Йос Стеллинг: «Я возвращаюсь в Россию благодаря зрителям»




Кто он известный голландец?

 

ЙОС СТЕЛЛИНГ / JOS STELLING - голландский режиссер и сценарист, родился 16 июля 1945 года в г.Утрехте (Голландия). Получил художественное образование, специализировался в живописи и графике. Как кинорежиссер дебютировал в 1974 году фильмом "Марикен из Неймегена", который демонстрировался на кинофестивале в Каннах. Йос Стеллинг снял более десяти игровых и документальных картин, и его фильмы отличает глубина постановки психологических и этических проблем, их неординарное решение, а также острый юмор.

Самой значительной работой Стеллинга 1970-х годов считается картина "Рембрандт, создано в 1669 году" (1977), удостоенной призов на фестивалях в Корке и Асала. В 1980-х годах большую известность получили его ленты "Притворщик" (1981), "Иллюзионист" (1983), который получил специальный приз жюри на МКФ в Венеции, "Стрелочник" (1986). Последний фильм, наряду с созданным в 1996 году "Летучим голландцем", мировая критика включила в сотню лучших кинокартин столетия.

В 2000-х годах в своих фильмах Стеллинг нередко снимает российских актеров. В частности, главную роль в фильме «Душка» (2007 год) сыграл Сергей Маковецкий, в картине 2012 года «Девушка и смерть» снимаются тот же Маковецкий, а также Леонид Бичевин, Рената Литвинова, Светлана Светличная, Максим Ковалевский.

Стеллинг являет собой квинтэссенцию голландской школы кино, он не собирается "американизироваться" ради повышения сборов. Деньги на жизнь и творчество режиссеру приносят открытые им арт-кафе и кинотеатр в Утрехте, которые стали местом паломничества любителей и профессионалов кино со всей Европы.

Для многих российских зрителей знакомство с кинематографом Йоса Стеллинга началось с просмотра его короткометражки "Зал ожидания" (1996) на "Фестивале Фестивалей" - 2000 в Санкт-Петербурге. Затем, в октябре того же года, Стеллинг сам приехал в Москву, провел несколько своих мастер-классов во ВГИКе и на Высших курсах сценаристов и режиссёров, Киноцентр на Красной Пресне организовал ретроспективу его фильмов, затем картины Стеллинга снова были показаны в Москве, в рамках программы Нидерландского кино. Санкт-Петербургский "Фестиваль Фестивалей" -2001 включил в одну из своих программ всё, что было создано режиссёром за последние 18 лет.

Просим Вас поучаствовать в этом мероприятии, которое имеет важнейшее культурное значение, как для Уфы, так и для республики.

Информация о Йосе Стеллинге:

https://filmpro.ru/journal/16415798

https://tvkultura.ru/video/show/episode_id/368169/video_id/82406/brand_id/19725/

https://www.peoples.ru/art/cinema/producer/stelling/

 

Прямая речь

Йос Стеллинг: «Я возвращаюсь в Россию благодаря зрителям»

(фрагмент интервью https://www.kinopoisk.ru/interview/2160359/)

— Вы далеко не первый раз в Москве, а «Девушка и смерть» — второй фильм, который вы делаете совместно с российскими продюсерами и актерами. Что заставляет вас возвращаться в Россию снова и снова?

— Это публика. Когда я приезжал сюда с «Душкой» и еще раньше с «Летучим голландцем», я был поражен, узнав, что мои «Стрелочник» и «Иллюзионист» так популярны среди российских зрителей. Более того, они жаждали увидеть и другие фильмы. Зрители — это ведь вторая половинка, без которой не было бы кино. Фильм — лишь одна часть, не существующая без второй, публики. Когда у твоих фильмов есть хорошая и благодарная аудитория, ты в нее влюбляешься. Это как брак.

Когда я был в Санкт-Петербурге, в Русском музее, я поинтересовался у гида насчет икон. Я их ужасно не люблю, они такие плоские и однообразные, безэмоциональные. А гид ответил мне, что эмоции не в картине. Они в том, кто на нее смотрит. Публика выполняет свою часть работы. Еще он сказал мне: вы на Западе очень ленивы, все эмоции вы закладываете в саму картину. Посмотрел и пошел дальше. Вы не заставляете себя работать, смотрите пассивно, а не активно. Думаю, в этом основа моей связи с Россией — восприимчивый, думающий, поэтичный зритель.

— Когда вы начинали писать «Девушку и смерть», вы уже знали, что это будет отчасти российское кино?

— Да, ведь все началось с «Душки». Вдохновением для создания «Душки» стал журналист из Санкт-Петербурга Юрий Кохенко, он сам был как Душка. Потом я стал думать о том, чтобы сделать этот фильм совместно с Восточной Европой, ведь там тоже есть зрители и есть инвесторы. Вскоре я встретил Сергея Маковецкого. Какое счастье работать с таким прекрасным актером! Я понял, что мне нужно обязательно сделать с ним еще один фильм. К тому же в «Душке» снялась потрясающая девушка — актриса Сильвия Хукс. Знаете, у нее как будто есть какая-то тайна. С ней мне тоже хотелось еще раз поработать. К тому же я был вдохновленПушкиным, Чеховым. В какой-то момент все эти элементы сложились, и получилась лента «Девушка и смерть».

 

— Критики усмотрели в «Девушке и смерти» метафору вечного притяжения и невозможности быть вместе между Востоком и Западом, Россией и Европой. Вы согласны с такой интерпретацией?

— В моем фильме много противостоящих сторон: мужчина и женщина, Запад и Восток, Россия и Голландия, день и ночь, прошлое и будущее. В нем есть множество противоположностей, не только лишь одна. К тому же это история любви России и Голландии, классическая романтическая фабула. Они влюблены друг в друга, но я напридумывал для них множество препятствий. В рецензии одного голландского критика я вообще обнаружил такой вопрос: почему главный герой влюбляется в больную женщину? Вот вам пример типично голландского вопроса. (Смеется.) Наша героиня больна туберкулезом, а это очень сильное и красивое (для кино) заболевание. Когда вы волнуетесь, нервничаете, болезнь прогрессирует. Вот почему ее называли болезнью бедняков. У богачей была возможность лежать, ничего не делать и таким образом приглушать симптомы туберкулеза, тогда как простые люди вынуждены были заниматься тяжелым трудом и усугубляли свое состояние. Я выбрал именно туберкулез для своей истории именно благодаря этому свойству: когда девушка влюбляется, она начинает страдать из-за своей любви, и болезнь прогрессирует. Ее возлюбленный, по сути, являет собой смерть. Но что-то я увлекся! Интерпретации — это для зрителей, а режиссер не должен объяснять свои фильмы, я так считаю.

«Интерпретации — это для зрителей, а режиссер не должен объяснять свои фильмы»

— «Девушка и смерть» отличается от ваших предыдущих картин. В ленте, например, не так много того абсурдного юмора, который любят ваши поклонники.

— Да, я боролся с желанием внести побольше иронии. Мне хотелось снять совершенно другой фильм — напряженный, драматический, без юмора. Но приходилось постоянно себе об этом напоминать. Когда снимаешь драму, на площадке обычно все смеются, бесконечно возникают какие-то веселые ситуации. Но я боролся! Хотя все равно оставил пару сцен, где юмор все-таки победил. Так что это был осознанный выбор. А вот свой следующий фильм я хочу сделать более забавным. Но и жизнь, знаете, не веселая штука. Жизнь как раз чаще всего ужасна.

— И о чем же будет ваш следующий фильм?

— О, он будет называться «Последний курильщик». (Стеллинг кивает на лежащую рядом пачку и сигарету в руке.) Забавно, ведь сейчас практически везде запретили курить. Курить приходится так, как будто ты заговорщик, в строжайшем секрете и где-то в уголке.

— Очень современная история.

— Но у меня она будет безвременной. Всегда нужно делать фильмы без привязки к конкретному времени, эпохе. А если ты помещаешь историю в прошлое, она становится еще более универсальной. Все мои фильмы можно смотреть 10, 20 лет спустя, и они ничего не теряют.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: