Вариант № 3
Для успешного выполнения данного варианта контрольной работы необходимо повторить следующие разделы грамматики русского языка, орфографии, орфоэпии, морфологии, синтаксиса, культуры речи и стилистики (по любому учебнику, включая учебники для общеобразовательной школы, техникума, колледжа), а также использовать основную и дополнительную литературу к данному курсу:
• Правописание суффиксов, приставок, окончаний различных частей речи
• Правописание гласных в корне слова
• Правописание частицы НЕ с разными частями речи
• Правописание Ъ и Ь
• Правописание предлогов С и СО
• Правописание наречий, числительных, сложных слов
• Правописание слов через дефис
• Орфоэпические нормы русского языка
• Состав лексики русского языка
• Синонимы, антонимы и омонимы
• Что такое фразеологизмы
• Художественные тропы и фигуры речи
• Стили речи. Стилистика
Орфография и орфоэпия
1.1. Спишите. Вставьте Ь или Ъ, где это нужно. Составьте 3-4 предложения с
некоторыми из этих слов по вашему выбору.
Стрижёш...ся, маеш…ся, моеш…ся, мылиш…ся, дым пожарищ..., старый фонар...щик, куст был колюч..., суп был хорош..., пасхальный кулич..., модный плащ…, родниковый ключ…, ветер был свеж…, зелёный плющ…, верный товарищ…, зверь был свиреп и злющ…, он был охоч… до рыбалки, пыль сапожищ…, ноч…ной сторож….
Пред…явить, об…ехать, об…явление, с…езд, без…языкий, без…ядерный, с…ябедничать, ад…ютант, фел…д…егерь, сек…юрити, двух…ярусный.
1.2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо, и подчеркните их.
Составьте 3-4 предложения с некоторыми из этих слов по вашему выбору.
Меж…ярусный, меж…языковой, меж…американский, меж…институтский,
меж…облас…ной, меж…сессио…ный, межд…усобицы, между…рядье, транс…европейский,
транс…альпийский, транс…атлантический, транс…сибирский, транс…континентальный,
супер…фосфат, супер…обложка, супер…арбитр, супер…генератор, сверх…человеческий,
сверх…тяж…лый, сверх…урочный, сверх…изыскан…ый, сверх…скорос…ной,
|
сверх…магистральный, сверх…срочник, сверх…срочно…служащий.
1.3. Запишите данные словосочетания в 2 колонки: с приставками ПРЕ - и ПРИ -. Устно
объясните правило. Составьте 5-6 предложений с этими словосочетаниями по вашему выбору.
Пр...ватный разговор, пр...вередливый клиент, пр...обрести товар, пр...странный посетитель, пр...бывать в тоске, пр...бытие поезда, пр…бывание за границей, пр...бавка к пенсии, пр…стиж профессии, пр…амбула документа, пр…лестный ребёнок, пр...клоняться перед красотой, пр...кратить пр…ния, пр...зумпция невиновности, солидное пр...имущество, пр...стижная профессия, понимать пр...вратно, пр…успеть во всём, пр…бить картину, не пр…нижать достоинство, пр…дупредить во…время, не…пр…смыкаться перед сильными мира сего, пр…красный концерт, пр…липчивый субъект, пр…ливная волна, пр…двинуться к краю, пр…ютить старца, органы пр…зрения, пр….рогатива правительства, пр….возной товар.
1.4. Спишите. Устно объясните правописание частицы НЕ- с разными частями речи.
Составьте 5-6 предложений с некоторыми из этих словосочетаний по вашему выбору.
не…дооценить врага; не…жданно-не…гаданно; не…имущие сословия; таблица не…металлов; старческая не…мощь; не…мыслимый наглец; не…казистый вид; не…молчный говор; не…исправимый лжец; не…ликвидный фонд; не…меркнущий свет; за не…имением средств; пришёл не…кстати; выбросили за не…надобностью; отлучиться не…надолго; находиться не…подалёку; не…насытная жажда; стоять не…подвижно; не…писаный закон; не….оценимый вклад; выразить не…одобрение; не…обузданный нрав; не…оспоримый аргумент; не…опалимая купина; чтоб не…повадно было; не…поддельный интерес; не…оглядные просторы; не….поворотливый человек; не….откуда взять; не…опознанный объект; наказание за не…платёж; уму не…постижимо; не…порочное зачатие; не…порочное, а нужное занятие.
|
1.5. Запишите слова в две колонки: первая – с приставкой БЕЗ-, вторая – с приставкой
БЕС-. Устно объясните правописание. Составьте 3-4 предложения с этими словами по вашему
выбору.
Бе…лиственный, бе…хитростный, бе…лимитный, бе…укоризненный, бе…умолчный, бе…отказный, бе…облачный, бе…образный, бе…приютный, бе…памятный, бе…корыстный, бе…визовый, бе…толковый, бе…предметный, бе…домный, бе…доходный, бе…душный, бе…гласый, бе…деятельный, бе…ропотный, бе…мятежный, бе…заветный, бе…билетный, бе…словесный, бе…ъядерный, бе..ъязыкий.
1.6. Внимательно прочитайте. А) Выпишите в две колонки данные слова и
словосочетания: в первую – перед которыми следует употребить предлог С, во вторую – те,
перед которыми необходимо ставить предлог СО. Слова и словосочетания пишите вместе с
выбранным предлогом. Б) Из приведённых примеров отдельной строкой выпишите
фразеологизмы; устно объясните их значение. В) Составьте 5-6 предложений с любыми их этих словосочетаний.
|
Выступать …струнным оркестром, …всеми вместе, кофе …сливками, блинчики …сгущёнкой, …скрученной верёвкой, …скрюченными корнями, взять …стола, снять …стула, …сплетёнными пальцами, …страданием в глазах, …состраданием в сердце, баба-яга …ступой, матч «Зенита» … «Спартаком», …спортивным азартом, девушка …стройной фигурой, парашют …стропилами, встреча …сказкой, разобраться …спорным вопросом, прийти …вступительных экзаменов, …страшной силой, в соответствии...свершившимся фактом, …взведённым курком, …смущённой улыбкой, бороться …скукой, девочка …скакалкой, повариха …скалкой, девушка …стрижкой, бороться …сном, вернуться …свадьбы, …вспоротой раной, …встречным поездом, справиться …сколиозом, в поход …спальным мешком, пустырь …спиленными деревьями, неизвестный...стволом, томик …стихами, по соседству …свалкой, очная ставка …свидетелем, в кармане …ста рублями, …столичным размахом, женщина …странностями, гель …скрабом, …старшим братом, парень …скутером, …свежими силами, старик...старушкой, фильм …страшилками, пироги …сливами, компот …спелыми ягодами, брюки …стр е лками.
1.7. Спишите. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах имён существительных.
Составьте 4-5 предложений с этими словосочетаниями по вашему выбору.
Девч…нка, юбч…нка, собач…нка, рубаш…нка, руч…нка, реч…нка, мальч…нка, шапч…нка, нож…нка, лавч…нка, лапч…нка.
Дириж…р, коммивояж…р, ухаж…р, массаж…р, режисc…р, тренаж…р, пастиж…р.
1.8. Спишите. Вставьте, где это необходимо, суффиксы – Н-, -НН - в полных причастиях (и сложных прилагательных). Составьте 4-5 предложений с этими словосочетаниями по вашему выбору.
Златокова…ый сундук, златотка…ый узор, златору….ый свиток, златостру….ый инструмент, златоуст…ый проповедник, златолист…ый наряд осени, златовлас…ый старец, златоверх…ий собор.
Свежемороже…ый карп, свежезаморож….ый продукт, клубничное мороже…ое, мороже…ое мясо, только вчера мороже…ое масло, отмороже…ые руки, подмороже…ые яблоки, свежевыкраше…ый забор, свежевскопа…ый огород, свежевыбеле…ый лоскут, свежевыловле…ый судак, свежевыструга…ный наличник, свежеиспечё…ый пирог, свеженадое…ое молоко, свежеокраше…ый дом, свежеприготовле…ый сок, свежескоше…ый луг.
1.9. Спишите. Вставьте необходимые буквы Е\Ё в суффиксах кратких причастий.
Составьте 3-4 предложения с этими словосочетаниями по вашему выбору.
Отороч…н (рукав мехом), отточ…н (язык), поверж…н, подожж…н, пораж…н, посаж…н, постриж...н, приглаж…н, приглаш…н, приглуш…н, придуш…н, притуш…н, разбуж…н, размозж…н, располож…н, ублаж…н, увлеч…н, удуш…н, укороч…н.
1.10. Спишите. Вставьте пропущенные буквы: в корне, в суффиксе, в приставке. Устно
объясните правописание. Составьте 5-6 предложений с этими словами и словосочетаниями по
вашему выбору.
Бе...вкусица, бе...численный, бе…дарь, бе…компромис…ный, бе…во…ме…дный, бе…толковый, бе…примерный, бе…вольный, бе…ынтересный, бе…ымянный, бе…ысходный, бе…ра….удный, бе…ъядерный, бе…ъязыкий, и…ъезжен…ый, и…ысканный, и…устный, и…дали, и….тари, и…подлоб…я, и…верг, и…сечь, и…пуг, и…кус, и…бавление, и...подволь, и…вестие, не…вежий, не...дешний, тамо…ний, сни…хождение, ни...провержение, ни…вержение, таможе…ый, творож…ый, тревож…ый, травя…ой чай, покло…ый крест, об…езжен…ый конь, об…ять не…об…ятное, об…ёмистый том.
1.11. Спишите. Вставьте Ь, где это нужно, подчеркните его. Составьте 5-6 предложений с некоторыми из этих слов по вашему выбору. Отдельной строкой выпишите фразеологизмы, определите, что они означают. Составьте с ними предложения.
Стрижёш...ся, маеш…ся, моеш…ся, мылиш…ся, как гора с плеч…, дым пожарищ..., старый фонар...щик, куст был колюч..., золотая молодёж…, суп был хорош..., у высоких круч…, пасхальный кулич..., стая грозовых туч…, хвалебная реч…, модный плащ…, родниковый ключ…, тиш… да блаж… да божья благодать, ветер был свеж…, зелёный плющ…, медный грош…, нестерпимая суш…, верный товарищ…, глубокая теч…, красивая брош…, зверь был свиреп и злющ…, он был охоч… до рыбалки, пыль сапожищ…, ноч…ной сторож….
1.12. Спишите. Вставьте в окончаниях глаголов необходимые буквы, подчеркните их.
Составьте 5-6 предложений с некоторыми из этих слов по вашему выбору.
Снег та...т, надежды та…т с каждым днём; он ненавид...т; вчера увид...лся с друзьями; увид…ш…ся завтра; приеду, если вышл...те деньги; немедленно вышл…те деньги!, загад...вать наперёд; войска обескров...ло наступление; подкле…л туфли; возьм…те на…прокат; виноград скоро вызре…т; созре…т плоды в саду; реша…шь задачу; пиш…шь письмо; небо светле…т; луга зелене…т; облако проплыва…т мимо; луна желте…т; звёзды мерца…т; вы пиш…те диктант; у меня прос…ба: выпиш…те мне рецепт; вы дел…те имущество; выдел…те мне участок; вы выйд…те мне навстречу? приказываю: выйд…те на связь!
Лексика и фразеология
2.1. Внимательно прочитайте группу синонимов. Спишите, вставьте пропущенные
буквы, раскрывая скобки. Составьте 2-3 предложения с некоторыми из них по вашему выбору.
Каждое предложение пишите с новой строки, нумеруйте.
Нужда – (с)прос, (не)воля, злыдни, надобнос…ть, (не)обходимость, обязан…ость, потребнос…ть, лишения, беднос…ть, бе…хлебица, (не)достаток, нищенс…во, (не)имение, отсутс…вие, нищета, крайнос…ть, скудос…ть, убожество.
2.2. Самостоятельно подберите и запишите максимальное количество антонимов к слову близко. Составьте с ними 2-3 предложения.
2.3. Омонимы полные (абсолютные) — омонимы, у которых совпадает вся система форм. Например, наряд (одежда) - наряд (распоряжение), горн (кузнечный) - горн (духовой инструмент). По этому образцу подберите самостоятельно и запишите не менее 10 омонимов с пояснительными словами. Составьте 3-4 предложения с выбранными вами омонимами.
2.1. Внимательно прочитайте группу слов. Выпишите только те, которые являются
неологизмами наших дней. Значение неизвестных вам слов найдите в соответствующих
словарях. Составьте 3-4 предложения с некоторыми неологизмами по вашему выбору.
Маркетинг, менеджмент, мерчендайзер, масс-медиа, мафия, мониторинг, паблисити, плюрализм, рейтинг, ротация, рэкет, саммит, комиссар, комдив, нарком, комкор, атаман. К какому пласту лексики относятся данные слова:
A) Исконно русские
Б) Заимствования из славянских языков
B) Заимствования из неславянских языков
Г) Архаизмы, переходящие в активный запас современного языка
Художественные тропы и стилистические фигуры речи
3.1. Определите художественные тропы и стилистические фигуры в приведённом ниже
поэтическом отрывке:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин)
A) Олицетворение Б) Эпитет
B) Сравнение
Д) Метонимия
Г) Анафора
Д) Риторические обращения
Стили речи и стилистика
4.1. Внимательно прочитайте. Определите, к какому стилю относится приведённый ниже отрывок:
A) Художественному
Б) Научному
B) Публицистическому
Г) Официально-деловому
Д) Разговорному
Гоголь умер!... Какую русскую душу не потрясут эти два слова? Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, назвать великим. Человек, который своим именем означал эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших! Он умер, поражённый в самом цвете лет, в разгар сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников. (И.С. Тургенев)
4.2. Прочитайте внимательно отрывок: «1. Государственным языком Российской
Федерации на всей её территории является русский язык. 2. Республики вправе устанавливать
свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного
самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с
государственным языком Российской Федерации. З. Российская Федерация гарантирует всем
её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».
Определите: а) слова употребляются в прямом или в переносном смысле; б) имеются ли
образные выражения; в) как называется документ, в котором записаны эти слова; г) к какому
стилю относится данный отрывок.
A) Научному
Б) Публицистическому
B) Официально-деловому
Г) Дипломатическому
Д) Юридическому