Василий Гроссман « Жизнь и судьба»




Рассказ «Судьба человека» Михаила Шолохова

Проблема выбора – самая главная в жизни любого человека. Как поется в одной знаменитой песне: «Женщину, религию, дорогу каждый выбирает по себе, дьяволу служить или пророку - каждый выбирает по себе». Ежедневно перед нами ставятся вопросы, как поступить, что будет вернее: свернуть налево или направо? Война ломает судьбу человека и он не может защитить от ее ударов ни себя, ни семью. Шолохов показывает, как война отражается на личной судьбе обыкновенного человека. Андрей Соколов теряет свою семью: жена и дочери погибают в тылу во время бомбежки, - в их дом попадает бомба предназначенная для авиазавода, который находился рядом с их домом сын- на фронте в последний день войны Другой человек мог бы думать о самоубийстве, но Андрей Соколов не только выбрал жизнь, а и совершил поступок - решился взять мальчика к себе, взвалить на себя заботу об этой «мелкой птахе». На душе у героя стало светло. Правильный нравственный выбор всегда приносит с собой счастье и ощущение справедливости. В своем рассказе Шолохов просто показал на примере одной, отдельно взятой судьбы человека, как нравственный выбор изменяет нашу жизнь.

 

Великий немецкий писатель Фридрих Шиллер писал: «Честь дороже жизни». Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство – может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет её, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.

Василий Гроссман «Жизнь и судьба

Анна Семёновна пишет сыну, что людей трудно понять по- настоящему. Её соседка, сын которой женат на еврейке, произносит страшную фразу: «Слава богу, жидам конец!». А Щукин, который, как казалось Анне Семёновне, был чёрствым человеком, помог ей доне­сти вещи, дал денег и сказал, что раз в неделю будет приносить хлеб к ограде гетто. Нравственное размежевание происходит и среди евреев. Вот богатая еврейка вздыхает: «Всё погибло, мы погибли». Однако при этомследит за тем, чтобы её дочь Люба, доброе и милое существо, не дала кому-нибудь горсть фасоли или ломтик хлеба.Анна Семёновна подмечает, что еврейская беднота, обречённая на гибель, куда благороднее, умнее и шире тех, кто ухитрился запастись кое-какими продуктами. Как трогательно вручают они ей за лечение кусок хлеба, луковку или горсть фасоли!Студентка скрывает раненного в плечо лейтенанта, люди приносят ему картошки и хлеба, и в то же самое время Шперлинг зовет печни­ка, чтобы тот сделал в стене тайник для муки и соли. Война стала тем нравственным барьером, который не каждый человек может преодолеть и сохранить в себе человеческий облик.

Р ассказа Анны Адамовича «Немой» - яркий пример истинного гуманизма. Немецкий солдат Франц во время войны получил приказ сжечь дом в белорусской деревне, в котором он жил. Но он не смог убить маленькую девочку Полину и ее мать и вместе с ними прячется от нацистов в погреб. А когда приходят советские войска, Полина представляет немца немым братом, спасая его, как когда-то Франц спас их.

Повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие…" Образ Жени Комельковой

 

Афоризмы

1.Моя честь – это моя жизнь; обе растут из одного корня.

Отнимите у меня честь – и моей жизни придет конец. (В. Шекспир)

2.Совесть – это наш внутренний судья (Гольдбах).

3.Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце (Л. Ландау)

4.Хорошо на свете тому жить, у кого нет стыда в глазах (А. Островский)

5.Стыду научиться нельзя – с ним нужно родиться. (Публилий Сир)

6.Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь. (А. Шопенгауэр)

М.А. Шолохов — рассказ «Чужая кровь». В этом рас­сказе Шолохов поднимает проблему милосердия по отноше­нию к врагу. Старый казак Гаврила, потерявший на войне сво­его родного сына Петра, спасает своего врага — коммуниста Николая Косых. Он подобрал его умирающего и выходил, ос­тавив в своей семье. Гаврила и его старуха привязались к юно­ше, полюбили его как собственного сына. Однако в финале Николай возвращается на свою родину — на Урал, так как его ждут там на заводе.

 

Василий Гроссман «Жизнь и судьба»

Через дорогу перегоняли группу немецких пленных солдат, один из них полз на четвереньках. Когда он поравнялся с полковником, тот пихнул его сапогом. В этот момент Даренский почувствовал, что его голова затуманилась, и он произнёс: «Русские люди лежачих не бьют».

Ещё один эпизод из романа. Пленный немецкий офицер выно­сит из подвала трупы убитых сталинградцев. Женщина, стоящая ря­дом, увидела среди них свою дочь. И тогда она шагнула к немцу, гла­за её смотрели на него и одновременно искали кирпич на земле. Неизбежность того, что произойдёт, чувствовал часовой и не мог остановить женщину. А женщина уже не видела ничего, кроме лица немца. Не понимая, что делается с ней, она нащупала в кармане сво­его ватника кусок хлеба, протянула его немцу и сказала: «На, полу­чай, на, жри».

Что же это за сила, заставившая не просто пощадить убийцу, а от­дать ему, может быть, самую главную ценность в то голодное время? Это неистребимая сила жизни, оберегающая живое.

 

К. Паустовский — рассказ «Робкое сердце». За робким сердцем, неброской внешностью часто стоит душевная стой­кость, самоотверженность, готовность к подвигу. Такими ге­роями в рассказе являются фельдшерица Вера Яковлевна и ее племянник, летчик, совершивший в годы войны настоящий подвиг, бомбивший немцев, обосновавшихся в его родном го­роде. Он был захвачен в плен и публично казнен в родном го­роде.

 

«Свои» (2004) кино, фильм «Свои» – полотно Дмитрия Месхиева, повествующее о трех взятых немцами в плен советских военных (чекист, политрук и солдат-снайпер), которые сбегают во время марша и прячутся в деревне, где старостой служит отец младшего из героев. Пожилой мужчина соглашается спрятать сына и его сослуживцев, но это решение дается ему нелегко. Ведь за укрывание беглецов немцы безжалостно расстреливают, а защищать чекиста и политрука бывшему кулаку нет никакого резона…

 

Борис Васильев — рассказ «Экспонат №...». В этом произ­ведении автор ставит проблему исторической памяти и детс­кой жестокости. Собирая реликвии для школьного музея, пи­онеры крадут у слепой пенсионерки Анны Федотовны два письма, полученные ею с фронта. Одно письмо было от сына, второе — от его товарища. Письма эти были очень дороги ге­роине. Столкнувшись с неосознанной детской жестокостью, она потеряла не только память о сыне, но и смысл жизни. Ав­тор с горечью описывает чувства героини: «Но было глухо и пусто. Нет, письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шка­тулки — их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа». Письма же оказались в запаснике школьного музея. «Пионерам вынесли благодарность за ак­тивный поиск, но места для их находки так и не нашлось, и письма Игоря и сержанта Переплетчикова отложили про за­пас, то есть попросту сунули в долгий ящик. Они и сейчас там, эти два письма с аккуратной пометкой: «ЭКСПОНАТ №...». Лежат в ящике стола в красной папке с надписью: «ВТОРИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫК ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ».

 

Долохов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» извиняется перед Пьером накануне Бородинского сражения. В минуты опасности, в период общей трагедии в этом жестком человеке просыпается совесть. Этому удивлён Безухов. Долохов проявляет себя как порядочный человек, когда он с другими казаками и гусарами освобождает партию пленных, где будет и Пьер; когда он с трудом будет говорить, увидев неподвижно лежащего Петю. Совесть – категория нравственная, без неё невозможно представить себе настоящего человека.

 

Вопросы совести и чести важны для Николая Ростова. Проиграв Долохову большие деньги, он даёт себе слово вернуть их отцу, который спас его от бесчестья. Спустя время, Ростов поступит так же по отношению к отцу, когда вступит в наследство и примет все его долги. Мог ли он поступить иначе, если в родительском доме в нем воспитали чувство долга и ответственности за свои поступки. Совесть – тот внутренний закон, который не позволяет Николаю Ростову поступать безнравственно.

 

«Мастер и Маргарита» М.Булгаков. Проблема совести и нравственного выбора тесно связана с образом Понтия Пилата. Историю эту начинает рассказывать Воланд, а главным героем становится не Иешуа Га-Ноцри, а сам Пилат, который казнил своего подсудимого.

«Тихий Дон» (Михаил Шолохов). Григорий Мелехов в годы гражданской войны руководил казачьей сотней. Он лишился этой должности из-за того, что не разрешал своим подчиненным грабить пленных и население. (В прошлых войнах грабеж был обычным делом в рядах казаков, но он был регламентирован). Такое его поведение вызвало недовольство не только со стороны начальства, но и со стороны Пантелея Прокофьевича, отца, который, пользуясь возможностями сына, решил «поживиться» награбленным. Пантелей Прокофьевич уже проделал это, побывав у старшего сына Петро, и был уверен в том, что и Григорий позволит ему обобрать сочувствующих «красным» казаков. Позиция Григория в этом отношении была конкретна: он брал «лишь съестное да корм коню, смутно опасаясь трогать чужое и с омерзением относясь к грабежам». «Особенно отвратительным» казался ему грабеж своих же казаков, даже если они поддерживали «красных». «Своего мало? Хамы вы! За такие штуки на германском фронте людей расстреливали», — бросает в сердцах он отцу.

 

«Герой нашего времени» М.Лермонтов. То, что за поступок, совершенный вопреки голосу совести, рано или поздно будет возмездие, подтверждает и судьба Грушницкого. Желая отомстить Печорину и унизить его в глазах знакомых, Грушницкий вызывает его на дуэль, зная, что пистолет Печорина не будет заряжен. Подлый поступок по отношению к бывшему приятелю, к человеку. Печорин случайно узнает о планах Грушницкого и, как показывают дальнейшие события, предотвращает собственное убийство. Так и не дождавшись, когда в Грушницком проснется совесть и он признается в своем коварстве, Печорин хладнокровно убивает его.

 

Преступление и наказание» (Федор Михайлович Достоевский). Раскольников, создавший свою теорию “крови на совести”, всё рассчитал, проверил “арифметически”. Именно совесть не позволяет ему стать “Наполеоном”. Смерть “никому не нужной” старухи вызывает неожиданные последствия в жизни окружающих Раскольникова людей; следовательно, решая вопросы нравственные, нельзя доверяться только логике и разуму. “Голос совести долгое время остаётся у порога сознания Раскольникова, однако лишает его душевного равновесия “властелина”, обрекает на муки Лексическое значение: Афоризмы: одиночества и разъединяет с людьми” (Г.Курляндская). Борьба между разумом, оправдывающим кровь, и совестью, протестующей против пролитой крови, заканчивается для Раскольникова победой совести. “Есть один закон — закон нравственный”, — утверждает Достоевский. Поняв истину, герой возвращается к людям, от которых он был отдалён совершённым преступлением.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: