РЕЗОЛЮЦИЯ
Областного образовательного форума
«Ключевые направления достижения стратегической цели по вхождению Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»
РЕЗОЛЮЦИЯ
областного образовательного форума
«Ключевые направления достижения стратегической цели по вхождению Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»
Одобрена участниками переговорных площадок 17, 18, 19 августа 2020 года и пленарного заседания областного образовательного форума 25 августа 2020 года
Участники областного образовательного форума (далее – Образовательный форум) ˗ педагоги, административно-управленческий персонал образовательных учреждений, руководители органов местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, эксперты, наставники молодежи обсудили результаты реализации национального проекта «Образование» на территории Саратовской области, определили проблемы и наметили меры по развитию сферы образования в регионе в соответствии с Указом Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Стратегическая цель по вхождению Российской Федерации в число 10 ведущих стран по качеству общего образования требует слаженной и системной работы участников образовательных отношений на всех уровнях управления, а также общей концентрации усилий и взаимосвязанных действий.
В ходе обсуждения актуальных вопросов участники переговорных площадок Образовательного форума отметили положительные результаты работы региональной системы образования в направлении развития инфраструктуры сел и малых городов. В 2019 и 2020 годах создано 107 центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»; построено, реконструировано и отремонтировано 5 школ в соответствии с паспортом регионального проекта «Современная школа».
Реализация образовательных программ в сетевой форме и расширение возможностей детей в освоении программ общего образования невозможны без формирования единого цифрового пространства и развития дистанционных форм обучения. В настоящее время в Саратовской области в рамках национального проекта «Образование» реализуется региональный проект «Цифровая образовательная среда». Проект позволит обновить материально-техническую базу 102 образовательных организаций, провести анализ состояния сайтов образовательных учреждений, скорости доступа к сети Интернет и наличия квалифицированных кадров.
На базе государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» открыты и успешно функционируют образовательные порталы (https://teacher.soiro.ru; https://edusar.soiro.ru), пользователями которых являются более 20 тыс. педагогов и 9 тыс. обучающихся.
Участники форума обсудили вопросы диагностики и формирования функциональной грамотности, внедрения концептуальных направлений учебных предметов и предметных областей. Спикерами отмечено, что для динамического повышения качества образования необходимо усилить работу по организационно-правовому обеспечению образовательного процесса, проведению общесистемных мероприятий, обновлению содержания образовательных программ.
Актуальной остается задача привлечения в профессию, сопровождения и сохранения начинающих педагогов в коллективе. В регионе сложился положительный опыт адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов. В дальнейшем необходимо объединить усилия по повышению эффективности профессиональной деятельности учителя в первые годы работы, созданию межмуниципальных площадок для обмена опытом по вопросам развития педагогических кадров и формированию позитивного имиджа профессии учителя.
Участники переговорных площадок Образовательного форума отметили важность организации воспитательного процесса в обеспечении качества общего образования, включая достижение целевых показателей регионального проекта «Успех каждого ребенка». ФЗ-304 от 31 июля 2020 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»закрепляет необходимость разработки рабочих программ воспитания в образовательной организации. С сентября 2020 года образовательные организации должны начать подготовку рабочих программ воспитания.
Система образования представляет собой множество разнообразных форм воспитания и развития подрастающего поколения. В области внедрена целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей. В 2019 году 49 % муниципалитетов включились в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (ПФДО), охват детей составил 23,8 %. В систему персонифицированного учета вошли 100 % муниципальных образований. По данным портала-навигатора, выдано более 168 тыс. сертификатов дополнительного образования детей. Услуги по дополнительному образованию детей оказывают 1 092 образовательных организации, в том числе 1 063 учреждения муниципального, регионального и федерального подчинения, которые находятся на государственном финансировании.
Большим вкладом в обеспечение условий для формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи является реализация проектов «Билет в будущее», «ПроеКТОриЯ», «Кадры будущего для региона». Огромную роль в ранней профориентации школьников и формировании способности к профессиональному самоопределению играют скоординированные действия образовательных организаций всех уровней, а также семьи, общественных объединений и других социальных институтов, ответственных за воспитание, образование, профессиональное обучение. В настоящее время в регионе большое внимание уделяется проведению профориентационной работы в новом формате с использованием инновационных практик. В 2020 году запланировано проведение курсов повышения квалификации для педагогических работников всех квалификационных категорий по дополнительной профессиональной программе «Новый формат профориентации в образовательной организации».
По итогам проведения переговорных площадок и обсуждения вопросов Образовательного форума, участники предлагают реализовать следующие меры по развитию системы образования Саратовской области.
1. Министерству образования Саратовской области во взаимодействии с государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования», органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (по согласованию), образовательными организациями (по согласованию):
– создать условия для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, в том числе разработать план мероприятий по осуществлению регионального проекта «Современная школа», обеспечивающего достижение результатов национального проекта «Образование» в части результата «не менее 70 % организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, реализуют общеобразовательные программы в сетевой форме», и включить его в план по выполнению регионального проекта Саратовской области;
- организовать и провести региональный конкурс «Лучшая сельская школа» для общеобразовательных организаций Саратовской области в срок до 1 декабря 2020 года;
- разработать и утвердить Концепцию формирования информационно-образовательной среды Саратовской области до 31 декабря 2020 года;
- включить в дополнительные профессиональные программы модуль по цифровым технологиям в рамках реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» в 2021 году;
- провести независимую оценку качества образования образовательных организаций, реализующих услуги дополнительного образования детей (оценка занятий в кружках/секциях родителями, оценка образовательных программ; оценка занятий в кружках/секциях обучающимися) в IV квартале 2020 года;
- презентовать лучшие практики дополнительного образования в Саратовской области по итогам 2020 года в рамках видео-конференц-связи в декабре 2020 года;
- ежеквартально проводить заседания межведомственного совета по внедрению и реализации целевой модели ДОД в рамках осуществления регионального проекта «Успех каждого ребенка» в части реализации целевой модели развития региональной системы дополнительного образования;
- открыть к 1 сентября 2021 года один стационарный и один мобильный детский технопарк «Кванториум» в г. Балаково.
2. Министерству образования Саратовской области во взаимодействии с государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования», государственным автономным учреждением Саратовской области «Региональный центр оценки качества образования»:
- сформировать координационный совет проекта по работе с общеобразовательными организациями с низкими образовательными результатами в срок до 15 сентября 2020 года;
- разработать дорожную карту по организации работы с общеобразовательными организациями с низкими образовательными результатами в 2020/2021 учебном году в срок до 1 октября 2020 года;
- оказать методическую поддержку и помощь образовательным организациям в разработке рабочих программ воспитания;
- выявить и распространить лучшие практики поддержки деятельности
классных руководителей в муниципальных районах Саратовской области в срок до 1 июля 2021 года;
- открыть к 1 сентября 2021 года Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников на базе ГАУ ДПО «СОИРО»;
- открыть к 1 сентября 2021 года Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов на базе ГАУ СО «РЦОКО».
3. Министерству образования Саратовской области во взаимодействии с организациями области – социальными партнерами образовательных организаций (по согласованию):
- обеспечить выполнение целевого показателя «Количество участников открытых онлайн-уроков, осуществляемых с учетом опыта цикла открытых уроков «ПроеКТОриЯ», «Уроки настоящего» или иных аналогичных по возможностям, функциям и результатам проектов, направленных на раннюю профориентацию» в рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» в 2020 году;
- организовать и провести Единую неделю профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области с целью формирования и развития системы профессионального самоопределения в ноябре 2020 года.
4. Главам муниципальных районов (городских округов):
- всесторонне содействовать организации социального партнерства при реализации образовательных программ в сетевой форме.
- принять меры по обеспечению охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами к концу 2020 года до 75 %, к концу 2021 года до 76 %, в том числе дополнительными общеразвивающими программами технической и естественно-научной направленности, к концу 2020 года до 20 %, к концу 2021 года до 25 %;
- принять меры по обеспечению во втором полугодии 2020 года охвата программами дополнительного образования, в том числе дистанционным, не менее 46 % детей Саратовской области с ограниченными возможностями здоровья;
- в октябре 2020 года провести анализ зачисления детей на дополнительные общеобразовательные программы в муниципальных сегментах регионального портала-навигатора; по результатам анализа провести совещание с руководителями образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы.
- организовать разработку рабочих программ воспитания на основе Примерной программы воспитания; одобренной на заседании Федерального учебно-методического объединения и внесенной в Реестр примерных основных общеобразовательных программ, в срок до 1 мая 2021 года;
- организовать 1 сентября 2020 года работу по подключению образовательных организаций к Всероссийскому открытому онлайн-уроку, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
5. Государственному автономному учреждению Саратовской области «Региональный центр оценки качества образования»:
- организовать мониторинг объективности проведения Всероссийских проверочных работ в сентябре 2020 года (по плану Минпросвещения РФ).
6. Государственному автономному учреждению дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования»:
- в ноябре 2020 года провести конференцию для работников системы дополнительного образования (в ивент-формате) по вопросу «ПФДО: проблемы внедрения и пути их решения в Саратовской области»;
- до 15 декабря 2020 года разработать и реализовать в 2021 году дополнительные профессиональные программы для руководителей образовательных организаций и их заместителей, учителей-предметников, педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся средствами учебных предметов и дополнительного образования детей;
- организовать внедрение моделей доступности дополнительного образования «Мобильный десант» и «Сетевая мобильность» в муниципальных районах области (2020/2021 учебный год);
- организовать и провести курсы повышения квалификации для педагогических работников всех квалификационных категорий по дополнительной профессиональной программе «Новый формат профориентации в образовательной организации» в ноябре 2020 года;
- совершенствовать работу по методическому сопровождению и профессиональной поддержке молодых педагогов, проектированию и реализации карьерных перспектив учителей в рамках проведения конкурса профессионального мастерства «Педагогический дебют» в ноябре 2020 года;
- провести слет лучших учителей Саратовской области для выявления, обобщения и распространения опыта учителей – победителей ПНПО и конкурса «Учитель года» Саратовской области для повышения профессионального уровня молодых педагогов в октябре 2020 года;
- провести анализ данных мониторинга методической деятельности в муниципальных районах Саратовской области (Приказ министерства образования Саратовской области № 1156 от 18.08.2020 «Об утверждении Концепции развития методической службы в системе образования Саратовской области на 2020–2022 годы») до 1 сентября 2020 года.
7. Образовательным организациям общего и дополнительного образования:
- внести изменения в основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на эффективное формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся, до 1 октября 2020 года;
- предусмотреть в дополнительных общеобразовательных программах на 2021 год модуль по реализации технологии наставничества, включающий в себя проектную деятельность, создание клубов по интересам с лидером-наставником, ментором, создание продукта, выездные мероприятия, экскурсии в место обучения наставника, определение образовательной траектории;
- с целью профилактики безнадзорности среди несовершеннолетних, в том числе из семей мигрантов, организовать работу по вовлечению детей в объединения и секции дополнительного образования (2020/2021 учебный год).