СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПО ПЕДАГОГИКЕ
Рабочая программа практики для специальности 020201.65 – Биология
Курс__3__
Форма обучения ___очная___________
Общая трудоемкость дисциплины по ГОС ВПО:___ 36 ___ часов
Абакан
1.Рабочая программа составлена в соответствии с ГОС ВПО по специальности
020201.65 – Биология |
утвержденного_______________________
2. Разработчики рабочей программы
доцент доцент | кафедры общепрофессиональных психолого-педагогических дисциплин | Мохова Л.А. Пустовойт Н.В. | |
(должность) | (кафедра) | (подпись) | (ФИО) |
3. ПРИНЯТА на заседании кафедры
кафедры общепрофессиональных психолого-педагогических дисциплин |
(наименование кафедры)
___________ 08.09.2009 ________ протокол № ___1___
(дата)
И.о. зав. кафедрой | Н.Ф.Сагоякова |
(подпись) (ФИО)
4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающей кафедрой: СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану
Зав. выпускающей кафедрой |
(подпись) (ФИО)
___________________________
(дата)
5. В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры
(наименование кафедры)
___________________________ протокол № ___
(дата)
Зав. кафедрой |
(подпись) (ФИО)
___________________________ протокол № ___
(дата)
Зав. кафедрой |
(подпись) (ФИО)
___________________________ протокол № ___
(дата)
Зав. кафедрой |
(подпись) (ФИО)
Пояснительная записка
Специальная практика для студентов 3 курса углубляет и закрепляет теоретические знания по педагогике на практике. Программа построена на основе требований Государственного образовательного стандарта.
Актуальность изучения данного курса обусловлена требованиями практической готовности будущих специалистов к осуществлению профессиональной деятельности во время прохождения педагогической практики. В настоящее время в основе педагогической практики студентов университета лежит не только необходимость определения их теоретической и практической готовности к решению возникающих профессиональных проблем, но и, что тоже важно, формирование способности к преодолению разрыва между образовательными знаниями и реальными базовыми процессами современного образования; способности к выявлению реальных проблем обучения и воспитания того или иного образовательного учреждения и их решению.
|
Основной целью специальной практики является знакомство студента-практиканта с состоянием педагогического процесса в образовательном учреждении; деятельностью классного руководителя; содержанием воспитательной работы; содержанием условий жизнедеятельности учащихся; основными направлениями деятельности учителя-предметника; овладение первичными умениями организации совместной творческой деятельности.
Задачи специальной практики:
В период педагогической практики студент овладевает профессионально-педагогическими умениями, навыками и умениями самостоятельного ведения учебно-воспитательного процесса.
- углубление и закрепление теоретических знаний, и применение этих знаний в учебно-воспитательной работе;
- формирование умений организовывать познавательную деятельность учащихся;
- проведение учебно-воспитательной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
|
- самостоятельное планирование, проведение, контроль и корректировка внеурочной деятельности;
- развитие умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве классного руководителя;
- отработка приемов владения аудиторией, формирования мотивации учащихся;
- развитие у студентов умений выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения
В соответствии с требованиями студент должен иметь представление:
- об организации деятельности в образовательном учреждении;
- об особенностях деятельности педагога в образовательном учреждении.
Студент должен знать:
- режим работы в образовательном учреждении;
- виды и формы воспитательных мероприятий; технологию их организации и проведения;
- методы диагностики индивидуальных и возрастных особенностей детей, детского коллектива;
- технологию формирования детского коллектива;
Студент должен уметь:
- планировать деятельность в рамках педагогической практики;
- организовывать и проводить мероприятия разной направленности; развивающие, познавательные и др. игры;
- анализировать учебные занятия;
- анализировать собственный уровень развития профессиональных знаний, умений навыков с целью их совершенствования.
Студент должен иметь опыт:
- проведения диагностики индивидуальных и возрастных особенностей детей, детского коллектива;
- планирования учебных занятий;
- педагогического общения с детьми и членами педагогического коллектива.
Студент выполняет функции помощника классного руководителя. Форма контроля - зачет
|
Базы практики
В качестве базы практики студентам предлагаются средние общеобразовательные школы.
В г. Абакане: СШ № 1, СШ № 3, СШ № 10, СШ № 11, СШ № 14, СШ № 19, СШ № 22, СШ № 24, СШ № 25, СШ № 30, Республиканская национальная гимназия.
Организация практики
Организация и проведение специальной практики обеспечивается деятельностью группового руководителя, руководителей практики от учреждения-базы практики и взаимодействующими с ними студентами-практикантами. Все взаимодействия руководителей практики со студентом-практикантом фиксируются руководителями письменно в контрольно-зачетной книжке по педагогической практике.
Структура деятельности студента практиканта
Вся деятельность студентов во время прохождения педагогической практики сводится к следующему:
- ознакомление с условиями работы школы (материально-техническая база, педагогический коллектив, планирование, воспитательная работа);
- посещение и анализ учебных занятий;
- психолого-педагогическое изучение личности школьника на, основе ознакомления с личным делом, дневником, классным журналом, наблюдений во время уроков и внеклассных мероприятиях, бесед с одноклассниками, учителями, родителями и использование экспериментальных психолого-педагогических методик;
- организация индивидуальной работы с учениками по предмету;
- участие в организации общественно полезного труда (дежурство, самообслуживание), в изготовлении наглядных пособий, и оформлении кабинетов;
- организация коллективных посещений, театра, музеев, выставок;
- выполнение творческих заданий кафедры психологии.
Все выполненные студентами виды практики, фиксируются в дневнике наблюдений, который практикант обязан вести с первого дня специальной практики заполнять ежедневно. В дневнике указывается дата посещения уроков; фамилия, имя, отчество преподавателей, ученический класс, вид урока и тема, по которой будет анализироваться урок по плану практики. Фиксируются данные урока, и дается анализ урока по приложенной схеме.
Содержание практической деятельности студента-практиканта
1. Изучение классного коллектива.
2. Знакомство с деятельностью классного руководителя.
3. Знакомство с деятельностью учителя-предметника.
4. Посещение и анализ уроков, различных внеклассных мероприятий, анализ конкретных педагогических ситуаций.
5. Постановка воспитательных задач, планирование воспитательной работы на период педпрактики.
6. Участие в жизнедеятельности класса и школы, организация внеучебной деятельности учащихся.
7. Сотрудничество с учителями школы, учениками, преподавателем кафедры педагогики.
Заданияпрактики
(последовательность выполнения заданий определяется студентом индивидуально и указывается в плане и дневнике педагогической практики)