Методы и способы приватизации




Федеральное государственное бюджетное учреждение

Высшего образования

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Сибирский Институт Управления – филиал РАНХиГС

 

Кафедра экономики и инвестиций

Контрольная работа

По дисциплине: «Теория собственности»

Тема: «Приватизация в Казахстане»

 

  Выполнили: Студенты 2 курса, 18118 группы Ф.И.О.: Поляков Артём Сергеевич, Пехова Юлиана Проверил: Зам. зав. кафедрой экономики и инвестиций, доцент кафедры экономики и инвестиций Ф.И.О.: Филатова Наталья Геннадьевна  
   

 

 

Новосибирск 2019 г.

Содержание

Введение. 3

История приватизационного процесса. 4

Этапы приватизации. 4

Методы и способы приватизации. 7

Результаты приватизации. 9

Заключение. 10

Библиографический список. 11

 


Введение

Проблема преобразования отношений и структуры собственности является одной из ключевых в ходе реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой.

Естественно, что стержнем реформы собственности в переходной экономике является приватизационная политика и практика. Вместе с тем этот процесс начался в Казахстане не сразу, ему предшествовала целая серия подготовительных мер идеологического и правового характера.

Приватизационная волна, захлестнувшая мир в 80-е годы, к началу 90-х годов докатилась до Казахстана. Если в 80-е годы тема приватизации реально интересовала лишь узкий круг ученых академического толка, и то лишь применительно к странам Запада и развивающегося мира, то где-то с осени 1991 г. в Казахстане начинается сверхактивное обсуждение приемлемой модели приватизации для внутренних нужд.

Актуальность этой темы обусловлена тем, что собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории.

Целью данной работы является рассмотрение истории приватизационного процесса, выявление этапов, методов и способов приватизации и необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике,

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

· изучить сущность, формы и способы процесса приватизации

· определить цели и этапы приватизации

· раскрыть методы и способы приватизационного процесса

· оценить роль приватизации в экономике Казахстане

 


 

История приватизационного процесса

Вполне естественно, что зарождение рыночного бума в тогда еще Казахской ССР было напрямую связано с общесоюзными процессами и проблемами. В мае 1990 года Совет Министров СССР представляет на обсуждение Концепцию перехода к регулируемой рыночной экономике. Как в самом центре, так и союзных республиках начались разработки собственных нормативных актов. Казахстанская республика естественно не стала исключением и на вторую сессию Верховного Совета Казахской ССР двенадцатого созыва была вынесен масштабный документ под названием "Программа перехода к рынку", одним из ключевых разделов которой стал пункт "Разгосударствление и приватизация собственности". С этого момента, мало известный термин получил путевку в жизнь, на долгие годы став не только одним из наиболее употребительных слов, но и, по сути, определенным символом наступления новой эпохи. Если же говорит о динамике, то здесь, пожалуй, стоит напомнить то, что в итоге приватизация осуществлялась в четыре этапа, каждый из которых являлся как бы логическим продолжением предыдущего. Безусловно, этапы эти весьма условны и было бы наивно предположить, что все они четко планировались изначально. Жизнь сама диктовала формы и зачастую необходимо было принимать весьма оперативное и смелое решение, дабы впоследствии корректировать проделанную работу, приводить ее в соответствие с постоянно модернизирующимся законодательством и исправлять неминуемые в таких случаях погрешности.[1]

Этапы приватизации

Первый этап пришелся на 1991–1992 годы. Это начало реструктуризации государственной собственности путем акционирования большинства предприятий с различной степенью государственного участия. На этом этапе приватизация носила инициативный характер. Государственные органы принимали решение о приватизации только после заявки коллектива предприятия на приватизацию. Выбор формы разгосударствления и приватизации предприятия предоставлялся самому трудовому коллективу.

Посредством аукционов и конкурсов в течение 1991-1992 годов было приватизировано 4770 объектов, в том числе 472 совхоза, переданных в коллективную собственность. От общего количества приватизированных предприятий около 60 процентов составили объекты розничной торговли, общепита, бытового обслуживания и коммунального хозяйства.

Во втором этапе – с 1993 по 1995 годы это уже так называемая "массовая приватизация", а также приватизация по индивидуальным проектам и объектов агропромышленного комплекса. Важнейшим шагом стала единая система управления и приватизации государственной собственности. Участие в массовой приватизации приняли свыше 11 миллионов человек, т.е. 67% населения республики. Всего за эти два года в рамках малой приватизации, суть которой заключалась в аукционной и конкурсной продаже объектов торговли, бытового обслуживания и промышленных предприятий с численностью до 200 человек, было реализовано более 6 000 объектов.

В рамках приватизации агропромышленного комплекса продано 1967 предприятий, что составило 93% всех объектов АПК. За время купонной приватизации было выставлено на продажу 172,5 миллиона акций 1707 акционерных обществ.[2]

В эти годы в республике приватизировано 1490 государственных сельскохозяйственных предприятий, т.е. 70,2% от общего числа государственных предприятий агропромышленного комплекса.

В целом на данном этапе приватизировано 6037 государственных объектов, а также госпакеты акций и доли участия 385 АО и ТОО, в доход государства направлено 9 476 676 тысяч тенге.

Особенностью третьего этапа с 1996 по 1998 годы стал переход к секторным программам приватизации и реструктуризации.

Только в 1997 году, в рамках реализации секторных программ, было продано 1946 объектов социальной сферы, в том числе 67,7% объектов здравоохранения, 57,7% – образования, 49,8% – культуры, 66,7% – объектов туризма и спорта, подлежащих приватизации. На этом этапе по республике были приватизированы 162 государственных сельхозпредприятий.

Кроме того, до конца 1998 года было приватизировано 2615 акционерных обществ и хозяйственных товариществ, что составило 51,8 % от общего числа созданных акционерных обществ и хозяйственных товариществ. Приватизировано 2905 объектов социальной сферы.

В результате реализации третьего этапа было приватизировано 14686 объектов государственной собственности. Участие иностранного капитала в приватизационных процессах, использование зарубежного опыта в управлении отечественными предприятиями подтвердили правильность выбора стратегии по привлечению прямых иностранных инвестиций.

Четвертый этап – с 1999 год и по настоящее время характеризуется новыми подходами к распределению полномочий между уровнями государственного управления в вопросах управления и распоряжения государственной собственностью. Ключевым моментом данного периода явилось разделение государственной собственности на республиканскую и коммунальную. Предоставление Акимам областей, городов Алматы и Астаны права принятия решений и осуществления приватизации объектов коммунальной собственности реально способствовало укреплению местного государственного управления, обеспечению финансовой и экономической самостоятельности регионов.[3]

В период 1999-2000 годов было продано 6688 объектов государственной собственности и были переданы в коммунальную собственность государственные пакеты акций и доли участия в 953 акционерных обществах и хозяйственных товариществах.

Методы и способы приватизации

1. Купля-продажа по конкурсу на аукционе (продажа объектов гос. собственности при предложении максимальной цены и согласии покупателя на выполнение поставленных условий)

2. Продажа долей (акции) в капитале предприятия (критериями победы являются объем и сроки инвестиций в объект приватизации)

3. Выкуп имущества предприятия, сданного в аренду (аукцион-продажа предприятий на открытых торгах, когда от покупателя ничего не требуется, кроме предложения максимальной цены)

Не подлежали приватизации объекты исключительной собственности Республики Казахстан – земля, её недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, исторические и культурные ценности страны.

В первые два этапа приватизация осуществлялась: в течение первого этапа осуществлялась приватизация жилья с использованием жилищных купонов, полученных населением безвозмездно, и в течение второго этапа население безвозмездно получило приватизационные купоны, которые можно было использовать только через инвестиционные приватизационные фонды, которых насчитывалось около 120.[4]

К недостаткам данного метода приватизации следует отнести то, что владелец приватизационного инвестиционного купона не имел права самостоятельно распоряжаться им, а только мог вложить его в инвестиционные фонды, что являлось существенным препятствием к непосредственному участию человека в приватизации конкретного предприятия.

Процесс приватизации предполагал возможность выкупа предприятия работниками, создание акционерного общества открытого и закрытого типа, акционерных обществ-хозяйств, в которых 51 % акций принадлежал государству.

Однако участие государства в акционерных обществах по типу холдинга не принесло желаемых результатов, не оживило слабые, обанкротившиеся предприятия, координационная, управленческая деятельность государства ограничилась только назначением руководителей предприятия, распределением произведённой продукции и использованием прибыли на нужды холдинга, что привело к потере оборотных средств и дальнейшему банкротству предприятий.[5]

Однако, как показала практика Казахстана, применение холдинговых акционерных обществ не решает всех проблем приватизации.

Политика разгосударствления и приватизации собственности в переходной экономике преследует не только разрушение монопольного положения государственной собственности и придание экономике рыночного характера, но и стабилизацию экономического развития, и достижение экономического роста:

· привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику

· сокращение государственного долга за счёт прекращения субсидирования государственных и увеличение доходов частных предприятий и населения, в итоге, прежде всего на повышение уровня жизни населения

· создание конкурентной рыночной среды

Как показывает зарубежный опыт, рынок начинает утрачивать свои лучшие качества, обуславливающие эффективность экономики, при наличии 30-40% государственной собственности. Поэтому формирование рыночной экономики в республике Казахстан предусматривает развитие многоукладной экономики, упорядочение и регулирование процессов преобразования государственной собственности в иные формы собственности.[6]

Результаты приватизации

Результаты приватизации. К завершению второй волны приватизации продано больше 300 гос. активов, большая часть которых перешла гражданам, индивидуальным предприятиям и юридическим лицам. Бюджет пополнился 86,5 млрд тенге. Итоги приватизации, 2014-2016 гг.: приватизировано 57 активов национального холдинга, сумма с продажи в бюджет – 68 млрд тенге; приватизировано 19 предприятий республиканской собственности, сумма с продажи в бюджет – 7 млрд тенге; приватизировано 157 объектов коммунального хозяйства, сумма с продажи в бюджет – 5 млрд тенге. 25 объектов культуры выбыли из программы приватизации, потому что по закону они не подлежат продаже.

Приватизация госимущества будет продолжена до 2020 г. Процесс по-прежнему считают способным привести к балансу интересы бизнеса и государства. От инвесторов власти ждут активности, объекты периодически представляют на различных экономических и инвестиционных форумах. По последним обновлённым данным портала Реестра госимущества продано 444 объекта. В составленном топовом списке гос. активов 65 предприятий. Большая часть из категорий: промышленность, услуги и энергетика. Несколько медицинских, образовательных организаций, транспортных, телекоммуникационных и сельскохозяйственных.[7]

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что приватизация оказывает прямое положительное влияние на рост производительности труда. При этом с развитием процессов приватизации, в обществе могут развиваться такие отрицательные тенденции как безработица и рост социальной напряженности. И все же приватизация является одним из движущих рычагов НТП, способствует обновлению ассортимента продукции на предприятиях, модернизации основных фондов, совершенствованию организации и нормирования труда. Т. е. оказывает, как положительное, так и отрицательное воздействие на экономику, и общество в целом.

К эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а рыночная система, главную движущую силу которой составляет конкуренция. Разгосударствление и приватизация образуют лишь объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому они являются не целью, а средством для повышения эффективности экономики и роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого из нас.

На современном этапе развития процессы приватизации прошли или проходят во всех странах мира, что является одним из основных условий создания рыночной экономики. Основным вопросом в этой области остаётся создание оптимальной законодательной базы, касающейся приватизационных процессов, с целью их регулирования и уменьшения негативных последствий.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: