Административно-правовой механизм охраны окружающей среды.




 

Методы административно-правового механизма управления заключаются в разработке и издании правовых и административных актов, регулирующих организацию и управление в сфере природопользования, права и обязанности руководящих работников, должностных лиц и населения страны по экономному использованию и воспроизводству природных ресурсов и обеспечению равновесия в природной среде. Административные акты имеют обязательную силу и непосредственно воздействуют на коллективы предприятий, организаций, отдельных работников и население данного района.

Источники экологического права и государственные органы охраны окружающей среды

Система природоохранного законодательства в России имеет четыре уровня: законы и кодексы; указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования, правительственные нормативные акты; нормативные акты министерств и ведомств; нормативные решения органов местного самоуправления. Вершиной этой пирамиды является Конституция РФ, в которой декларируется право человека на благоприятную окружающую среду и компенсация вреда, причиненного ему загрязнением (ст.42), отражается положения об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, которые являются основой жизни и деятельности народов РФ.

Конституция устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч.1 ст.9). Это положение может оцениваться как конституционное закрепление экологической функции государства и субъектов-природопользователей. Оно содержит их обязанность обеспечить охрану окружающей среды и отдельных природных ресурсов.

Объявляя человека, его права и свободы высшей ценностью (ст.2), Конституция устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42). Одновременно с признанием субъективных экологических прав Конституция возлагает на каждого обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58).

С учетом федеративного устройства России Конституция определяет, какие вопросы в сфере охраны окружающей среды должны быть решены исключительно на федеральном уровне и совместно Федерацией и ее субъектами. В частности, в исключительном ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; производство ядовитых веществ и порядок их использования (ст.71). В основном вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе развитие земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и охране окружающей среды, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст.72).

Законы и кодексы

Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный Закон РФ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002г. №7 ФЗ. В этом главном федеральном законе отражены основные вопросы взаимодействия человека с природой на территории РФ. В главах закона четко выражен приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения при любой деятельности, оказывающей воздействие на природу. Объектами охраны являются естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, а также земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране подлежат заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие растения и животные.

В главах закона устанавливается компетенция государственных органов в экологической области, нормируется качество среды и порядок государственной экспертизы, устанавливаются требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности, введена ответственность за нарушение законодательства.

Действующий ныне Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (2002) значительно расширяет полномочия государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам РФ предоставлено право разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей, ограничивать и (или) запрещать хозяйственную или иную антиэкологическую деятельность на своих территориях и др.

В систему экологического законодательства входит ряд других законов, включая:

Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" от 14 июля 1982 г.;

Земельный кодекс РФ от 30 октября 2001 г.;

Федеральный закон "О недрах" от 8 февраля 1995 г.;

Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г.;

Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г.;

Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г.;

Федеральный закон "О животном мире" от 24 апреля 1995 г.;

Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г.;

Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.

Наряду с названными законами важную роль в охране окружающей среды играют законы, являющиеся источниками других отраслей российского законодательства:

Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" от 21 ноября 1995 г.;

Закон РФ "О защите прав потребителей" (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г);

Закон РФ "О стандартизации" от 10 июня 1993 г.;

Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 г.;

Закон РФ "О градостроительстве в Российской Федерации" от 14 июля 1992 г.;

Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г.;

Указы и распоряжения Президента РФ. Нормотворческая

компетенция Президента России предусмотрена ст.90 Конституции РФ, согласно которой Президент РФ принимает акты в форме указов и распоряжений. Указы и распоряжения главы государства обязательны для исполнения на всей территории России. Как подзаконные акты они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Нормативные акты природоохранных министерств и ведомств

издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей среды, в виде постановлений, инструкций, приказов и т.д.

Нормативные решения местных административных органов (мэрий,

сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды.

Государственные органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся Президент, Федеральное собрание, Государственная Дума, Правительство, предстательные и исполнительные органы власти субъектов РФ, муниципальные органы. Эти органы определяют основные направления природоохранной политики, утверждают экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции и др.

Государственные органы специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.

Комплексные органы выполняют все природоохранные задачи или какой-либо их блок. Функции управления природопользованием и охраны окружающей природной среды выполняет Министерство природных ресурсов РФ, в структуру которого входят Государственная служба охраны окружающей среды и Государственная служба контроля в сфере природопользования и экологической безопасности. К комплексным органам управления относятся также: Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава РФ, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, МЧС России.

Отраслевые органы (Роскомзем, Рослесхоз, Госкомрыболовство, Минсельхоз России) выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов.

Функциональные органы выполняют одну или несколько родственных функций в отношении природных объектов: Минатом России (обеспечения ядерной и радиационной безопасности), Госгортехнадзор России (контроль за использованием недр.), Минздрав России (санитарно-эпидемиологический контроль), МВД России (охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортными средствами, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции).

Экологический контроль

Экологический контроль в России проводится в форме государственного, муниципального, производственного и общественного контроля.

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

Решения, принимаемые должностными лицами государственного экологического контроля, обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, должностными лицами и гражданами. На основании этих решений соответствующие банковские учреждения должны прекращать финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее запрете органом государственного экологического контроля.

Решения государственных органов экологического контроля и должностных лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

Муниципальный экологический контроль осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами, в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством, в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: