, гражданское, административное (ст. 37 Конституции РФ)).

Отраслевые - это принципы, свойственные какой-либо одной отрасли права.

Межотраслевые принципы, связанные с трудом и изучаемые поэтому наукой трудового права, именуются принципами правового регулирования труда. Отраслевые принципы трудового права представляют собой конкретизацию этих межотраслевых принципов применительно к трудовым отношениям и нормам, их регулирующим.

При изучении этой темы следует обратить внимание и на то, что в Конституции РФ могут закрепляться не только межотраслевые принципы, а и межотраслевые, и отраслевые одновременно.

Конституция России закрепляет следующие принципы правового регулирования труда:

1. Свобода труда и возможность свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Запрет принудительного труда и защита от безработицы (ст. 37)

2. Право на охрану здоровья (ст. 41)

3. Право на образование (ст. 43)

4. Право на объединение. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ст. 30)

5. Право на защиту прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45)

6. Право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37)

7. Право на отдых (ст. 37)

Все эти принципы объединяет то, что они распространяются на всех граждан и проявляются во всех отраслях права, в той или иной степени регулирующих отношения, связанные с трудом, а потому они суть межотраслевые принципы.

Исключение составляют лишь принципы, указанные в п.п. 6 и 7. Они хотя и распространяются на всех граждан, но по своему смысловому содержанию являются отраслевыми, и эту особенность необходимо учесть при изучении соответствующего учебного материала.

Межотраслевой характер остальных принципов можно показать на примере одного из них, указанного в данном перечне первым и закрепляющего свободу труда. Каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей для любой, в том числе предпринимательской, деятельности, только бы она не была запрещена законом. Свобода труда означает и свободу наемного труда, в том числе - заключения трудового договора с любым собственником.

Таким образом, этот принцип является межотраслевым, т.к. предполагает свободу независимо от того, в какой форме будет осуществляться трудовая деятельность - путем вступления в корпоративную организацию в виде ее члена, заключения трудового договора, договора подряда или другого гражданско-правового договора, поступления на государственную службу и т.д.

Все принципы правового регулирования труда (об особенностях принципов, указанных в п.п. 6 и 7 методических указаний, говорилось выше, и на это следует обратить внимание при изучении данного вопроса), являясь межотраслевыми, уточняются с учетом специфики этой отрасли права. Так, свобода труда, возможность свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию и право на защиту от безработицы в трудовом праве трансформируются в отраслевой принцип свободы трудового договора.

При изучении данной темы следует обратить внимание на то, как сформулированы остальные отраслевые принципы и какую структуру они содержат в отличие от соответствующих межотраслевых принципов.

Согласно Конституции СССР 1977 г. все граждане были обязаны соблюдать дисциплину труда. Конституция РФ 1993 г. такого принципа (равно как и соответствующей статьи) не содержит. Однако совместный труд с необходимостью предполагает согласованность, требует и дисциплины. В действующей Конституции РФ перечень обязанностей сформулирован сквозь призму возможности реализации предоставленных гражданам прав и свобод. И в этой связи нельзя не учесть содержание ст. 17 Конституции, в которой сказано, что осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц. Это отграничение является вместе с тем и правовой основой - основным (общим) принципом, который определяет возможность включения в ст. 2 ТК РФ основных отраслевых принципов.

В таких правовых институтах, как трудовой договор, трудовые споры, объемных и значительных по содержанию, могут быть сформулированы и закреплены свои принципы, дающие возможность правильно истолковать и применить соответствующие нормы на практике. И это будут правовые принципы отдельных институтов права.

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на то, что в литературе высказаны неодинаковые мнения по поводу видов правовых принципов и их содержания. Предлагая ту или иную классификацию, необходимо пояснить, чья точка зрения используется, а также высказать свою точку зрения.

Без правового обеспечения установленные законодателем принципы будут иметь лишь декларативный характер. Поэтому очень важной является та часть системы норм права, которая направлена на обеспечение правовых принципов и закрепляет определенные правовые гарантии, обеспечивая их соблюдение. Под гарантиями понимаются способы и средства, направленные на осуществление, реализацию субъективных прав и обязанностей.

Изучая вопрос о гарантиях, нужно продумать и назвать нормы, установленные для соблюдения других принципов.

Изучение данной отрасли права должно быть основано на изучении норм трудового права прежде всего по соответствующим законодательным источникам. Только при этих условиях можно хорошо знать, правильно понимать и строго соблюдать законы о труде.

Исходя из общетеоретических положений, необходимо раскрыть понятие источников трудового права, формы их выражения и особенности источников (форм) трудового права.

Изучая вопрос об источниках (формах) права, важно учитывать. определения нормативного правового акта и правовой нормы, приведенные в Разъяснении о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом министра юстиции РФ от 14 июля 1999 г. (Российская газета. 1999. 3 авг.). Важно также знать, какие нормативные правовые акты, кем, в каком порядке, с какой целью и в какие сроки регистрируются. Наряду с указанным Разъяснением см. также Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ 2 августа 1999 г. (Российская газета. 1999. 5 авг.).

При характеристике особенностей источников (форм) трудового права важно учитывать, что они определяются прежде всего спецификой одновременно предмета и метода правового регулирования социально-трудовых отношений, сферой действия соответствующих актов о труде, а также наличием специальных функциональных органов, призванных регулировать социально-трудовые отношения, содействуя реализации принципа социального партнерства.

Важнейшими источниками права Российской Федерации как в целом для всей системы права, так и для отдельных ее отраслей, в частности трудового права, являются Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. и Декларация МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда". Необходимо внимательно ознакомиться с этими конституционными актами. Надо хорошо знать закрепленные в Конституции права и свободы, реализуемые в сфере трудовых отношений. Они указаны в основном в гл. 2 Конституции РФ. Важно внимательно изучить ст. 17, 18, 19, 27, 30, п. 4 ст. 32, 34, 37, 41, 42, 43, 45, 46, ч. 1 ст. 48, 53, 55, ч. 3 ст. 62. Обратить внимание на ст. 15 Конституции РФ, где сказано, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Именно в силу этого закрепленные в Конституции права и свободы, реализуемые в сфере социально-трудовых отношений, составляют правовую основу действия принципа единства в установлении основных условий труда для всех работников, работающих по трудовому договору (контракту). Но принцип единства не исключает необходимости дифференциации, т.е. установления особенностей в правовом регулировании условий труда отдельных категорий работников в связи с особыми условиями их труда, физиологическими особенностями субъектов трудового правоотношения, формой собственности, на базе которой организована трудовая деятельность, и другими важными факторами, предопределяющими необходимость дифференцированного подхода к установлению условий труда путем норм дополнений, норм изъятий или норм, конкретизирующих условия труда, установленные в законодательстве, применительно к соответствующей категории работников.

Поэтому, опираясь на теоретические положения о единстве и дифференциации правового регулирования социально-трудовых отношений, нужно усвоить принцип деления норм законодательства о труде на общие и специальные, раскрыть сферу их действия, пределы применения специальных норм, указать на практическую значимость такого деления, привести примеры общих и специальных норм.

Правовой основой для деления норм трудового законодательства на общие и специальные нормы является, прежде всего, ст. 5 ТК РФ, в которой предусмотрено, что ТК РФ регулирует трудовые отношения всех работников, работающих по трудовому договору. Следовательно, как общее правило, ТК РФ содержит общее законодательство о труде. Вместе с тем, другими нормативными-правовыми актами могут быть установлены особенности в правовом регулировании труда отдельных категорий работников в связи с особыми характером и условиями их труда (природно-климатические и иные условия, особый правовой режим местности, государственная и муниципальная служба и др.). В совокупности они составляют специальное законодательство о труде.

Усвоение вопроса об органах, принимающих законодательные акты о труде, сфере их действия, а также в известной мере вопроса о делении законодательства о труде на общее и специальное невозможно без усвоения необходимости разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений.

Поэтому необходимо внимательно познакомиться со ст. 71и 72 Конституции РФ, уяснив, что вопросы регулирования трудовых отношений являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы, а также иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Необходимо внимательно познакомиться с Федеральным законом от 4 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", в котором раскрываются понятия "предмет ведения Российской Федерации", "предмет совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации", "предмет ведения субъекта Российской Федерации". В этом Законе устанавливаются порядок принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также основные принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий при заключении указанных в Законе договоров и соглашений между соответствующими субъектами.

В сфере регулирования социально-трудовых отношений к ведению федеральных органов государственной власти относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов по следующим вопросам:

  • установление основополагающих начал правового регулирования трудовых отношений
  • установление минимального (гарантированного) уровня трудовых прав и социальных гарантий работникам (продолжительность рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемых отпусков, охрана труда); установление минимального размера оплаты труда; определение процедуры заключения коллективных договоров и соглашений
  • установление порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров
  • организация надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда
  • установление порядка возмещения вреда жизни и здоровью работника при исполнении трудовых обязанностей
  • определение особенностей правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников, регулирование социального страхования

Согласно п. "е" ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации относится также установление основ федеральной политики и принятие федеральных программ в области государственного экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации, в которых, в частности, намечаются главные направления и конкретные мероприятия по реализации важнейших норм о труде. Эти программы в определенной мере также можно отнести к источникам трудового права, если в них есть нормы, регулирующие трудовые отношения лиц, работающих по трудовому договору. Так например, Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. была утверждена Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы (Российская газета. 1996. 5 июня), которая призвана активно содействовать проведению в жизнь Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (Российская газета. 1996. 6 мая).

Органы государственной власти субъектов РФ вправе:

  • повышать за счет собственных средств уровень трудовых прав и социальных гарантий работникам по сравнению с уровнем, установленным федеральными органами государственной власти
  • детализировать, конкретизировать и дополнять правила, установленные федеральными законами или иными нормативными актами, в целях улучшения положения работников
  • принимать нормативные акты по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством

Перечень основных законов и иных актов о труде приведен в ст. 5 ТК РФ. В настоящее время законодательство о труде состоит из ТК РФ и принятых в соответствии с ним законов, регулирующих трудовые отношения работников, работающих по трудовому договору. Наряду с федеральными, в состав трудового законодательства входят и собственные законы и нормативные правовые акты, принятые субъектами Российской Федерации, которые не должны ухудшать положение работников по сравнению с ТК РФ и федеральными законами. При этом необходимо учесть, что нормы, регулирующие трудовые отношения, нередко содержатся также в федеральных законах, не относящихся в целом к сфере отрасли трудового права, например, в Федеральных законах "Об образовании", "О производственных кооперативах" и др. В систему актов о труде входят и подзаконные акты, акты органов местного самоуправления, а также соглашения и локальные акты о труде. К ним относятся:

  • указы Президента РФ, которые не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам
  • постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права и принятые на основании или во исполнение ТК РФ и иных федеральных законов и указов Президента РФ
  • акты, содержащие нормы трудового права, изданные министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, в случаях и в пределах, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, а также указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ

Действующее законодательство четко определило соотношение ТК РФ и иных нормативных правовых актов о труде, что имеет очень важное значение для правоприменительной практики и дальнейшего укрепления законности в сфере трудовых отношений. Так, установлено, что нормы, содержащиеся в других федеральных законах (за исключением случаев установления в федеральных законах особенностей в правовом регулировании труда отдельных категорий работников в связи с особым характером и условиями их труда) и иных нормативных правовых актах, не должны противоречить ТК РФ. В случае противоречия иных правовых актов, указанных в ст. 5 ТК РФ, применяется Кодекс или соответствующий федеральный закон.

Трудовые отношения могут, регулироваться также соглашениями, коллективными договорами и иными локальными нормативными правовыми актами о труде. При этом условия договоров о труде, ухудшающие положения работников по сравнению с законами или иными правовыми актами о труде, являются недействительными. Анализ существующей системы актов, регулирующих трудовые отношения, позволяет, на наш взгляд, подчеркнуть, с одной стороны, возрастающую роль федеральных законов в регулировании условий труда. Подзаконные акты, как правило, принимаются на основании и во исполнение федеральных законов, которые не должны ухудшать положение работников по сравнению с федеральными законами и законами субъектов Федерации. С другой стороны, в состав актов о труде включаются различные договоры (соглашения, коллективные договоры), иные локальные нормативные правовые акты о труде, разработанные и заключенные в соответствии с процедурой коллективно-договорного регулирования, установленного в федеральных законах. Надо учесть, что наличие в законодательной системе актов о труде, установленных государством в централизованном порядке, и норм, установленных в процессе коллективно-договорного регулирования, является одной из особенностей источников трудового права.

В соответствии сост. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы международного права и международные договоры. В связи с этим в случае, если международной конвенцией (имеются в виду конвенции МОТ) установлены более льготные для работников нормы и правила по сравнению с законами и иными правовыми актами Российский Федерации и ее субъектов, и если эта международная конвенция ратифицирована Российской Федерацией, то применяются правила установленные международной конвенцией.

Международные договоры, устанавливающие иные нормы и правила, чем предусмотрено законодательством о труде Российской Федерации, подлежат ратификации в порядке, установленном федеральным законом.

С учетом существующего на практике применения труда иностранных рабочих в российских организациях, а также наличия организаций (фирм), принадлежащих иностранным юридическим и физическим лицам, в которых работают и российские граждане, естественно, встал вопрос о порядке применения законов и иных правовых актов о труде к соответствующим работникам. Поэтому необходимо знать, что законы и иные правовые акты о труде распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, расположенных на территории Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом или международным договором с Российской Федерацией. На лиц, работающих в организациях, учредителями которых полностью или частично являются иностранные юридические или физические лица и которые расположены на территории Российской Федерации, распространяются законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором.

Изучение важнейших законодательных актов о труде невозможно без ознакомления с практикой их применения. Большую помощь в этом вопросе оказывает внимательное изучение постановлений Пленума Верховного Суда РФ, а также постановлений Конституционного Суда РФ, публикуемых в соответствующих Бюллетенях, "Российской газете". Анализ постановлений высших судебных инстанций позволяет теснее увязывать содержание норм о труде с реалиями сегодняшней жизни, давать правильную оценку эффективности действующего трудового законодательства, выявлять имеющиеся пробелы и несовершенство отдельных норм, принимать меры по их устранению.

Что касается вопроса о правовой природе актов высших судебных органов, то следует иметь в виду, что он до сих пор остается дискуссионным. Вместе с тем в трудах некоторых ученых-трудовиков, в частности профессоров Маврина С. П., Хохлова Е. Б. содержатся дополнительные аргументы в подтверждение мнения о признании актов высших судебных органов источником трудового права. Одним из таких аргументов, проиллюстрированных анализом постановлений Пленума Верховного Суда РФ, принятых в последние годы, является вывод о том, что "положения постановлений Пленума Верховного Суда РФ содержат указания на то, как следует решать тот или иной вопрос, не урегулированный в нормативном порядке" (подробнее см.: Курс российского трудового права. Т. 1. Общая часть. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 1996. С. 561-564).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: