ОСНОВЫКОМПОЗИЦИИ.
Существует два аспекта понятия «композиция»:
· Композиция как ПРОЦЕСС компонования и нахождения гармоничных отношений
· Композиция как РЕЗУЛЬТАТ (пример: Кандинские и его работы под названием «Композиция номер…»
Книга «Объем и пространственная композиция» под ред. Степанова
В. Устин «Композиция в дизайне» (оч хорошие картинки)
Основные свойства
объемно-пространственных форм:
Основные свойства
- Геометрический вид формы
- Положение формы в пространстве
- Величина формы
- Масса формы
Дополнительные свойства:
- фактура
- цвет
- свет (освещение)
Геометрический вид (категории)
- По складывающим их поверхностям
- Развитие по координатам
По складывающим поверхностям
1. Формы, образованные параллельно-перпендикулярными плоскостями (чаще всего это вертикали и горизонтали)
Наиболее употребляемый вид форм, тк человек интуитивно ориентирован на распознавание вертикальных и горизонтальных линий, поэтому человеку в этих формах комфортно.
К тому же эта форма легко делится на себе подобные (параллельно-перпендикулярные объекты)
2. Формы, образованные НЕ параллельными и НЕ перпендикулярными плоскостями
Примеры: многогранники: Дедекаидеры 12-ти гранник, призмы, пирамиды
Эти формы часто используются при комбинаторике- когда композиция создается композиция из модульных элементов: имеющиеся в плоскости элементы легко сочетаются друг с другом по размеру
3. Все тела вращения, формы с параболическими и непараболическими поверхностями
Примеры: шар, конус, цилиндр
4. композитная группа форм (сочетает в себе комбинации форм разных групп)
|
я классификация «по геометрическому виду» предполагает развитие формы по координатной сетке
- объемные формы
(формы, развитые приблизительно в равных пропорция по глубине, ширине и высоте, те по всем трем направлениям.
Классический пример: Шар, куб
- плоскостные формы
(формы, развитые преимущественно по 2-м координатам, а 3-я находится в подчиненном положении).
В связи с этим плоскостные формы могут быть
· фронтальными (развиты ширина (х) и высота (у),
· профильными (развиты высота и глубина (z)
· горизонтальными (фронтальная (х) и глубина (z)
- линейные формы
Развито и доминирует только одно координатное направление, остальные – подчиненное
· фронтально-линейная форма
· вертикальная форма
· глубинная форма
Зрение
Фронтальное зрение (перпендикулярно лучу зрения)
Периферическое зрение (делает форму более выпуклой или вогнутой)
Величина формы
В композиции величина формы не измеряется конкретными единицами измерения. Тут всегда все относительно. Как так или иной предмет или форма воспринимается в контексте с другими формами.
(пример про два кружка, окруженного кружками)
Масса формы
Масса формы не имеет физического измерения. Имеется ввиду именно зрительный вес формы.
Одна и та же форма может смотреться более легкой или тяжелой в зависимости от окружения. Кроме этого на восприятие массы влияет материал, из которого выполнен объект дизайна.
# Пример: два одинаковых куба: стеклянный и деревянный куб. Визуально стеклянный куб смотрится легче, хотя по массе тяжелее
|
Так же более легкими формами выглядят объекты, развитые по вертикальной координате, чем формы такого же объема в равной степени, развитые по глубине, вертикали и фронтали.
Кроме этого на зрительный вес может влиять цвет предмета.
(контрастное решение визуально разрушает форму и делает ее более легкой, в отличие от монохромного цвета)
Фактура
Предмет, поверхность которого представляет собой вибрацию выпуклых и вогнутых объемных элементов (одинаковых)