Цицерон. Речь против Катилины




Риторика

К. филол. н., доцент Никонова М.Н.

Практическое занятие 2.

Тема: Общение и его виды. Риторика как наука и учебная дисциплина.

Цель – получить представление об общении, его способах и средствах, а также о риторике как о науке, изучающей слово и речь как важнейшее средство человеческого общения; о функциях языка, взаимосвязи языка, мышления и речи; уяснить специфику языка как основного средства мышления; расширить и углубить знания о языке как системе знаков и ее единицах, о риторике и её разделах; научиться использовать невербальные средства общения.

Ключевые понятия

Риторика, ораторское искусство, красноречие, полемическое мастерство, практическая /прикладная риторика, неориторика, язык, общение, коммуникация, знак (вербальный невербальный), система, единица языка, средства общения, универсальность, функция языка (коммуникативная, информационная, агитационная, эмотивная, метаязыковая, фатическая, гносеологическая, аксиологическая, предикативная, номинативная), понятие, слово.

Вопросы (для подготовки ответов используйте материал лекции и пособия М.Н. Никоновой «Русский язык и культура речи» на стр. 4-14; 53-57).

1. Понятие общения, коммуникации. Структура общения и условия коммуникативной ситуации.

2. Виды и средства общения.

3. Определение языка, его существенные свойства.

4. Невербальные средства общения.

5. Риторика: предмет, задачи.

6. Причины развития риторики как искусства, учебной дисциплины и науки в Древней Греции.

7. Риторика: классические и современные определения.

8. Риторика: в узком и широком значении.

9. Общая риторика. Частная / практическая риторика.

Письменно в тетрадях для практических работ выполните задания

1. Прочитайте приведенные определения риторики. В чем разница между традиционным (1) и современным (2) значением слова «риторика»? Дополните и уточните компоненты, входящие во второе определение.

(1) Риторика – это теория, мастерство и искусство красноречия.

(2) Риторика – это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи.

Целесообразная речь – это…; воздействующая речь – это …; гармонизирующая речь – это…

 

2. Прочитайте и прокомментируйте различные определения риторики. Что является общим в этих определениях и чем они различаются?

· «Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» (Аристотель. IV в. до н.э.);

· «Риторика есть художество, яже учит слово украшати и увещевати». (Николай Спафарий, переводчик Посольского приказа, 1672);

· «Риторика есть хитрость добро глаголати». (Из рукописи риторики конца XVII века);

· «Красноречие есть способность выражать свои мысли и чувствования на письме или на словах правильно, ясно и сообразно с целью говорящего или пишущего». (А. Ф. Мерзляков. Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических, 1804).

 

Пользуясь данными толкового словаря С.И. Ожегова, определите, какие из приведенных слов синонимичны: оратор, ритор, лектор, трибун, вития. Аргументируйте свою точку зрения.

 

Задание 4. Познакомьтесь со знаменитой речью Цицерона, оцените, насколько два перевода цицероновской речи различны между собой, а латинский текст намного короче русского – почему?

Цицерон. Речь против Катилины

Quousque tandem abut e re, Catilina, pati e ntia nostra? Quem ad finem sese effren a ta iact a bit aud a cia tua? Pat e re iam tua consilia non sentis? Quid pr o xima, quid superi o re nocte e geris, ubi f u eris, quos convoc a veris, quid cons i lii c e peris, nos ignor a re arbitr a ris? O tempora, o mores! Senatus haec int e llegit, consul videt: hic tamen vivit! Vivit? Immo vero etiam in senatum venit, fit p u blici consilii p a rticeps, notat et designat o culis ad caedem unumquemque nostrum: nos autem, fortes viri, satis f a cere rei publicae vid e mur, si ist i us fur o rem ac tela vit e mus.

Ad mortem te, Catilina, duci iussu c o nsulis iam pridem oport e bat, in te conferri pestem, quam tu in nos machin a ris.

 

Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Как долго еще ты, в своем бешенстве, будешь издеваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться своей дерзостью, не знающей узды? Неужели тебя не встревожили ни ночные караулы на Палатине, ни стража, обходящая город, ни страх, охвативший народ, ни присутствие всех честных людей, ни выбор этого столь надежно защищенного места для заседания сената, ни лица и взоры всех присутствующих? Неужели ты не понимаешь, что твои намерения открыты? Не видишь, что твой заговор уже известен всем присутствующим и раскрыт? Кто из нас, по твоему мнению, не знает, что делал ты последней, что предыдущей ночью, где ты был, кого сзывал, какое решение принял? О времена, о нравы! Сенат все это понимает, консул видит, а этот человек все еще жив. Да разве только жив? Нет, даже приходит в сенат, участвует в обсуждении государственных дел, намечает и указывает свои взглядом тех из нас, кто должен быть убит, а мы, храбрые мужи, воображаем, что выполняем свой долг перед государством, уклоняясь от его бешенства и увертываясь от его оружия.

Казнить тебя, Катилина, уже давно следовало бы, по приказанию консула, против тебя самого обратить губительный удар, который ты против всех нас уже давно подготовляешь.

(Марк Туллий Цицерон. Речи в двух томах. М., Наука, 1993. Т.1. Перевод В.О.Горенштейн и М.Е.Грабарь-Пассек.)

 

Доколе же, Катилина, ты будешь злоупотреблять нашим терпением? До какого предела дойдет твоя разнузданная наглость? Неужели ты не понимаешь, что твои замыслы раскрыты? Неужели ты думаешь, что мы не знаем, что ты делал ближайшей, а что предыдущей ночью, где ты был, кого созывал, какое решение принял? О времена, о нравы! Сенат это понимает, консул видит, он, однако, живет! Живет? Мало того, он даже приходит в сенат, участвует в обсуждении государственных дел, взглядом (своим) отмечает и обрекает на заклание каждого из нас; а мы, (воистину) храбрые мужи, воображаем, что выполняем свой долг перед республикой, (досл. достаточно делаем для республики), если избегаем его ярости и оружия.

Уже давно следовало казнить (досл. отвести на казнь) тебя, Катилина, по приказу консула, против тебя обратить гибель, которую ты замышляешь против нас.

(Лидия Виничук. Латинский язык. Самоучитель для студ. гум. фак. ун-тов и пед. вузов. М., 1980. Перевод с польского И.С.Култышевой и З.Ф.Пенюк.)

Практический блок

Для совершенствования ораторского мастерства необходимо:

1. Искать и формировать уместный образ ритора;

2. Учиться практически в реальной речевой борьбе;

3. Анализировать критически свою и чужую речь;

4. Найти образец и у него учиться;

5. Изучать законы и правила риторики;

6. Знакомиться с творчеством писателей и ораторов разных эпох и стилей.

7. Упражняться и практиковаться в написании и произнесении речей;

8. Читать и декламировать вслух образцовые тексты;

9. Заниматься техникой речи.

ТЕХНИКА РЕЧИ - средство речевого воздействия. Постановка речевого дыхания и голоса.

Задание 1. Тренировка дыхания. Речевое дыхание является физической основой звучности. Упражнение «Егорки».

 

После произнесения начала фразы «Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки…» – сделайте правильный вдох (делая вдох, представьте, что нюхаете цветок. При этом живот распущен, рёбра расширяются; закрепите вдох толчком живота, подтяните низ живота (как при кашле). После этого начинайте выдох медленно и плавно, при этом живот постепенно втягивается, рёбра опускаются, вдох короткий, выдох длинный. При правильной организации речевого дыхания ваши руки должны двигаться согласно движению мышц живота и межрёберных мышц: верхняя часть грудной клетки не должна ни опускаться, ни подниматься.) и на выдохе считайте: «раз Егорка, два Егорка, три Егорка…» и т.д.

Минимальный результат –33 Егорки, максимальный – 45.

Задание 2. Работа над артикуляцией. Это работа произносительных органов при образовании звуков речи, слогов и слов. Дикция (чёткость речи) страдает из-за неточности артикуляционной установки и из-за пассивности произносительного аппарата.

Замечательным упражнением для развития артикуляции и выработки чёткой дикции являются скороговорки. Скороговорки нужно сначала прочитать по слогам, обращая внимание на конечные слоги слов, которые при устной речи часто глотаются или звучат неотчётливо. Потом читайте их, делая небольшие остановки перед каждым словом (предлоги, союзы и все слова, произносимые без ударения, сливайте в произношении вместе с теми словами, возле которых они стоят).

Скороговорки для тренировки звуков: р, л, м, н

1. Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

2. На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Двора выдворить обратно на дровяной двор.

3. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

4. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

5. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

6. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

7. Расскажите про покупки. Про какие про покупки. Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

8. Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

9. Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопиевича. Говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопиевича.

10. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.

11. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

12. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию.

13. На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя.

14. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня?

15. Собирала Маргарита маргаритки на траве. Растеряла Маргарита маргаритки, да не все;

16. Орёл на горе, перо на орле, гора под орлом, орёл под пером.

Скороговорки для тренировки звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х

1. Около кола колокола, около ворот коловорот.

2. Ткет ткач ткани на платки Тане.

3. Все бобры для своих бобрят добры.

4. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

5. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

6. Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

7. Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

8. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

9. Командир говорил про подполковника, про подполковницу, про подпоручика, про подпоручицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал;

10. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: «Сено граблями, краб, грабь».

Скороговорки для тренировки звуков: с, з, ш, ж, ч, щ, ц

1. У осы не усы, не усища, а усики.

2. Свиристель свиристит свирелью.

3. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

4. Жутко жуку жить на суку.

5. Тщетно тщится щука ущемить леща.

6. Около колодца кольцо не найдется.

7. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

8. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

9. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

10. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

11. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

12. Целебен сок цветка нарцисса, он исцеляет тела мышцы. Цыгане ценят это средство и лечат этим средством с детства;

13. Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарище товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарища товарищу товарищ;

В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж. Чрезвычайно чисто, чрезвычайно чётко.

Задание 2. Прочитайте выразительно тексты о русском языке и слове. Прежде всего старайтесь следить за мыслью автора, доносить ее до слуха вашей аудитории.

Обратите внимание на: 1) паузацию, деление речи на такты (см. советы ниже); 2) логическое ударение, которое ставится на «главных» словах во фразе; 3) эмоционально-энергетическую окраску речи, которой создается выразительная интонация.

 

М.В. ЛОМОНОСОВ:

Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, италиянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.

(«Российская грамматика», 1755)

Л.Н.ТОЛСТОЙ:

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.

(«На каждый день», 1906-1910)

И.А.ИЛЬИН:

И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык.

В нем - вся она, наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм, и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен все выразить, изобразить и передать.

(«О России», 1947)

Справка:

1. Речь начинается с деления на отрезки, или речевые такты. Не спешите, думайте о том, что вы говорите. П а у з а – проявление мастерства говорящего, поэтому цените ваши слова: держите паузу, делающую смысл ваших слов значительным.

2. В каждом отрезке речи есть логический центр, главные слова. Обычно это слова, несущие основную, новую информацию. На этих словах делается логический акцент (ударение). В каждой фразе такое ударение определяется по смыслу, который вы хотите вложить в слова. Поэтому находите точно логический центр. Выделяем главные слова полужирным шрифтом.

3. Действие, которое вы совершаете, и смысл, который вкладываете в слова, должны подсказать вам нужную интонацию (мелодический рисунок) вашей речи. Предлагаемый рисунок интонации показываем стрелками ø и ö, хотя вы, конечно, должны иметь в виду, что возможен и другой выбранный вами интонационный рисунок.

4. Старайтесь четко артикулировать все звуки вашей речи. Артикуляция – ясное и четкое произношение – показывает культуру вашего звучания. В то же время нельзя и скандировать, излишне акцентируя каждый звук. Ничто не ценится так, как естественность, живая заинтересованность и собственный стиль.

 

Задание 3. Прочитайте предложенный текст как сказку и как информационное сообщение.

В четверг четвертого числа в четыре четверти часа от топота копыт пыль по полю летит: то послали Сеню с донесеньем. Голова у Сени с лукошко, а мозгу не крошки. Доскакать доскакал, да все не так рассказал: рассказал, что не тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали; что Прокоп не варил свой укроп, а съел у Малаши всю сыворотку из-под простокваши да еще пирог с грибами, чтоб держать язык за зубами. Прокоп-то держал, а Сеня все болтал да болтал, да вздремнул, всхрапнул. По виду орел, по уму тетерев.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: