ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НТГСПИ (филиал) ФГАОУ ВПО «РГППУ»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УМР

_________________

/Л. П. Филатова/

«___»_______2015 г.

 

 

Программа учебной дисциплины

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

(С ПРАКТИКУМОМ)

 

 

Основная образовательная программа подготовки бакалавра

по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

 

 

Нижний Тагил

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (С ПРАКТИКУМОМ)»

ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Профили:

«Психология и педагогика начального образования»

«Психология и педагогика дошкольного образования»

«Специальная психология и педагогика»

«Психология образования»

 

Срок изучения – 4 семестр

Трудоемкость – 2 з.е. – 72 часа

Лекции – 4 час.

Практические занятия – 8 час.

Форма отчетности – зачет (9 час.) в четвертом семестре.

  Темы занятий Распределение часов
Трудо-емкость Аудит. Занят. Лекции Практич. занятия Самост. работа
             
  Введение в психолого-педагогическую диагностику       -  
  Методы психолого-педагогической диагностики и диагностический процесс       -  
  Организация психолого-педагогической диагностики       -  
  Психолого-педагогическая диагностика познавательных процессов          
  Психолого-педагогическая диагностика личности     -    
  Диагностика межличностных отношений     -    
  Обработка и оформление результатов психолого-педагогической диагностики     -    

 


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Практическое занятие (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Подготовить описание диагностических методик по следующему алгоритму: назначение, основное содержание, оборудование, алгоритм проведения и обработки данных.

- Таблицы Шульте;

- Методика пиктограмм;

- Тест креативности Е.П. Торренса.

2. Провести самобследование познавательной сферы у группы и составить заключение.

3. Составить описание методик, направленных на изучение способностей и интеллектуальной сферы по алгоритму: цель, оборудование, инструкция, ход проведения, возрастные ограничения.

- Тест цветные прогрессивные матрицы Дж. Равенна.

- Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.

Тема 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ

Практическое занятие (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Исследование эмоционально-личностных особенностей (исследование способности к выделению эмоционального подтекста в рассказе, «Эмоциональные лица»)

2. Методики исследования самооценки и уровня притязаний.

3. Проективные методики исследования личности (тест Роршаха, «Несуществующее животное»).

4. Методика исследования волевой сферы.

5. Варианты личностных опросников Р. Кеттела. Описание факторов личностных свойств.

6. Опросные методы при изучении интересов, склонностей, профессиональной направленности («Карта интересов», «Дифференциально-диагностический опросник»).

7. Методика изучения организационных и коммуникативных способностей (Калининский).

 

Тема 6. ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Практическое занятие 9 (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Подготовить описание следующих методик по алгоритму: назначение, основное содержание, оборудование, алгоритм проведения и обработки данных:

- Методика «Кинетический рисунок семьи»

- Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга

- Цветовой тест отношений (ЦТО)

- Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР)

- Провести обследование по методике Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга и составить заключение.

2. Провести изучение межличностных отношений в группе студентов с помощью социометрии, обработать и сделать выводы.

3. Педагогическая диагностика. Цели и задачи, методики.

 

Тема 7. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Практическое занятие 11 (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Протоколы фиксации результатов психологической и педагогической диагностики. Составить различные варианты бланков диагностических процедур с учетом возрастных особенностей, сферы изучения и цели обследования.

2. Качественная и количественная обработка результатов исследования. Составление памятки, помогающей описывать качественные и количественные критерии.

3. Оформление результатов исследования. Психолого-педагогическая характеристика, заключение.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

(С ПРАКТИКУМОМ)»

1. Понятие и функции психодиагностики.

2. Сферы использования.

3. Ошибки в использовании психодиагностических методик.

4. История развития психодиагностики.

5. Первая экспериментальная психологическая лаборатория.

6. Шаблон оформления описания методики.

7. Шаблон оформления результатов диагностики.

8. Типы диагностических методик.

9. Форма и содержание психологического тестирования.

10. Виды опросников.

11. Проективные техники. Цели. Группы.

12. Психофизиологические методики.

13. Метод наблюдения (пример: методика Н.Я. Басова).

14. Виды наблюдения.

15. Беседа.

16. Анализ продуктов деятельности (контент-анализ).

17. Предмет школьной психологической диагностики.

18. Психологический диагноз.

19. Задачи психодиагностического обследования.

20. Факторы риска и благоприятные факторы в дошкольном возрасте.

21. Факторы риска и благоприятные факторы в младшем школьном возрасте.

22. Оценка особенностей психического развития ребенка. Норма развития.

23. Педагогическая диагностика. Цели, задачи, методы.

24. Психометрические основы психодиагностики. Определение надежности теста. Валидность теста. Стандартизация теста.

25. Виды психодиагностических шкал.

26. Представление результатов психодиагностики.

27. Психолого-педагогическое представление на учащегося по результатам диагностики (структура).

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫПО КУРСУ

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (С ПРАКТИКУМОМ)»

Основная литература

1. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика. СПб., 2006.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. СПб., 2009.

3. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ.высш.учеб. заведений/ Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2008.

Дополнительная литература

1. Акимова М. К., Данилов В. А., Козлова В. Т. Методы диагностики при­родных психофизиологических особенностей человека. М., 1992.

2. Анастази А. Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2001.

3. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Ананьев Б. Г. Избр. психологические труды: В 2-х т. Т.2. М., 1980.

4. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологи­ческой диагностике. СПб.,2007.

5. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000.

6. Введение в психодиагностику: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисовой. М.: Академия, 1997.

7. Горбачева Е. И. Опыт конструирования критериально-ориентирован­ного теста // Вопросы психологии. - 1985. — № 5. — С. 133-139.

8. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984.

9. Леонова А.Б. психодиагностика функциональных состояний человека. МГУ,1984.

10. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

11. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. М., 2001.

12. Основы психодиагностики/Под ред. А.Г. Шмелева. М., Ростов-на-Дону, 1996.

 

Сетевые ресурсы

1. Библиотека портала – https://www.edu.ru/index.php?page_id=242

2. Гуманитарная электронная библиотека – https://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html

3. Интернет библиотека электронных книг Elibrus – https://elibrus.1gb.ru/psi.shtml

4. Каталог образовательныхинтернет-ресурсов https://www.edu.ru/index.php?page_id=6

5. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – https://elibrary.ru/defaultx.asp

6. Научная онлайн-библиотека Порталус– https://www.portalus.ru/

7. Педагогическая библиотека - https://www.pedlib.ru/Books/3/0243/3_0243-329.shtml

8. Служба Twirps.com – https://www.twirpx.com/about/

9. Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена - https://lib.herzen.spb.ru

10. Федеральный портал Российское образование

https://www.edu.ru/index.php?page_id=242

11. Электронная библиотека учебников по педагогике

https://studentam.net/content/category/1/2/5/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: