Компенсация затрат работников, приобретающих спецодежду




Трудовое законодательство

 

Порядок обеспечения работников специальной одеждой регулируется трудовым законодательством. Трудовой кодекс обязывает работодателя бесплатно предоставлять сотрудникам спецодежду. Статья 221 ТК РФ регламентирует общий порядок ее выдачи, из которого можно сделать следующие выводы:

- специальную одежду нужно выдавать только тем работникам, которые заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

- для разных видов профессий и работ предусмотрена определенная специальная одежда, которая выдается в соответствии с типовыми нормами, установленными Минздравсоцразвития, либо более высокими нормами, установленными организацией;

- работникам выдается спецодежда, прошедшая сертификацию или декларирование;

- спецодежду работник получает от работодателя бесплатно;

- работодатель за счет собственных средств осуществляет хранение, стирку, сушку, ремонт и замену специальной одежды.

Бухгалтерский учет

 

Основным документом, регулирующим бухгалтерский учет специальной одежды, являются Методические указания по учету спецодежды.

Согласно п. п. 13, 20 Методических указаний по учету спецодежды движение спецодежды учитывается с применением счета 10 "Материалы", к которому открываются субсчета:

- 10-10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе";

- 10-11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации".

Первый субсчет используется для учета поступления, наличия и движения спецодежды в местах ее хранения, а второй субсчет - для учета переданной в эксплуатацию, выданной работникам спецодежды.

Однако в силу п. 9 Методических указаний по учету спецодежды предприятие может организовать учет специальных инструментов, специальных приспособлений, специального оборудования в порядке, предусмотренном для учета основных средств, в соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств". В Письме Минфина России от 12.05.2003 N 16-00-14/159 сказано, что подобный порядок может применяться и в отношении специальной одежды.

После прочтения данного Письма у бухгалтера обычно возникает вопрос о том, каким образом нужно трактовать данное разрешение финансистов: позволяет ли оно учитывать специальную одежду на счете 01 "Учет основных средств"? Ответ отрицательный, иначе это противоречило бы положениям Методических указаний по учету спецодежды: их п. п. 13 и 18 предусматривают, что спецодежда до передачи ее в эксплуатацию учитывается только на счете 10 "Материалы".

 

Бухгалтерский учет спецодежды

Документооборот при учете спецодежды осуществляется с применением следующих первичных учетных документов:

- оприходование спецодежды оформляется приходным ордером (форма N М-4);

- передача спецодежды в эксплуатацию может оформляться требованием-накладной (форма N М-11), накладной на отпуск материалов на сторону (форма N М-15), лимитно-заборной картой (форма N М-8);

- выдача работникам специальной одежды, а также ее возврат находят отражение в личных карточках работников, в которых указывается срок полезного использования. Этот документ служит подтверждением начала и прекращения носки специальной одежды.

Методические указания по учету спецодежды предусматривают специальный порядок списания стоимости спецодежды, отличный от того, который предусмотрен для МПЗ в ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов". Стоимость специальной одежды погашается линейным способом в течение срока полезного использования, установленного в типовых нормах (п. 26 Методических указаний по учету спецодежды). Отметим, что Указания не оговаривают момент начала списания стоимости спецодежды - в месяце передачи одежды в эксплуатацию или в следующем за ним месяце. Имеет смысл прописать этот момент в учетной политике.

Если срок эксплуатации спецодежды не превышает 12 месяцев, то при передаче в эксплуатацию ее стоимость можно списать единовременно (п. 21).

Налог на прибыль

 

При учете затрат на спецодежду для целей исчисления налога на прибыль бухгалтер должен обратить внимание: на порядок учета расходов;

В целях соблюдения указанных ограничений необходимо, чтобы спецодежда выдавалась соответствующей категории работников в пределах:

- типовых норм;

- норм, превышающих типовые, если они установлены в организации в соответствии со ст. 221 ТК РФ;

- в пределах обоснованных норм, утвержденных организацией для профессий (должностей), видов работ, не поименованных в типовых нормах.

Кроме этого, выдача специальной одежды должна быть документально подтверждена. Важность вышеуказанных факторов подтверждается выводом ФАС СКО, который в Постановлении от 04.06.2008 N Ф08-2581/2008 указал, что организация неправомерно завысила расходы на спецодежду, приобретенную в больших объемах, чем фактически передано в производство, и выдаваемую работникам сверх утвержденных норм. Суд основывался на том, что организация не доказала факт введения в эксплуатацию спецодежды в указанных ею объемах ввиду следующего:

- ведомости учета движения спецодежды не формировались;

- выдача работникам и сдача ими специальной одежды в личные карточки работников не записывались.

Подпункт 3 п. 1 ст. 254 НК РФ относит к материальным расходам, в частности, затраты на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды, других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Обращаем внимание на слова не являющихся амортизируемым имуществом. Они относятся не только к другому имуществу, но и к перечисленным средствам индивидуальной и коллективной защиты. Из этого можно сделать вывод, что расходы на специальную одежду учитываются в составе материальных, только если она не соответствует критериям амортизируемого имущества. Если же она признается амортизируемым имуществом, в отношении нее нужно начислять амортизацию.

Контролирующие органы говорят о возможности учета затрат на спецодежду в составе материальных расходов (см., например, Письма Минфина России от 24.06.2009 N 03-03-06/1/425, УФНС по г. Москве от 15.01.2009 N 19-12/001813, от 29.12.2008 N 19-12/121868). Они не высказали официального мнения относительно того, обязана ли организация учитывать спецодежду, удовлетворяющую критериям признания актива амортизируемым имуществом, в составе амортизируемого имущества. В то же время в Письме от 03.12.2009 N 03-03-06/1/787 финансистами рассмотрена ситуация, когда актив в бухгалтерском учете был учтен с применением счета 10, а в налоговом учете соответствовал критериям амортизируемого имущества. Чиновники указали: так как изначально спецоснастка в бухгалтерском учете выступала в качестве материалов с оформлением соответствующих первичных документов (а именно требования-накладной формы N М-11 и акта на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов формы N МБ-8), то она, учтенная организацией в составе оборотных активов, не может быть признана амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли. Не исключено, что данный подход впоследствии может быть распространен и на спецодежду. До тех пор предлагаем руководствоваться приведенными выше нормами Налогового кодекса: не соблюдаются критерии, установленные для ОС, - списываем как материалы, соблюдаются - переносим стоимость посредством амортизации.

Примечание. Спецодежда, срок службы которой превышает 12 месяцев и стоимость выше 20 000 руб., учитывается в порядке, предусмотренном для ОС.

Временные разницы. В случаях, когда для целей бухгалтерского учета срок носки спецодежды превышает 12 месяцев, а также когда не превышает, но стоимость списывается в течение 12 месяцев (а в налоговом учете затраты учитываются в составе материальных), возникают налогооблагаемые временные разницы и, соответственно, отложенные налоговые обязательства.

Профессии (виды работ) не поименованы в типовых нормах.

Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды не могут охватить все возможные виды работ, при которых на сотрудника воздействуют вредные или опасные производственные факторы и когда ему положена специальная одежда. Соответственно, работодатель по итогам аттестации рабочих мест может выявить такие виды профессий и работ, которые не отражены в типовых нормах. При этом возникает вопрос: в пределах каких норм нужно выдавать спецодежду и можно ли учесть такие расходы? Финансисты в Письме от 24.06.2009 N 03-03-06/1/425 разъяснили: когда опасные условия труда подтверждены аттестацией рабочих мест, специальную одежду нужно выдавать работникам в соответствии с типовыми нормами, предусмотренными для сходных профессий с опасными условиями труда. В этом случае расходы на приобретение спецодежды признаются обоснованными. ФАС ДВО в Постановлении от 13.02.2008 N Ф03-А59/07-2/5933 отметил, что организация вправе учесть затраты на приобретение для своих работников спецодежды, не поименованной в типовых нормах, так как расходы являются экономически обоснованными и документально подтвержденными, а перечень учитываемых расходов открыт. Аналогичное мнение высказал ФАС СЗО в Постановлении от 15.04.2008 N А56-9310/2007, считая обоснованным учет расходов на специальную одежду, не предусмотренную типовыми отраслевыми нормами, выдаваемую работникам организации, занятым в производственном процессе, по нормам, утвержденным и согласованным с Главной государственной инспекцией труда по области. Правомерным учет расходов на спецодежду, выдаваемую работникам профессий (должностей), которые не предусмотрены типовыми нормами, данный суд посчитал и в Постановлении от 20.08.2008 N А56-27963/2007.

 

НДФЛ и страховые взносы

 

Объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный физическим лицом в денежной и натуральной формах (ст. 209 НК РФ). При этом ст. 41 НК РФ доходом для целей исчисления данного налога признает экономическую выгоду физического лица в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую в соответствии с гл. 23 НК РФ. Поскольку специальная одежда выдается работнику для выполнения им трудовой функции и такая выдача предусмотрена трудовым законодательством, у работника не возникает экономическая выгода, поэтому отсутствует и объект налогообложения.

Подобный вывод сделан в Письме Минфина России от 31.08.2009 N 03-04-06-01/226, правда, использовано другое обоснование: выплаты в виде стоимости специальной одежды, выдаваемой работникам по типовым отраслевым нормам, не подлежат обложению НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ, то есть как компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством и связанные с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Если специальная одежда выдается работникам, профессии (должности) которых не поименованы в типовых нормах, то налоговая инспекция может признать ее выдачу доходом работников и начислить НДФЛ. Этот подход является неверным, так как выдача специальной одежды подобным работникам может быть обоснована при наличии необходимых документов, о чем было написано в предыдущем разделе статьи.

ФАС СЗО в Постановлении от 20.08.2008 N А56-27963/2007 не признал выдачу спецодежды работникам, должности которых не были поименованы в типовых нормах, их доходом. Суд сделал вывод, что спецодежда выдавалась для производственных целей, поэтому не подлежит обложению НДФЛ. Он обратил внимание на следующие моменты:

- в организации издан приказ о выдаче спецодежды, в котором указано, сотрудникам каких подразделений и при выполнении каких видов работ, связанных с производственными целями, выдается спецодежда;

- заполнена ведомость учета специальной одежды, содержащая подписи лиц, получивших спецодежду;

- составлен и подписан акт о списании специальной одежды.

Исходя из этого, судьи заключили, что спецодежда не может являться вознаграждением работников за выполненные ими трудовые обязанности, а также доходом, полученным ими в натуральной форме, так как выдавалась работникам во временное пользование и только на время выполнения трудовых обязанностей.

Расходы на специальную одежду освобождаются и от обложения страховыми взносами на основании пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ как компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством), связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Подобный вывод по аналогии можно сделать и из Писем Минфина России N 03-04-06-01/226 и УФНС по г. Москве от 29.12.2008 N 19-12/121868, касающихся обложения ЕСН.

 

Компенсация затрат работников, приобретающих спецодежду

 

Один из способов обеспечения работников бесплатной спецодеждой заключается в компенсации работодателем их затрат, связанных с ее приобретением. Применение данного подхода приводит к возникновению вопросов в плане налогообложения. По нашему мнению, способ обеспечения работников специальной одеждой не должен влиять на обоснованность расходов, а также на освобождение выплат от обложения НДФЛ и страховыми взносами. Эту позицию разделяют финансисты в Письме от 31.08.2009 N 03-04-06-01/226, где речь идет об исчислении налога на прибыль.

Подобные выплаты работникам ФАС ДВО в Постановлении от 15.06.2009 N Ф03-2484/2009 признал освобождаемыми от обложения НДФЛ. Суд учел наличие плана действий организации в сфере охраны труда, здоровья, окружающей среды и социальной защиты, которым предусмотрено обеспечение сотрудникам компании безопасных условий труда, а также выдача соответствующих средств индивидуальной защиты. Кроме того, обеспечение компанией условий работы в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями безопасности было предусмотрено трудовыми договорами (контрактами).

 

Увольнение работника

 

При увольнении работник должен вернуть в организацию специальную одежду, срок носки которой еще не истек. Ее возврат прописывается в личной карточке работника. При этом в бухгалтерском учете на сумму остаточной стоимости составляется проводка, отражающая перевод спецодежды из категории "находящаяся в эксплуатации" в категорию "находящаяся на складе".


 

ОСНОВНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ

В новой редакции пункта 1 Правил добавлен абзац 3, уточняющий понятие других средств индивидуальной защиты помимо спецодежды и спецобуви. Отметим, раньше такого перечня дополнительных средств защиты не было.

К дополнительным средствам защиты, которыми работодатель обязан обеспечить работников, относятся изолирующие костюмы, средства защиты органов дыхания, средства защиты рук, средства защиты головы, средства защиты лица, средства защиты органов слуха, средства защиты глаз, предохранительные приспособления. Такое добавление существенно облегчает жизнь работодателям. Раз эти дополнительные средства защиты упомянуты в Правилах, теперь с полным основанием расходы по их приобретению и выдаче работникам можно списать в целях налогообложения прибыли.

Ввиду того, что спецодежда нуждается в чистке, в Правилах теперь предусмотрено, что работодатель может выдать работнику два комплекта спецодежды. При этом для нее предусмотрен удвоенный срок носки (абз. 2 п. 26 Правил). О том, как это отразить в бухгалтерском учете, мы расскажем ниже.

Еще одно важное добавление. Спецодежда и спецобувь теперь могут быть использованы по назначению еще раз после того, как работники ее вернут. Это можно будет сделать после ее ремонта, чистки, дезинфекции (п. 19 Правил). В связи с этим дальше мы дадим рекомендации о бухгалтерском учете повторной выдачи спецсредств.

К другим новым полезным для работодателя добавлениям можно отнести следующее. В ряде случаев работодатель может заменить одно средство индивидуальной защиты другим. Замену нужно согласовать с государственным инспектором по охране труда и профсоюзным органом (при его наличии). В новой редакции пункта 5 Правил появилось добавление в видах взаимозаменяемых СИЗ. Теперь можно, например, заменить рукавицы на перчатки, а прорезиненный фартук на фартук из полимерных материалов.

Из текста Правил изъяты все нормы о включении в себестоимость продукции затрат по обеспечению работников СИЗ. Но не стоит обращать на это внимание. В любом случае Правила не могут устанавливать какие-либо нормы по налогообложению организаций. Такие затраты включаются в расходы в соответствии с главой 25 НК РФ. Об этом мы подробнее расскажем ниже.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Бухгалтерский учет СИЗ организации ведут в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утв. приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н; далее - Методические указания).

Приобретение СИЗ

СИЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которая складывается из фактических затрат организации на их приобретение или изготовление. Стоимость СИЗ отражается на счете 10 «Материалы» субсчет 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» или субсчет 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».

Выдача СИЗ

Работник может получить защитные средства на длительный срок или на время выполнения определенной работы. В первом случае спецсредства выдаются со склада, а во втором - мастером или бригадиром перед началом смены.

Выдача спецодежды и спецобуви и ее возврат фиксируются в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты, которая приведена в приложении к Правилам. В ней указывается документ, на основании которого выдается спецодежда, срок носки, процент износа. Если СИЗ выдаются со склада на длительный срок, то кладовщик должен сделать запись в ведомости учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений по форме № МБ-7 (утв. постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а; далее - постановление № 71а).

Погашение стоимости СИЗ

В бухгалтерском учете стоимость спецодежды погашается линейным способом, исходя из сроков полезного использования, которые установлены типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи спецодежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты. Исключением являются СИЗ со сроком полезного использования менее 12 месяцев, расходы на приобретение которых включаются в затраты на производство в момент их передачи (отпуска) сотрудникам организации (п. 21 Методических указаний).

Срок полезного использования рассчитывается со дня фактической выдачи СИЗ работникам. Обратите внимание, что изменения, внесенные в Правила, позволяют работодателям выдать работникам второй комплект спецсредств на время чистки и

Возврат СИЗ

Но работник может вернуть СИЗ и при других обстоятельствах, например, когда он увольняется. Если работник возвращает спецодежду и спецобувь до окончания сроков их носки, то они учитываются по остаточной стоимости, при этом нужно сделать обратную запись:

Дебет 10-10 Кредит 10-11

- работником возвращена спецодежда в связи с увольнением.

При возврате спецодежды и спецобуви делается специальная пометка в личной карточке сотрудника и в ведомости по форме № МБ-7. С этого момента погашение стоимости средств индивидуальной защиты прекращается. Если работник при увольнении не вернул СИЗ, организация может на основании приказа руководителя организации удержать с него их остаточную стоимость (п. 64 Методических указаний).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: